Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе государства. Предметом - финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе государства;
2) Рассмотреть виды государственного регулирования финансов организаций;
3) Выявить формы доступа предприятий к финансовым рынкам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Оценка этапов развития межбюджетных отношений
1.2 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма
1.3 Зарубежная практика регулирования межбюджетных отношений
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
2.2 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам
2.3 Анализ форм межбюджетного регулирования
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2013 ГОДА
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 136.38 Кб (Скачать)

     Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается  в процессе перераспределения национального  дохода.

     Главными  методами мобилизации национального  дохода в процессе перераспределения  при формировании фондов выступают  специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной  властью.

     Значительное  количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

     Средства  бюджетов поступают в форме безвозмездных  субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные  средства.

     Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует  большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число  федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования  и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются  в федеральном бюджете)6

     По  Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим  исключением), доходы которых формировались  за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

     Бюджет  Пенсионного фонда РФ формируется  за счет: страховых взносов; средств  федерального бюджета; сумм пеней и  иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования; добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей  или застрахованных лиц; иных источников, не запрещенных законодательством  РФ.

     Средства  бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

     Вторым  по значению социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования  РФ. Фонд социального страхования, как  и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для  финансирования выплат различных пособий  по временной нетрудоспособности и  родам, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

     Фонд  социального страхования образуется за счет: страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также  иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности; доходов от инвестирования части временно свободных средств  Фонда; добровольных взносов граждан  и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

     Фонд  обязательного медицинского страхования  РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом "Об обязательном медицинском  страховании граждан в РСФСР" от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации  в охране здоровья работников.

     ФОМС  формируется за счет страховых взносов  и бюджетных ассигнований. Плательщиками  выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.) 

     Государственное регулирование финансов предприятий  является существенным условием их функционирования. 
 
 
 
 
 
 
 

               1.2.  Государственное регулирование финансов организаций

       Контроль присущ любой управленческой деятельности. И поскольку финансовая деятельность государства, в известной степени, относится к сфере управления финансами, то выделяют такой специфический вид контроля как финансовый контроль. Иными словами финансовый контроль, являясь составной частью контроля вообще, обладает определенной спецификой.

     Финансовый  контроль – составная часть, или  специальная отрасль, осуществляемого  в государстве контроля. Наличие  финансового контроля объективно обусловлено  тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством финансов для решения своих задач обязательно  предполагает проведение с их помощью  контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

     Значение  финансового контроля выражается в  том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными  органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам  государства.

     Финансовый  контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

     Специфика финансового контроля заключается  в том, что он представляет собой  результат наложения контрольной  функции управления на контрольную  функцию финансов. При этом содержание финансового контроля определяется контрольной функцией, в которой выражена одна из сторон сущности финансов как экономической категории, что придает финансовому контролю объективный характер. Форма финансового контроля устанавливается в ходе управленческой деятельности и является сознательной деятельностью людей по использованию познанных объективных законов в области финансов, что придает ему субъективный характер.

     Таким образом, объективные по своему характеру  финансовые отношения, прежде чем найти  свое правовое оформление преломляются в субъективной деятельности государства, т.е. государство предопределяет содержание правовых норм, регламентирующих объективные  финансовые отношения.

     Совокупность  правовых норм, устанавливающих систему  и компетенцию субъектов контроля, а также порядок проведения финансовых проверок образуют институт финансового  контроля.

     Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих  финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются  нормы, предусматривающие его специфику  в отдельных финансовых правовых институтах.

     Основное  содержание финансового контроля в  отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в:

     а) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и  гражданами;

     б) проверке правильности использования  государственными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном  управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

     в) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

     г) выявлении внутренних резервов производства;

     д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

     В случае их выявления в установленном  порядке принимаются меры воздействия  к организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

     Финансовый  контроль призван решать две основные задачи:

     -  обеспечить соблюдение законности в области финансов.

     -  обеспечить рациональное и эффективное использование финансовых ресурсов.

     Благодаря наличию второй задачи финансовый контроль отличается от надзора в области  финансов, перед которым стоит  только задача обеспечения законности в области финансов. Финансовый контроль вправе осуществлять только собственник  в рамках своей собственности. Поэтому  в зоне финансового контроля находятся:

     а) все действия и операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов государства;

     б) операции, осуществляемые в процессе формирования, распределения и организации  использования финансовых ресурсов частных лиц.

     При этом отношения, возникающие в процессе использования финансовых ресурсов государства финансовыми не являются. Однако действия сторон, связанные с расходованием денежных средств государства, составляют объект финансового контроля.

     Принципами  финансового контроля являются: превентивность, всеобщность, действенность, оперативность, обоснованность, достоверность, постоянность, регулярность, гласность, публичность.

     Элементами  финансового контроля являются: цель контроля, субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, методы контроля.

     Таким образом, финансовый контроль – это  контроль за законностью и целесообразностью действий в области формирования, распределения и использования денежных фондов в целях обеспечения финансовой дисциплины.

               Цель контроля - это то, что определяет содержание финансового контроля (предупреждение нарушения финансовой дисциплины, выявление фактов нарушения финансовой дисциплины).

     Субъект контроля – это лицо, осуществляющее финансовый контроль (государственные  органы, собственник, хозяйствующий  субъект).

     Объект  контроля – это лицо, подвергающееся финансовому контролю (государственный  орган, хозяйствующие субъекты, физические лица).

     Предмет контроля – это материальные носители, содержащие сведения о финансовой, финансово-хозяйственной деятельности (первичная бухгалтерская документация, отчетная документация).

     Государственное регулирование в рыночных условиях представляет собой законодательно оформленную систему внешнего воздействия  на финансы предприятий. Государство  формирует финансовую политику на макроуровне и осуществляет законодательное регулирование финансов микроуровня. Оно определяет порядок образования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов, которые служат одним из источников финансирования предприятий.

     Основными направлениями государственного регулирования  финансовой деятельности предприятий  являются: налоговая система, ценообразование, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение, кредитование, формы платежей и расчетов, организация обращения ценных бумаг, бюджетное финансирование, состав и компетенция органов государственного управления в решении финансовых вопросов, государственные гарантии, лицензирование отдельных видов деятельности.

     Механизмом  государственного воздействия на предпринимательскую  деятельность являются экономические (косвенные) и административные (прямые) методы. Они должны использоваться в комплексе при проведении фискальной, инвестиционной, ценовой, амортизационной, денежно-кредитной и др. политики таким образом, чтобы не разрушить  рыночные основы, не допустить кризисных  явлений.

     Экономические методы (косвенные) воздействия государства на предпринимательскую деятельность довольно разнообразны. Основными из них являются:

     - налоги;

     - способы перераспределение доходов  и ресурсов;

     - ценообразование;

     - государственная предпринимательская  деятельность;

     - кредитно-финансовые механизмы и  др.

     Административные  методы (прямые) должны использоваться, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны. К ним относятся:

Информация о работе Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике