Регулирование величины кассовой наличности в банке

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2013 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Излишки и недостатки денежных средств влекут за собой проблемы в экономике, что прямым образом влияет на нашу жизнь. Следовательно, тема этой курсовой работы всегда будет актуальна и значима.

Задачи моей курсовой работы:
Определить роль расчетно-кассовых центров Банка России в регулирование кассовой наличности в коммерческом банке;
Рассмотреть, как построен контроль за денежной наличностью банка, и его виды;
Определить порядок подкрепления денежной наличностью филиалов и внутренних структурных подразделений;
Изучить, как происходит пополнение банкомата денежной наличностью;
Рассмотреть порядок подкрепления денежной наличностью кредитных организаций другими кредитными организациями.

Содержание

Введение….……………………………………………………………......................... 3
Глава 1. Кассовое обслуживание, регулирование величина кассовой наличности в банке. ….......................................................................................................................... 5
Кассовое обслуживание………………………...…………….…...……… 5
Минимальный остаток хранения наличных денег…..……..…..………..8
Контроль остатка наличности в коммерческом банке….…..…….........11
Глава 2. Определение размера минимального остатка…………………..…............13
Среднедневной приход/расход…..………….…………..…..…...............15
2.2. Сумма экстренного расхода……………………..……………….............17
2.3. Пересмотр утвержденного размера минимального остатка…. ……….20

Глава 3. Порядок пополнения кассовой наличности………………...……....23
Подкрепление денежной наличностью филиалов и внутренних структурных подразделений…………………………………….……… 23
Подкрепление банкомата денежной наличностью…………….……….27
Порядок подкрепления денежной наличностью кредитных организаций другими кредитными организациями…………………………………...29
Заключение…...………………………………………………………………...……...30
Список используемых источников и литературы……………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИЧОК.docx

— 58.26 Кб (Скачать)

При этом при ее решении не будут  учитываться клиенты, обращающиеся в банк за услугами, не предусматривающими открытия банковского счета (вклада), — обмен валюты, денежные переводы, платежи.

В условиях необходимости минимизации  издержек банка сумму экстренного  расхода допустимо определять на основании экспертной оценки руководителей  подразделений по согласованию с  подразделениями головного банка (служба главного бухгалтера, иное подразделение, в ведении которого находятся  вопросы операционной деятельности, кассовой работы и др.).

Таким образом, кредитной организации  целесообразно найти точку равновесия между необходимостью точного определения  суммы экстренного расхода (и  сопутствующими этому материальными  и трудовыми затратами) и возможными негативными последствиями в  виде потери дохода от размещения свободных  средств при завышенной экспертной оценке суммы экстренного расхода, с одной стороны, либо невозможности  обеспечения выдачи наличности клиентам при заниженной экспертной оценке суммы  экстренного расхода — с другой.

После получения по валюте Российской Федерации и иностранной валюте трех показателей (среднедневного прихода, среднедневного расхода и суммы  экстренного расхода), сравнив суммы  среднедневных оборотов, можно рассчитать размер минимального остатка хранения денежной наличности.

Если по результатам сравнения  видно, что клиенты больше приносят в банк денежную наличность, нежели забирают, то для обеспечения интересов  клиентов в качестве размера минимального остатка хранения наличных денег  достаточно определить величину суммы  экстренного расхода.

Если же в отчетном периоде наблюдалось  превышение операций по выдаче денежной наличности над операциями приема наличных денег, то для получения размера  минимального остатка хранения наличных денег к сумме экстренного  расхода необходимо прибавить разницу  между среднедневным расходом и среднедневным приходом. В этом случае с достаточно большой вероятностью кассовое подразделение сможет обеспечить своевременную выдачу денежной наличности клиентам банка/филиала.

Естественно, использование описанных  методик расчета в ручном режиме — процесс очень трудоемкий, применимый только в небольшом, «домашнем» банке  с небольшими объемами операций. В  крупных, сетевых банках без автоматизации  процесса не обойтись.

Однако такие методики позволяют  более точно определить потребность  подразделений банка в денежной наличности и исключить накопление в кассах излишних остатков денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Пересмотр утвержденного размера минимального остатка

 

Критерии пересмотра утвержденного размера минимального остатка хранения денежной наличности банк для себя вправе определить самостоятельно, на основе анализа динамики кассовых оборотов в предыдущем отчетном периоде.

Поскольку Банк России требует установления размера минимального остатка в  целом по кредитной организации, включая ее внутренние структурные  подразделения, понятно, что при  открытии/закрытии подразделений, осуществляющих кассовые операции, сумма минимального остатка должна пересматриваться.

По вновь открываемым подразделениям проанализировать обороты предыдущего  отчетного периода невозможно, так  как их еще не было. В данной ситуации допустимо устанавливать размер минимального остатка для этого  подразделения на основании прогнозных величин кассовых оборотов, исходя из планируемых перечня операций, объема операций, клиентского состава  и т.д.

При закрытии подразделения сумма  обновленного минимального остатка  в целом по банку может быть либо получена путем вычитания суммы  остатка по закрываемому подразделению  из общей суммы, либо вновь рассчитана по описанным выше методикам. В обоих  случаях (если принять отчетным периодом расчета календарный месяц) погрешность  будет в пределах допустимого  уровня.

В случае стабильной работы банка (и  экономики в целом) обороты по кассе в динамике по сравнению  с предыдущими отчетными периодами  изменяются незначительно: динамика может  показывать плавный рост, плавное  снижение либо равновесие.

Однако в случае наличия каких-либо дестабилизирующих факторов как  системного (финансовый кризис), так  и частного (просчеты руководства  банка) характера обороты по кассе  могут изменяться скачкообразно.

Для обеспечения соответствия фактического остатка наличных денег в кассах подразделений потребностям клиентов банку необходимо определить для  себя некое пороговое значение изменения  расчетного размера минимального остатка по отношению к утвержденному. То есть, если расчетный минимальный остаток, полученный на основании анализа кассовых оборотов в предыдущем отчетном периоде, отличается от ранее утвержденного распорядительным документом более чем на какое-то количество процентов, необходимо сумму минимального остатка хранения денежной наличности переутвердить. Таким образом, вторым критерием необходимости пересмотра размера минимального остатка является изменение объема денежной наличности, проходящей через кассы банка, по операциям с клиентами.

Причем эти изменения могут  носить как скачкообразный, так и  плавный, накопительный характер (плавный  рост или снижение оборотов в течение  длительного времени).

Третий критерий также характеризуется  изменением объемов кассовых оборотов, но, в отличие от предыдущего, количественного, имеет качественный характер.

Если при расчете среднедневных  оборотов по данному конкретному  подразделению стало понятно, что  изменился «знак» кассовых оборотов (ранее деньги в больших объемах  поступали в банк, а теперь уходят, или, наоборот, приход превысил расходы), требуется пересмотр размера  минимального остатка хранения денежной наличности.

Разумеется, можно найти (или придумать) еще не один критерий необходимости  пересмотра размера минимального остатка, но они не будут оказывать существенного  влияния на процесс обеспечения  достаточного уровня мгновенной ликвидности  банка.

После определения критериев, свидетельствующих  о необходимости пересмотра размера  минимального остатка, банку необходимо выстроить взаимодействие ответственных  сотрудников и/или подразделений, задействованных в этом процессе.

Мониторинг необходимости пересмотра размера минимального остатка может  осуществляться либо централизованно, либо непосредственно на точках. Это  зависит от организационной структуры  банка, степени делегирования полномочий и функций между подразделениями, особенностей программного обеспечения.

Иными словами, по каждому кассовому  подразделению необходимо назначить  ответственного сотрудника (подразделение), который будет осуществлять данный мониторинг.

Мониторинг осуществляется путем  расчета размера минимального остатка  на основании данных кассовых оборотов предыдущего отчетного периода  и сравнения его с ранее утвержденным. При должной автоматизации процесса данные действия занимают достаточно небольшое количество времени — главным фактором здесь является наличие в программном обеспечении необходимых исходных данных (данные об оборотах либо данные отчетности).

Также внутренними распорядительными  документами банка необходимо предусмотреть  заблаговременное информирование сотрудника (подразделения), ответственного за мониторинг необходимости пересмотра размера  минимального остатка, о планируемых  открытиях/закрытиях кассовых подразделений.

Подготовка распорядительного  документа, переутверждающего по банку размер минимального остатка хранения наличных денег, может осуществляться как централизованно, так и децентрализованно — аналогично процессу мониторинга необходимости пересмотра размера минимального остатка.

При этом в небольшом банке/филиале  банка документ может утверждаться распорядительным документом руководителя банка/филиала. Аналогично банку имеет  смысл определить подразделение (сотрудника), ответственное за подготовку, согласование и утверждение такого распорядительного  документа, информирование об изменении  размера минимального остатка территориального учреждения Банка России, головного  офиса кредитной организации (для  филиалов и удаленных, расположенных  в другом регионе внутренних структурных  подразделений), а также сроки  выполнения этих процедур.

 

 

 

Глава 3. Порядок пополнения кассовой наличности

    1. Подкрепление денежной наличностью  филиалов и внутренних структурных подразделений

Подкрепление кредитными организациями  денежной наличностью и другими  ценностями филиалов, а также одним  филиалом кредитной организации  другого филиала этой кредитной  организации производится на основании  письма за подписями руководителя филиала, главного бухгалтера и заведующего  кассой, заверенными печатью филиала.

Внутреннее структурное подразделение  кредитной организации подкрепляется  на основании заявки кассового работника  этого внутреннего структурного подразделения.

В кредитной организации-отправителе  на необходимую сумму подкрепления выписывается расходный ордер.

Выдача денежной наличности и других ценностей инкассаторам, кассовому  работнику внутреннего структурного подразделения производится заведующим кассой или специально выделенным кассовым работником.

При получении денег и ценностей  инкассаторы предъявляют документы, удостоверяющие личность, и доверенность. Прием денег и ценностей инкассаторами, кассовым работником внутреннего структурного подразделения осуществляется по пачкам с проверкой правильности и целости  упаковки, наличия на верхних накладках  необходимых реквизитов, целости  пломб и четкости оттисков пломбиров  или клише; по надписям на ярлыках  к мешкам с монетой с проверкой  правильности и целости упаковки и пломбы.

Обнаруженные в момент приема пачки  и мешки с монетой, имеющие  дефекты упаковки, приему не подлежат.

На денежную наличность и ценности, отправляемые через инкассаторов, составляются отдельные описи, которые подписываются  заведующим кассой кредитной организации  и его подпись скрепляется печатью. В описях указываются  номер сумки, достоинство банкнот (монеты), сумма по каждому достоинству и общая сумма денег;

Описи составляются в трех экземплярах. Первый экземпляр описи отправляется в кредитную организацию-получатель, во внутреннее структурное подразделение, второй экземпляр остается в кредитной организации-отправителе, третий экземпляр после выполнения задания инкассаторами передается подразделению инкассации.

После проверки инкассаторы под  контролем заведующего кассой или  специально выделенного кассового  работника кредитной организации-отправителя  упаковывают денежную наличность и  другие ценности в сумки, которые  опломбировываются заведующим кассой (специально выделенным кассовым работником). На ярлыке к сумке проставляются: сумма вложения, дата, подпись и  именной штамп заведующего кассой (специально выделенного кассового  работника) кредитной организации-отправителя.

Денежная наличность и ценности вкладываются в отдельные сумки.

В случае выдачи денежной наличности и ценностей, упакованных в сумки, заведующий кассой или специально выделенный кассовый работник кредитной организации-отправителя  подготавливает необходимую для  подкрепления сумму и вкладывает в сумку. Сумка упаковывается  вышеизложенным порядком.

Инкассаторы принимают сумки по надписям на ярлыках с проверкой  их целости, наличия целых и четких оттисков пломб.

В приеме денежной наличности и ценностей  старший бригады инкассаторов расписывается  в расходном кассовом и мемориальном ордерах и на втором экземпляре описи, кассовый работник внутреннего структурного подразделения расписывается в расходном кассовом и мемориальном ордерах.

Прием денег и других ценностей, доставленных инкассаторами, осуществляется заведующим кассой кредитной организации-получателя, кассовым работником внутреннего структурного подразделения по надписям на верхних  накладках пачек с проверкой  количества корешков в них, целости  упаковки и пломб (оттисков клише) и  наличия необходимых реквизитов, по надписям на ярлыках к мешкам с монетой с проверкой правильности и целости упаковки и пломб.

Пачки и мешки с монетой, доставленные инкассаторами в поврежденной упаковке, принимаются полистным пересчетом и пересчетом по кружкам в присутствии  инкассаторов. О результатах пересчета  составляется акт в 3 экземплярах. Акт  подписывается всеми лицами, присутствовавшими  при приеме и пересчете денег  и ценностей. В акте указываются: дата приема, кем и в чьем присутствии  был произведен пересчет, какие повреждения  были обнаружены, в какой упаковке были деньги или ценности, сумма  по данным описи и фактическая  сумма вложенных денег или  ценностей. Первый экземпляр акта помещается в кассовые документы кредитной  организации-получателя внутреннего  структурного подразделения, второй экземпляр  передается кредитной организации-отправителю, третий экземпляр передается подразделению  инкассации.

Информация о работе Регулирование величины кассовой наличности в банке