Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа
Данные положения актуальности определили цель данной работы -определение роли центрального банка в финансово-кредитной системе государства, а, следовательно, и его места в экономике страны в целом.
Решение поставленных задач определило структуру моей контрольной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Введение 3
Глава I. Роль центральных банков в финансовой системе и денежно-кредитной политике 5
1.1.Общая характеристика центральных банков в развитых странах 5
1.2. Общая характеристика Банка России 12
Глава II. Анализ показателей развития Банка России в финансово-кредитной системе РФ 17
2.1. Анализ на уровне РФ 17
2.2. Анализ показателей на уровне Пермского края 20
Глава III. Стратегия развития банковского сектора 25
Заключение 30
Ссылки 32
Список литературы 34
Приложения 36
Правительству Российской Федерации
и Банку России предстоит в
сжатые сроки реализовать комплекс
мер, предусмотренных указанным
Федеральным законом, подготовить
соответствующие нормативные
Отдельные нормы данного
Федерального закона поставят российские
кредитные организации в
Возможность открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, с одной стороны, позволит шире использовать современные банковские технологии и новые финансовые продукты, а с другой — будет способствовать повышению культуры банковского дела. Вместе с тем введение трансграничных банковских услуг потребует от российских банков существенного повышения конкурентоспособности. Необходимо обеспечить равные условия конкуренции российских банков и иностранных кредитных организаций в сфере банковских услуг.
Серьезным фактором повышения стабильности функционирования финансового сектора и экономики страны в целом является дальнейшее совершенствование платежной системы России, включая проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов.
Совершенствованию платежной
системы России будет способствовать
разработка Банком России системы валовых
расчетов, осуществляемых в режиме
реального времени. Такая система
предназначена для проведения крупных,
срочных, приоритетных платежей, генерируемых
межбанковскими рынками, рынками ценных
бумаг и другими
Полный план мероприятий по реализации стратегии можно посмотреть в приложении 3.
На основе осуществленного исследования я бы хотела подвести итоги. Какова же роль центрального банка в финансово-кредитной системе государства?
Во-первых, я бы хотела дать собственную трактовку такому явлению, как центральный банк. Центральный банк - это орган государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенный правом монопольно эмитировать банкноты, регулировать денежное обращение, контролировать кредитные организации, осуществлять функции "банка банков", хранить официальные золотовалютные резервы. Основными задачами центрального банка являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Во-вторых, мне бы хотелось выделить ряд факторов, которые, по моему мнению, оказывают влияние на роль центрального банка. К таким факторам относятся: инфляция, валютный курс, объем выданных кредитов.
Таким образом, без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать. На мой взгляд, основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора.
Также мне хочется отметить, что для положительного развития любой системы, в том числе и финансовой, необходимы чёткие и понятные, одинаковые для всех субъектов правила поведения. Первейшая роль Центрального банка - обеспечить эти условия и строго контролировать их соблюдение; принять все меры для формирования комплексной правовой основы функционирования финансовых учреждений. Центральный банк обязан выступать как инициатор законотворческого процесса в финансово-кредитной сфере, а так же проводить экспертную оценку предлагаемых для принятия законопроектов, привлекать для этих целей научные учреждения, обеспечить соответствие содержания законопроектов потребностям государства, развития финансово-кредитной системы России.
Приложение 1
Продовольственные товары |
Непродовольственные товары |
Платные услуги |
Плодоовощная продукция |
Базовая инфляция |
Небазовая инфляция | |
IV квартал 2010 года | ||||||
Октябрь |
35,9 |
20,5 |
28,2 |
15,5 |
60,5 |
39,5 |
Ноябрь |
36,7 |
21,6 |
25,7 |
16,1 |
61,5 |
38,5 |
Декабрь |
37,0 |
20,7 |
23,6 |
18,7 |
60,3 |
39,7 |
2011 год | ||||||
Январь |
23,1 |
13,7 |
45,7 |
17,6 |
35,4 |
64,6 |
Февраль |
28,0 |
13,4 |
39,8 |
18,7 |
44,8 |
55,2 |
Март |
31,4 |
15,8 |
35,5 |
17,3 |
52,0 |
48,0 |
Апрель |
33,3 |
18,2 |
34,8 |
13,7 |
56,8 |
43,2 |
Май |
31,5 |
22,5 |
35,2 |
10,7 |
57,3 |
42,7 |
Июнь |
31,0 |
24,5 |
37,3 |
7,3 |
59,8 |
40,2 |
Июль |
33,6 |
26,7 |
40,8 |
-1,1 |
66,0 |
34,0 |
Август |
37,8 |
32,2 |
45,0 |
-15,1 |
66,0 |
23,2 |
Сентябрь |
39,9 |
37,7 |
44,9 |
-22,5 |
86,3 |
13,7 |
Октябрь |
39,6 |
39,2 |
41,2 |
-20,0 |
86,7 |
13,3 |
Ноябрь |
40,7 |
39,8 |
38,5 |
-19,0 |
87,4 |
12,6 |
Декабрь |
41,3 |
38,7 |
36,9 |
-16,9 |
86,6 |
13,5 |
Приложение 2
янв. |
фев. |
март |
I кв. |
апр. |
май |
июнь |
II кв. |
июль |
авг. |
сент. |
III кв. |
окт. |
нояб. |
дек. |
IV кв. | |
Номинальные курсы иностранных валют к рублю (рублей за единицу иностранной валюты) | ||||||||||||||||
Номинальный курс доллара США к рублю на конец периода |
29,67 |
28,94 |
28,43 |
28,43 |
27,5 |
28,07 |
28,08 |
28,08 |
27,68 |
28,86 |
31,88 |
31,88 |
29,9 |
31,32 |
32,2 |
32,2 |
Номинальный курс евро к рублю на конец периода |
40,65 |
40,01 |
40,02 |
40,02 |
40,81 |
40,06 |
40,39 |
40,39 |
39,52 |
41,84 |
43,4 |
43,4 |
42,38 |
41,85 |
41,67 |
41,67 |
Средний номинальный курс доллара США к рублю за период |
30,08 |
29,29 |
28,43 |
29,26 |
28,1 |
27,87 |
27,98 |
27,99 |
27,9 |
28,77 |
30,49 |
29,03 |
31,35 |
30,86 |
31,45 |
31,22 |
Средний номинальный курс евро к рублю за период |
40,35 |
39,97 |
39,77 |
40,03 |
40,56 |
40,1 |
40,23 |
40,29 |
39,93 |
41,18 |
42,15 |
41,08 |
42,94 |
41,88 |
41,48 |
42,1 |
Средний номинальный курс доллара США к рублю за период с начала года |
30,08 |
29,69 |
29,26 |
29,26 |
28,97 |
28,74 |
28,62 |
28,62 |
28,51 |
28,54 |
28,75 |
28,75 |
29 |
29,17 |
29,35 |
29,35 |
Средний номинальный курс евро к рублю за период с начала года |
40,35 |
40,16 |
40,03 |
40,03 |
40,16 |
40,15 |
40,16 |
40,16 |
40,13 |
40,26 |
40,46 |
40,46 |
40,71 |
40,81 |
40,87 |
40,87 |
Индексы обменного курса рубля (в % прироста к декабрю 2010 г.)* | ||||||||||||||||
Индекс номинального курса рубля к доллару США |
2,6 |
5,3 |
8,5 |
5,4 |
9,8 |
10,7 |
10,2 |
10,2 |
10,6 |
7,2 |
1,2 |
6,3 |
-1,6 |
0 |
-1,9 |
-1,2 |
Индекс номинального курса рубля к евро |
1,1 |
2 |
2,5 |
1,9 |
0,6 |
1,7 |
1,4 |
1,2 |
2,1 |
-1 |
-3,2 |
-0,7 |
-5 |
-2,6 |
-1,7 |
-3,1 |
Индекс номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
1,4 |
3,2 |
4,8 |
3,1 |
3,8 |
5,5 |
7,4 |
5,6 |
8 |
5 |
2,2 |
5 |
1,5 |
5,5 |
5,4 |
4,1 |
Индекс реального курса рубля к доллару США |
4,5 |
7,7 |
10,5 |
7,5 |
11,5 |
12,5 |
12,4 |
12,1 |
12,6 |
8,7 |
2,4 |
7,8 |
0,3 |
2,4 |
1,1 |
1,3 |
Индекс реального курса рубля к евро |
3,5 |
4,8 |
5,2 |
4,5 |
3,1 |
4,7 |
4,6 |
4,2 |
5,4 |
1,8 |
-0,9 |
2,1 |
-2,4 |
0,4 |
1,6 |
-0,1 |
Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
3,4 |
5,3 |
6,9 |
5,2 |
5,6 |
6,7 |
8,4 |
6,9 |
8,8 |
4,9 |
1 |
4,8 |
0,1 |
3,8 |
3,8 |
2,5 |
Индексы обменного курса рубля (в % прироста к предыдущему периоду)* | ||||||||||||||||
Индекс номинального курса рубля к доллару США |
2,6 |
2,7 |
3 |
5 |
1,2 |
0,8 |
-0,4 |
4,6 |
0,3 |
-3 |
-5,7 |
-3,6 |
-2,7 |
1,6 |
-1,9 |
-7 |
Индекс номинального курса рубля к евро |
1,1 |
1 |
0,5 |
4,3 |
-1,9 |
1,1 |
-0,3 |
-0,7 |
0,8 |
-3 |
-2,3 |
-1,9 |
-1,8 |
2,5 |
1 |
-2,4 |
Индекс номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
1,4 |
1,7 |
1,6 |
4,6 |
-0,9 |
1,6 |
1,8 |
2,4 |
0,6 |
-2,8 |
-2,7 |
-0,5 |
-0,6 |
3,9 |
-0,1 |
-0,9 |
Индекс реального курса рубля к доллару США |
4,5 |
3 |
2,7 |
8 |
0,9 |
0,9 |
-0,1 |
4,3 |
0,2 |
-3,5 |
-5,8 |
-3,8 |
-2,1 |
2,1 |
-1,2 |
-6,1 |
Индекс реального курса рубля к евро |
3,5 |
1,3 |
0,3 |
7,7 |
-1,9 |
1,5 |
-0,1 |
-0,3 |
0,7 |
-3,4 |
-2,6 |
-2 |
-1,5 |
2,9 |
1,2 |
-2,2 |
Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
3,4 |
1,8 |
1,5 |
7,3 |
-1,2 |
1,1 |
1,6 |
1,6 |
0,4 |
-3,6 |
-3,7 |
-1,9 |
-0,9 |
3,7 |
-0,1 |
-2,2 |
Индексы обменного курса рубля (в % прироста к соответствующему периоду 2010 г.)* | ||||||||||||||||
янв. |
янв.-фев. |
янв.-март |
I кв. |
янв.-апр. |
янв.-май |
янв.-июнь |
1-е |
янв.-июль |
янв.-авг. |
янв.-сент. |
9 мес. |
янв.-окт. |
янв.-нояб. |
янв.-дек. |
год | |
полу- | ||||||||||||||||
годие | ||||||||||||||||
Индекс номинального курса рубля к доллару США |
-0,5 |
1,3 |
2,2 |
2,2 |
2,6 |
3,8 |
5,1 |
5,1 |
5,7 |
5,7 |
5,2 |
5,2 |
4,3 |
3,9 |
3,4 |
3,4 |
Индекс номинального курса рубля к евро |
6,1 |
4,7 |
3,4 |
3,4 |
1,7 |
0,4 |
-0,5 |
-0,5 |
-0,8 |
-1,3 |
-1,7 |
-1,7 |
-1,7 |
-1,4 |
-1,5 |
-1,5 |
Индекс номинального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
2 |
1,9 |
1,7 |
1,7 |
0,9 |
0,7 |
1 |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
2,2 |
2,4 |
2,4 |
Индекс реального курса рубля к доллару США |
7,4 |
9 |
9,6 |
9,6 |
9,9 |
10,9 |
12 |
12 |
12,5 |
12,2 |
11,3 |
11,3 |
10,2 |
9,6 |
8,8 |
8,8 |
Индекс реального курса рубля к евро |
13,8 |
12,1 |
10,7 |
10,7 |
8,8 |
7,4 |
6,3 |
6,3 |
6 |
5,3 |
4,6 |
4,6 |
4,3 |
4,4 |
4,1 |
4,1 |
Индекс реального эффективного курса рубля к иностранным валютам |
7,7 |
7,5 |
7,1 |
7,1 |
6,2 |
5,7 |
5,7 |
5,7 |
5,8 |
5,4 |
4,9 |
4,9 |
4,6 |
4,8 |
4,7 |
4,7 |
Знак «+» означает укрепление
российского рубля к
Приложение 3
План мероприятий
по реализации Стратегии развития банковского
сектора Российской Федерации на период
до 2015 года
|
Форма реализации |
Срок реализации |
Ответственные исполнители | |
I. Повышение конкурентоспособности банковского сектора. Развитие финансовой инфраструктуры. Снижение издержек банковской деятельности | ||||
1. |
Разработка законодательства Российской Федерации о национальной платежной системе |
проекты федеральных законов |
приняты Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в 1-м чтении |
Минфин России Минэкономразвития
России ФСФР России с участием заинтересованных
федеральных органов |
2. |
Реализация мероприятий, направленных
на внедрение универсальной |
нормативные правовые акты |
в соответствии с планом мероприятий, необходимых для реализации Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 1433-р |
Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральной уполномоченной организации |
3. |
Обеспечение иммунитета центральных банков иностранных государств и принадлежащего им имущества |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России |
4. |
Установление запрета на открытие филиалов иностранных банков |
проект федерального закона |
в соответствии со сроками вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию |
Минфин России Минэкономразвития России МИД России с участием Банка России |
5. |
Закрепление транспарентных процедур, связанных с регистрацией (аккредитацией) представительств иностранных банков на территории Российской Федерации и возложение на Банк России полномочий по их регистрации (аккредитации) в установленном им порядке |
проект федерального закона |
2013 год |
Минюст России Минфин России Минэкономразвития России МИД России ФАС России с участием Банка России |
6. |
Совершенствование залогового законодательства
Российской Федерации в части
создания системы регистрации |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
7. |
Предоставление банкам возможности заключать с вкладчиком, являющимся физическим лицом, договор банковского вклада на условиях, не предусматривающих права вкладчика на досрочное востребование суммы вклада или ее части или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России ФСФР России Минэкономразвития России с участием Банка России |
8. |
Введение в законодательство Российской Федерации понятия "металлический счет", в том числе для физических лиц |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
9. |
Совершенствование правового регулирования деятельности бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
10. |
Установление минимальных |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России Минздравсоцразвития России ФСФР России ФАС России с участием Банка России |
11. |
Совершенствование регулирования вопросов ответственности должностного лица кредитной организации за невыполнение обязанностей по контролю за выполнением хозяйствующими субъектами порядка ведения кассовых операций |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
II. Совершенствование качества банковских услуг | ||||
12. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации о потребительском кредитовании |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
13. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на защиту прав заемщиков от возможных злоупотреблений со стороны субъектов деятельности по взысканию задолженности |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФАС России с участием Банка России |
14. |
Внесение изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях в части |
проект федерального закона |
2011 год |
Минздравсоцразвития России Минфин России Минэкономразвития России ФАС России с участием Банка России |
III. Совершенствование банковского регулирования и надзора | ||||
15. |
Совершенствование подходов к определению перечня операций, подлежащих обязательному контролю, совершенствование механизмов риск-ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, расширение оснований, по которым кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) и выполнения распоряжения клиента о проведении операции, а также предоставление кредитным организациям права отказываться от исполнения договора банковского счета (вклада) и уточнение полномочий надзорных органов по контролю за соблюдением организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, отдельных требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма |
проекты федеральных законов |
2012 год |
Росфинмониторинг Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
16. |
Совершенствование законодательства
Российской Федерации в части
конкретизации требований к руководителям
и учредителям (участникам) кредитной
организации, предоставление Банку
России полномочий по контролю за соответствием
указанных лиц установленным
требованиям, осуществлению сбора
информации об их деловой репутации,
ведению соответствующих баз
данных, обработке и ведению |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
17. |
Совершенствование законодательства
Российской Федерации в части
расширения полномочий Банка России
по применению мер воздействия к
кредитным организациям за выявленные
недостатки в системах их корпоративного
управления, применения мер воздействия
к руководителям и |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
18. |
Обеспечение правовых условий организации консолидированного банковского надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствии с международным опытом в этой области, включая надзор за рисками, возникающими при взаимоотношениях кредитных организаций со связанными с ними лицами |
проект федерального закона |
внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
19. |
Обеспечение унифицированных надзорных требований к оценке устойчивости кредитных организаций и требований к участию в системе страхования вкладов на основе международных принципов надзора и применения мер воздействия |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
20. |
Создание законодательных |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
21. |
Внесение изменений в |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
22. |
Совершенствование процедур реорганизации кредитных организаций |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России |
23. |
Установление требований к аффилированным лицам кредитных организаций о предоставлении сведений о себе и порядка раскрытия информации об указанных лицах |
проект федерального закона |
2013 год |
Минэкономразвития России Минфин России ФСФР России с участием Банка России |
24. |
Установление в |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
25. |
Создание правовых условий взаимодействия Банка России и аудиторских организаций |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России ФСФР России с участием Банка России |
26. |
Внесение изменений в |
проект федерального закона |
2011 год |
Минэкономразвития России Минфин России с участием Банка России |
27. |
Установление уголовной |
проект федерального закона |
2012 год |
Минэкономразвития России Минфин России МВД России с участием Банка России |
28. |
Установление возможности |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
29. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации в части повышения минимального размера уставного капитала и собственных средств (капитала) банков |
проект федерального закона |
2011 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
30. |
Совершенствование законодательства Российской Федерации в части установления обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте руководителей |
проект федерального закона |
2012 год |
Минфин России Минэкономразвития России с участием Банка России |
Информация о работе Роль Банка России в финансово-кредитной системе РФ