Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
Введение 3
1 Решение проблем финансирования бюджето - дефицитных регионов 4
1.1Понятие бюджето – дефицитного региона и его признаки 4
1.2 Финансовые проблемы бюджето – дефицитных регионов 7
1.3 Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в
решении проблем финансовой обеспеченности бюджето – дефицитных регионов 9
2 Анализ доходов и расходов федерального бюджета
Российской Федерации за 2009-2011 гг 13
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета РФ за 2009 год 13
2.2 Анализ плановых показателей федерального бюджета РФ на 2010-2011 гг. 15
Заключение 20
Список использованных источников 21
Факультет Экономический
Кафедра
«Бухгалтерский учёт, финансы и аудит»
Курсовая работа по дисциплине «Финансы»
на тему
«Решение
проблем финансирования
бюджето-дефицитных
регионов»
Выполнила:
Студентка 3-го курса
Финансы и кредит
Проверила:
Москва
2011
Содержание
Введение
1 Решение
проблем финансирования бюджето - дефицитных
регионов
1.1Понятие
бюджето – дефицитного региона и его признаки
1.2 Финансовые
проблемы бюджето – дефицитных регионов
7
1.3 Горизонтальное и вертикальное выравнивание бюджетной обеспеченности в
решении проблем финансовой обеспеченности бюджето – дефицитных регионов 9
2 Анализ
доходов и расходов
Российской
Федерации за 2009-2011 гг
2.1 Анализ
исполнения федерального
2.2 Анализ
плановых показателей
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово - экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.
В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Данная тема курсовой работы является
актуальной проблемой в экономике. Цель
работы проанализировать решение проблем
финансирования бюджето–дефицитных регионов.
В соответствии с целью поставлены следующие
задачи: понятие бюджетно–дефицитного
региона и его признаки ;финансовые проблемы
бюджето-дефицитных регионов и горизонтальное
и вертикальное выравнивание бюджетной
обеспеченности в решении проблем финансовой
обеспеченности бюджето–дефицитных регионов
1 Решение проблем финансирования
бюджето - дефицитных
регионов
1.1 Понятие бюджето –
дефицитного региона
и его признаки
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета. Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. [1]
Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.
Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемом доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.
Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.
Различают структурный и циклический дефицит бюджета. Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике и постоянно заданном уровне.
Когда уровень безработицы начинает превышать базовый, то реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. С одной стороны - это происходит отчасти за счет роста выплат пособий по безработице, с другой стороны - за счет сокращений налоговых поступлений. Эта разность между реально наблюдаемым дефицитом и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом. [1]
Различают также активный и пассивный дефициты.
Первый возникает в результате превышения расходов. Он может быть связан с ростом инвестиций в новое производство, что ведет к созданию рабочих мест, увеличивает занятость и уровень дохода населения. Всё это, в конечном счете, ведет к экономическому росту.
Второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста, недоплат). В России, например, велики ''недоимки'', которые являются следствием сокращения реального ВВП, а также неплатежей со стороны предприятий и организаций. [4]
Выделяют также особый вид дефицита - первичный дефицит. Он представляет собой разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по долгу. При долговом финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга и коэффициент его обслуживания, то есть возрастает "бремя долга" в экономике.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВНП, его не следует считать исключительным. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике (развал, неэффективность финансовых связей), тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами.
Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.
Внешние источники определены в следующих формах:
- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- кредиты
правительств иностранных
Внутренние источники финансирования дефицита определены в следующих формах:
- кредиты,
полученные Российской
- государственные
займы, осуществляемые путем
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- поступления
от продажи имущества,
- сумма
превышения доходов над
- изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.
Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:
Увеличение государственных расходов в военное время, при различного рода стихийных бедствиях или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения.
Циклические спады и «встроенные стабилизаторы» экономики.
Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.
Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность ее финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае дефицит - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятия не только срочных и действенных экономических мер, но соответствующих политических решений. [7]
1.2 Финансовые проблемы бюджето – дефицитных регионов
Проблема бюджетного дефицита в России видится экономистам почти нерешаемой. С одной стороны, власти планируют к 2013 году вдвое уменьшить бюджетную дыру. Но с другой стороны – резервов для этого практически нет, учитывая необходимость выполнять взятые на себя повышенные социальные обязательства, истощение резервных фондов, а также возможную перспективу снижения нефтяных цен. Российские экономисты предсказывают обострение бюджетной проблемы в ближайшие годы. В предвыборный период деньги правительство изыщет. Но затем придется идти на непопулярные меры – от повышения пенсионного возраста до сокращения помощи регионам и увеличения акцизов.
«Президент Дмитрий Медведев призывает к сокращению дефицита бюджета к 2013 году вдвое по сравнению с уровнем 2009 года. Минфин ставит эту задачи более жестко. В недавнем времени Алексей Кудрин озвучил свои проектировки, согласно которым бюджетный дефицит, который в 2009 году составил почти 6%,в 2010– около 5,4%, и сократился к 2011 году до 4%, в 2012-м – должен составить 3%, а к 2015 году – 0%. [10]
Но как этого добиться, не совсем понятно», – заявил ведущий эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ Андрей Чернявский. По его словам, в Бюджетном послании можно увидеть и признаки подготовки к повышению пенсионного возраста. «Если мы хотим одновременно добиться приемлемого соотношения пенсий с заработной платой и при этом не допустить дефицита пенсионной системы, то в среднесрочной перспективе мы должны будем принимать подобные решения. В противном случае это поручение выполняться не будет», – объясняет Чернявский.
Для решения проблемы дефицита бюджета придется идти на жертвы, и аналитики уже знают, где ждать сокращения затрат. По их мнению, под секвестр попадут образование, здравоохранение, национальная экономика и трансферты регионам. «Если в этом году по направлению «национальная экономика» тратили около 3% ВВП, то в 2011-м – это будет 2,4%, в 2012-м – 1,5%, а в 2013-м – еще меньше, – полагает Чернявский. – Сложно одновременно поддерживать высокий уровень затрат на социальные обязательства и при этом сокращать дефицит бюджета». [10]
Информация о работе Решение проблем финансирования бюджето-дефицитных регионов