Решение проблем финансирования бюджето-дефицитных регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Содержание

Введение 3
1 Решение проблем финансирования бюджето - дефицитных регионов 4
1.1Понятие бюджето – дефицитного региона и его признаки 4
1.2 Финансовые проблемы бюджето – дефицитных регионов 7
1.3 Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в
решении проблем финансовой обеспеченности бюджето – дефицитных регионов 9
2 Анализ доходов и расходов федерального бюджета
Российской Федерации за 2009-2011 гг 13
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2009 год 13
2.2 Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на 2010-2011 гг. 15
Заключение 20
Список использованных источников 21

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

     В свою очередь, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отметил тот факт, что если сравнивать приоритеты в проведении антикризисной политики в России и других странах, то у нас власти очень любят говорить о социальной защищенности граждан. «Но теперь выбраться из этой ловушки, в которую власти сами себя и загнали, будет очень сложно. Ближайшие два года в России являются выборными, и власти не смогут пойти на отмену обязательств, которые сами же на себя и взвалили. Но как их выполнить в условиях, когда цены на нефть могут пойти вниз – об этом, кстати, заявил и господин Кудрин, – пока непонятно». Аналитики ФБК согласны с тем, что 60–65 долларов за баррель – это вполне реальная оценка ближайших перспектив, учитывая, что нефтяной рынок сегодня во многом спекулятивный. К тому же, когда у России были средства, сконцентрированные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, можно было идти на внешние заимствования. Однако скоро этих средств не будет, и тогда условия кредитов резко поменяются, причем не в лучшую для нас сторону.

«Отрадным является лишь тот факт, что и  само руководство страны стало понимать всю опасность, – говорит Николаев. – Например, я отметил для себя, что в Бюджетном послании президента была отмечена важность «повышения эффективности  социальной защиты». Переводя с чиновничьего языка – это не повышение социальной защищенности, а лишь ее эффективности. Отрезвление все-таки наступает». [11]

     По его мнению, на 2011–2012 годы средства для выполнения всех принятых обязательств найдутся, но сложнее будет позже, когда откроется так называемое окно политических возможностей – то есть возможность принимать непопулярные меры. И первой из них станет скорее всего повышение пенсионного возраста, уверенно говорит он. «Скорее всего можно будет ждать повышения акцизов, сокращения помощи регионам и, что самое печальное, снижения затрат по статье «национальная экономика». Тогда как вложения в инфраструктуру, транспорт, ЖКХ и т.д. могли бы позволить стране быстрее выйти из кризиса.

     1.3 Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в решении проблем финансовой обеспеченности бюджето – дефицитных регионах

     В федеративном государстве различают вертикальную и горизонтальную сбалансированность бюджетной системы. Действующая модель межбюджетных отношений в России до сих пор ориентирована преимущественно на выравнивание доходов бюджетов различных уровней, а не на рациональное распределение их расходных функций. Естественно, что эта модель не может эффективно работать в условиях реальной рыночной экономики, поскольку в ней отсутствует стержневая основа распределительных отношений, отражающая интересы региональных и местных органов государственной власти. [2]

     Соответственно механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством бюджетного регионального выравнивания должен быть ориентирован на решение двуединой задачи вертикальной и горизонтальной сбалансированности бюджетов.

     Вертикальное выравнивание - процесс устранения несоответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с доходным потенциалом бюджетов всех уровней. [6]

      Т.е. если потенциальная возможность нижестоящего уровня бюджетной системы не достаточно для выполнения возложенных на него функций, вышестоящий уровень должен передать недостающие ресурсы (чаще всего с помощью регулируемых налогов).

     Горизонтальное выравнивание - процесс устранения несоответствия в бюджетной обеспеченности между бюджетами одного уровня по горизонтам, вызванного объективными причинами (выражается с помощью дотаций из вышестоящего бюджета). [9]

      Иначе говоря, этот механизм, с одной стороны, должен быть настроен на корректирование вертикальных диспропорций, то есть устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и теми поступлениями, которые закреплены за данным бюджетным уровнем, а с другой - на выравнивание уровня потребления государственных услуг в различных регионах.

     В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями. Задача горизонтального выравнивания становится здесь сложна, как ни в одной другой стране мира, поскольку решение задачи обеспечения каждому гарантированных государством услуг связано с большими различиями в экономическом положении тех или иных регионов, с различным уровнем затрат и большой дифференциацией бюджетных возможностей региональных и местных органов власти.

     Существенное воздействие на обеспечение каждому социальных стандартов, гарантированных государством, оказывают рыночные процессы и продолжающийся экономический кризис, заставляющий предприятия отказываться от социальных затрат и сокращать численность работников, которые обращаются за защитой к государству. Эти факторы породили ряд факторов, которые наряду с естественными географическими должны непременно учитываться при организации горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности. Это и дифференциация населения по уровню денежных доходов, и существенные региональные различия в прожиточном минимуме, и разный уровень цен. Все это значительно усложняет и без того непростую задачу бюджетного выравнивания. [8]

     Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых «нуждающихся» регионов, вторая - в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.

     Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. [5]

     Стоит сказать, что на федеральном уровне создано 4 фонда: ФФПР (федеральный фонд поддержки субъектов РФ), ФФК (федеральный фонд компенсации), ФССР (фонд софинансирования социальных расходов) и ФРР (фонд регионального развития). Отрадно в этой связи заметить, что в настоящее время уже разработан новый проект методики распределения ФФПР, более полно учитывающий как природно-географические, так и социально-экономические особенности регионов. [3]

     Тем не менее само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.

     В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы. [4]

     Стоит сказать, что в контексте вертикального и горизонтального выравнивания выделяется критерий достаточности (сбалансированности) доходных источников для покрытия расходных обязательств, который должен подлежать оценке. При проведении анализа динамики современных межбюджетных отношений следует вводить оценочные показатели критерия сбалансированности:

- вертикальный  разрыв - разница между доходными  источниками и расходными обязательствами  без учета финансовой помощи (межбюджетных  трансфертов)

- горизонтальный  разрыв первого порядка - оценивает несбалансированность бюджетной системы после распределения финансовой помощи вышестоящими бюджетами;

- горизонтальный  разрыв второго порядка - оценивает  итоговую несбалансированность  бюджетной системы, то есть  степень достаточности всех доходных источников и совокупных расходных  
 

      2 Анализ доходов  и расходов федерального  бюджета Российской  Федерации за 2009-2011 гг.

      2.1 Анализ исполнения  федерального бюджета  РФ за 2009 год

      Проанализируем  исполнение федерального бюджета РФ по доходам за 2009 год (табл. 2.1)

      Таблица 2.1 – Исполнение федерального бюджета  Российской Федерации по доходам  за 2009 год

Наименование  статьи доходов Сумма доходов, млрд. руб. Структура доходов, в % Отклонение
план1 факт2 план факт В сумме доходов, в млрд. руб. В структуре  доходов, в %
1 2 3 4 5 6 7
Налоги  на прибыль 756.7 195.4 6.9 2.7 -561.3 -74.2
Налоги  и взносы на социальные нужды 756.7 509.8 6.9 6.9 -246.9 -32.6
Налоги  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 2008.9 1258.3 18.4 17.1 -750.6 -37.4
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 1442.7 893.2 13.2 12.2 -549.5 -38.1
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1479.3 1006.3 13.5 13.7 -473.0 -32.0
Государственная пошлина 33.59 32.7 0.3 0.4 -0.9 -2.7
Доходы от внешнеэкономической деятельности 4243.4 2683.3 38.8 36.6 -1560.1 -36.8
Доходы  от использования имущества, находящегося в гос. и муниципальной собственности 120.6 421.3 1.1 5.7 300.7 249.3
Платежи при пользовании природными ресурсами 59.04 63.5 0.5 0.9 4.5 7.6
Доходы  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства 133.39 109.9 1.0 1.5 -3.5 -3.1
Доходы  от продажи материальных и нематериальных активов 24.97 7.0 0.2 0.1 -18.0 -72.0
Административные  платежи и сборы 4.30 5.4 0.0 0.1 1.1 25.6
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 5.11 9.0 0.0 0.1 3.9 76.5
Безвозмездные поступления   6.2 0.0 0.1 6.2  
Доходы  от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности   1.4 0.0 0.0 1.4  
Целевые отчисления от гос. и муниципальных  лотерей 2.36 1.4 0.0 0.0 -1.0 -41.7
ИТОГО 10927.1 7337.8 100 100 -3713.3 -32.

     На  основании таблицы 2.1 можно сделать  вывод о том, что план по общей  сумме доходов за 2009 год не до конца выполнен на 1560.1млрд.руб с имеющимися отклонениями на 32.5%.Еще одна причина недовыполнения плана по доходам ,это маленький сбор налога на товары ,в сумме 750.6млрд.руб,и маленький налог на прибыль в сумме561.3млрд.руб.

      Проанализируем  исполнение федерального бюджета РФ по расходам за 2009 год (табл. 2.2)

      Таблица 2.2 – Исполнение федерального бюджета Российской Федерации по расходам за 2009 год

Наименование  статьи расходов Сумма расходов, в млрд.руб. Структура расходов, в % Отклонение
план3 факт4 план факт В сумме расходов, в млрд.руб. В структуре  расходов, в %
1 2 3 4 5 6 7
Общегосударственные вопросы 1317.4 853.1 14.6 8.8 -464.3 -35.2
Национальная  оборона 1227.5 1188.2 13.6 12.3 -39.3 -3.2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1085.9 1004.5 12.0 10.4 -81.4 -7.5
Национальная  экономика 1039.7 1650.7 11.5 17.1 611.0 58.8
Жилищно-коммунальное хозяйство 107.7 151.6 1.2 1.6 43.9 40.8
Охрана  окружающей среды 13.8 13.0 0.2 0.1 -0.8 -5.8
Образование 423.1 418.0 4.7 4.3 -5.1 -1.2
Культура, СМИ 113.9 111.7 1.3 1.2 -2.2 -1.9
Здравоохранение, физ. культура и спорт 365.8 352.3 4.1 3.6 -13.5 -3.7
Социальная  политика 297.7 323.5 3.3 3.3 25.8 8.7
Межбюджетные  трансферты 2982.0 3593.4 33.0 37.2 611.4 20.5
ИТОГО 9024.7 9660.0 99.4 100.0 635.3 7.0

Информация о работе Решение проблем финансирования бюджето-дефицитных регионов