Роль Банка России в финансово-кредитной системе РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Данные положения актуальности определили цель данной работы -определение роли центрального банка в финансово-кредитной системе государства, а, следовательно, и его места в экономике страны в целом.
Решение поставленных задач определило структуру моей контрольной работы. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Содержание

Введение 3
Глава I. Роль центральных банков в финансовой системе и денежно-кредитной политике 5
1.1.Общая характеристика центральных банков в развитых странах 5
1.2. Общая характеристика Банка России 12
Глава II. Анализ показателей развития Банка России в финансово-кредитной системе РФ 17
2.1. Анализ на уровне РФ 17
2.2. Анализ показателей на уровне Пермского края 20
Глава III. Стратегия развития банковского сектора 25
Заключение 30
Ссылки 32
Список литературы 34
Приложения 36

Работа содержит 1 файл

Финансы Готово.docx

— 85.31 Кб (Скачать)

Первоначально политика рефинансирования использовалась исключительно для  оказания воздействия на состояние  денежно-кредитного регулирования. По мере развития рыночных отношений наряду с первичным предназначением рефинансирование все чаше стало использоваться как инструмент финансовой помощи коммерческим банкам. Ссуды Центрального Банка РФ - источник временных ресурсов, необходимых для пополнения истощенных резервов. Однако доступ к кредитам рефинансирования не является свободным, а рассматривается как привилегия. Возможность получения кредитов и их размер зависят от ряда факторов и, прежде всего, от состояния денежно-кредитной сферы страны и финансового положения кредитополучателя.

 

2.2. Анализ показателей  на уровне Пермского края

 

 

В Пермском крае Центральный банк РФ осуществляет свою политику через Главное управление Банка России по Пермскому краю.

Рассмотрим, какое же влияние оказывают выше обозначенные факторы на роль Банка  России в Пермском крае.

1. Инфляция. Сводный индекс потребительских цен и тарифов на все товары и услуги в Пермском крае в январе 2012 года по отношению к декабрю 2011 года составил 100,7%, что на 1,3 процентных пункта ниже, чем в январе 2011 года.

При этом больше всего, согласно данных официальной  статистики, подорожали продовольственные  товары (+1%), тогда стоимость оказания услуг, напротив, сократилась на 0,1%.

На потребительском рынке выросли цены на мясо (кроме куриных окорочков), рыбу, молочные продукты, плодоовощную продукцию и алкоголь. В результате, в январе 2012 года по сравнению с декабрём 2011 года на 1,3% увеличилась стоимость минимального набора продуктов питания и составила в среднем по краю 2425 рубля на человека.

Следует отметить, что в целом по России уровень инфляции, по итогам января 2012 года, составил 0,5%. Напомним, что по итогам 2011 года, индекс потребительских цен в России составил 106,1, тогда как в Пермском крае инфляция была равна 6,7% [25].

Как и  на территории всей страны для сдерживания  роста инфляции на территории Пермского края Банк России планирует применять режим инфляционного таргетирования. Следствием применения данного режима, как уже отмечалось мною в первом параграфе главы, будет повышение степени доверия жителей нашего региона к проводимой политике.

2. Валютный курс. В Пермском крае в 2010 году резко сократилось количество и объем операций с иностранной валютой. Как отмечают специалисты, в 2010 году в сравнении с 2009-м оборот наличной иностранной валюты по операциям с участием физических лиц сократился на 32,8 % и составил 903,6 млн долларов США. В частности, население реже обменивало, покупало и продавало валюту, а также снимало ее со счетов и вкладов или, наоборот, пополняло их. По данным ГУ Банка России по Пермскому краю, в 2010 году сократился как совокупный спрос, так и совокупное предложение по иностранной валюте. Спрос уменьшился на 31,7 %, а предложение на 34,2 % в сравнении с 2009 годом. Составили они соответственно 503,4 и 400,1 млн долларов США. Специалисты регулятора рынка поясняют, что объемы выданной и проданной банками наличной валюты снизились на 36,0 и 29,1 %. Падение отмечалось и по другим показателям. Так в 2010 году банки купили и приняли на счета у населения валюты на 39,2 и на 29,2 % меньше, чем в 2009 году. В Главном управлении Банка России по Пермскому краю добавляют, что традиционно население региона больше покупает валюту, чем продает ее. Так, например, в 2010 году объем продажи валюты кредитными организациями превышает объем покупки у физических лиц в 1,9 раза, в 2009 году – в 1,6 раза, в 2008 году – в 4,6 раза.

Таким образом, чистый спрос на иностранную валюту в 2010 году составил 103,3 млн долларов США, что на 19,7 % ниже показателей 2009 года. В 2010 году уменьшилось и количество обращений физических лиц в банки. Если в 2009 году население 238,8 тысячи раз приходило в банки с целью продать валюту, то в 2010 году оно посетило банки 162,3 тысячи раз. При этом средний размер одной сделки снизился с 1,17 тыс. до 1,05 тыс. долларов. Покупкой валюты жители Пермского края в 2010 году также занимались реже, чем в 2009 году: 253,3 тысячи против 279,3 тысячи сделок. Хотя здесь их средний размер увеличился на 40 долларов и составил 1280 долларов. 

Падение интереса к иностранной валюте связывают с тем, что в 2010 году произошло укрепление национальной валюты – российского рубля, а следовательно, доллар или евро перестали демонстрировать высокие темпы роста. Регулятор рынка причину сокращения количества и объема операций с иностранной валютой видит не только в этом. Уменьшение оборота наличной иностранной валюты частично, на 10—12 %, объясняется тем, что перед Главным управлением Банка России по Пермскому краю стало отчитываться меньшее количество организаций. В одних случаях произошло сокращение количества внутренних структурных банковских подразделений. А в других – банковские филиалы были преобразованы в иные внутренние структурные подразделения (кредитно-кассовые офисы, операционные кассы и др.), которые направляют отчетность в другие территориальные учреждения Банка России.

На территории Пермского  края по-прежнему наибольшей популярностью  у населения при покупке-продаже  наличной иностранной валюты пользуются доллары США. Их удельный вес долларов в общем объеме обменных операций составляет 56,4 %. Доля евро равна 41,5 %. Оставшиеся 2,1 % приходятся на другие валюты: английский фунт стерлинга, швейцарский франк, чешская крона, канадский доллар, японская йена, австралийский доллар, казахский тенге [26].

3. Объем выданных кредитов. Первый квартал 2011 года сохранил тенденции, которые были свойственны рынку кредитования среднего и малого бизнеса в 2010 году. По итогам 2010 году объем выданных кредитов увеличился на 61,6 % до 64,95 млрд рублей, а кредитный портфель в результате вырос на 1,8 % и составил 69,94 млрд рублей. В январе-марте 2011 года эти показатели вновь продемонстрировали положительную динамику. Объемы выдачи кредитов среднему и малому бизнесу в абсолютном объеме выросли на 11,3 млрд рублей в сравнении с аналогичным периодом 2010 года, а в процентном отношении — на 88 %. Таким образом, объемы выдачи с начала года составили 24,1 млрд рублей.

Кредитный портфель также  увеличился. Срочная задолженность  по сравнению с I кварталом 2010 года увеличилась на 20,4 %, а с начала 2011 года — на 17,2 %.

Таким образом, в нашем регионе данный фактор также оказывает влияние на роль ЦБ РФ в денежно-кредитной системе, как Пермского края, так и страны в целом.

В заключении второй главы я бы хотела обобщить данные двух параграфов с помощью следующей таблицы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы

Российская Федерация

Пермский край

1. Инфляция

Оказывает

непосредственное    влияние на роль ЦБ РФ в денежно-кредитной    политике;     ее рост               обуславливает применение Банком России режима        инфляционного  таргетирования.

Оказывает непосредственное влияние;    инфляция    в нашем регионе  немного выше,    чем    по    всей стране,              поэтому применение       режима инфляционного таргетирования является     еще     более востребованным.

2. Валютный курс

Оказывает              влияние; регулирование     валютного  курса   -   это    важнейшее  направление    деятельности Банка  России в  валютной сфере;        Банк        России применяет                  режим плавающего курса рубля.

Влияет;     как     и     на территории всей страны в       Пермском       крае применяется        режим плавающего          курса рубля.

3. Объем кредитов

Влияет; роль центрального банка    увеличивается    по мере    роста    выдаваемых кредитов.     В     настоящее время     ЦБ     РФ     выдает кредиты    под    невысокие  проценты,      тем      самым выступает       незаменимым инструментом   финансовой помощи         коммерческим банкам.

Оказывают влияние; объем выданных кредитов увеличился вдвое на территории нашего региона.


 

Глава III. Стратегия развития банковского сектора

 

 

Приоритетом государственной  социально-экономической политики является обеспечение высоких и  устойчивых темпов экономического роста. Повышение роли банковского сектора  в экономике является одной из важнейших задач государства. Динамика решения задач развития банковского  сектора будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования  регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы  страхования вкладов.

Правительство Российской Федерации  и Центральный банк Российской Федерации (Банк России) рассматривают процессы реформирования банковского сектора  в качестве важного компонента развития и укрепления рыночных основ функционирования экономики страны.

Под реформированием банковского  сектора понимается комплекс мер, последовательно  осуществляемых органами государственной  власти, Банком России, кредитными организациями, их учредителями (участниками) и иными  заинтересованными лицами с целью  формирования развитого и эффективного банковского сектора, ориентированного на реальную экономику и на удовлетворение потребностей клиентов в качественных банковских услугах.

Основной целью развития банковского сектора на среднесрочную  перспективу является повышение  устойчивости банковской системы и  эффективности функционирования банковского  сектора. Реформирование банковского  сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу, прежде всего преодолению  сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.

Основными направлениями  деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются:

  • совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
  • формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве;
  • повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора;
  • развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;
  • укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
  • повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях;
  • развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из необходимости  развития в банковском секторе условий  для справедливой конкуренции, расширения спектра банковских услуг, повышения  привлекательности и доступности  банковских услуг для населения. Стратегическая перспектива развития структуры банковского сектора  состоит в оптимальном сочетании  крупных многофилиальных банков, региональных банков средней и небольшой  величины, банков, специализирующихся на отдельных услугах (потребительском  кредитовании, ипотеке, кредитовании малого и среднего бизнеса), расчетных и  депозитно-кредитных небанковских кредитных организаций. Целью Правительства  Российской Федерации и Банка  России является формирование в среднесрочной  перспективе банковского сектора, способного обеспечить предоставление всем категориям клиентов как на территории субъектов Российской Федерации, так и на рынках стран "ближнего зарубежья" универсального комплекса банковских услуг, а также банковское обслуживание российских экономических интересов в мировой экономике. Оптимальный по своей структуре и построенный на принципах справедливой конкуренции банковский сектор станет эффективным инструментом аккумулирования инвестиционных ресурсов для обеспечения ускоренного экономического роста на основе диверсификации экономики, выравнивания уровней регионального развития, повышения качества и уровня жизни российских граждан.

Уровень развития банковского  сектора во многом определяется состоянием банковской деятельности и динамикой  развития банковской сети в регионах.

Способность региональных органов  власти и деловых кругов целенаправленно  предпринимать усилия по развитию рыночных отношений и созданию на региональном уровне благоприятных возможностей для приложения капиталов играет важную роль в обеспечении более  сбалансированного распределения  финансовых ресурсов в территориальном  отношении, расширения предложения  банковских услуг и создания банков, в том числе филиалов крупных  банков из других регионов. В связи с этим Правительство Российской Федерации и Банк России при осуществлении мер по защите конкуренции на рынке банковских услуг будут содействовать созданию условий для ведения банковского бизнеса в различных регионах.

Банк России и соответствующие  федеральные органы исполнительной власти подготовят изменения в нормативные  правовые акты, предусматривающие упрощение  процедуры открытия и регистрации  филиала кредитной организации. Планируется принять решение  об отмене государственной пошлины, которую уплачивают кредитные организации  за открытие филиала.

Необходимо разработать  нормативные акты о порядке согласования систем сигнализации и охраны банковских помещений. Требуется также установить четкие единые требования и перечни  документов, запрашиваемых у кредитных  организаций при регистрации  филиалов и иных структурных подразделений.

В целях развития банковской сети в регионах и создания более  благоприятных условий для выравнивания возможностей доступа к банковским услугам в российских регионах предусматривается  законодательно определить возможности  кредитных организаций по созданию внутренних структурных подразделений  в форме и порядке, установленных  нормативными актами Банка России. Со своей стороны, Банк России подготовит нормативные акты, регулирующие порядок  создания банками передвижных пунктов  кассового обслуживания. Указанные  меры предоставят возможность кредитным  организациям развивать и совершенствовать свою внутреннюю организационную структуру, гибко реагировать на изменение  потребности населения в отдельных  видах банковских услуг и максимально  приблизить банковские услуги к потребителю.

С принятием Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" нормы законодательства Российской Федерации приводятся в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала. Это обеспечивает дальнейшую либерализацию российской экономики, улучшение инвестиционного климата в стране.    

Информация о работе Роль Банка России в финансово-кредитной системе РФ