Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 01:13, курсовая работа
Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов , необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Цель работы - изучить региональные бюджеты.
Задачи работы - рассмотреть роль региональных бюджетов, расходы и доходы региональных бюджетов.
Объектом исследования - является региональный бюджет Республики Коми
Бюджетная
система Российской Федерации состоит
из трех уровней: федеральный бюджет
и бюджеты государственных
Основным результатом проводимых мероприятий является обеспечение сбалансированности, создание условий для экономического роста, повышения уровня жизни и доходов населения, роста инвестиционной активности, выполнения обязательств государства перед населением. В качестве инструмента для проведения экономической политики используются предоставление тех или иных налоговых льгот, в частности налога на имущество организаций. Однако, предоставление налоговых льгот имеет негативные моменты, т.е. сокращается поступление налоговых платежей в консолидированный бюджет РК поэтому целесообразно минимизировать количество предоставляемых льгот[12,6].
Проводимая
работа по увеличению налоговых поступлений
в консолидированный бюджет РК с
крупнейшими
Следует отметить проблему выстраивания отношений между бюджетом республики и местными бюджетами, которая напрямую связана с политикой федерального Правительства по отношению к регионам в вопросах распределения доходных источников по уровням бюджетной системы. Эта политика остается прежней – основная часть доходов субъектов консолидируется в федеральном бюджете. Приведем распределение фактически поступивших налоговых доходов, собираемых на территории Республики Коми, с 2003 года по 2009 год между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетном Республики Коми (в%) (табл. 1):
Таблица
1
Распределение налоговых поступлений
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Федеральный бюджет |
25 |
33,2 |
46,3 |
53,2 |
58,4 |
56,7 |
56,0 |
Консолидированный бюджет РК |
75 |
66,8 |
53,7 |
46,8 |
41,6 |
43,3 |
44,0 |
Резервом пополнения доходной части консолидированного бюджета являются неналоговые доходы, в частности доходы от сдачи республиканского и муниципального имущества. Неналоговые доходы консолидированного бюджета по сравнению с 2003 годом возросли более, чем наполовину, т.е. на 52,7% и составили 1 млрд 174 млн. руб.
В рамках совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходованием бюджетных средств завершается переход на казначейское обслуживание всех распорядителей и получателей средств[12,7].
Основными принципами для оптимизации бюджетных расходов являются: обеспечение финансирования приоритетных расходов, таких как выплата заработной платы, стипендий, социальных и компенсационных выплат населению, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; поддержка малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан посредством выплат социального пособия из республиканского бюджета; эффективное использование бюджетных средств и реформирование наиболее затратных отраслей; реформирование и реализация энергосберегающих мероприятий и внедрение энергосберегающих технологий на объектах бюджетной сферы; в связи с доведением уровня оплаты населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 100% возникает задача обеспечения социальной защиты малоимущих слоев населения через предоставление адресных жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг; оптимизация сети бюджетных учреждений, в том числе путем преобразования бюджетных учреждений в организации иных организационно-правовых форм; инвентаризация организаций государственного сектора экономики, в том числе сети унитарных предприятий; модернизация отраслей здравоохранения и образования, медицинская помощь и образование должны быть наиболее доступными и качественными, добиться достаточного уровня обязательного медицинского страхования; обеспечение соответствия объема государственного долга Республики Коми и его структуры финансовым возможностям республиканского бюджета по его обслуживанию и погашению.
Главной
задачей в области бюджетных
расходов на финансирование целевых
республиканских программ РК является
повышение их эффективности. Бюджетные
расходы должны быть сопоставимы
с возможностями
В строительстве
жилья приоритетными
В сфере межбюджетных отношений необходимо совершенствовать их систему в рамках реформы местного самоуправления. Для достижения стабильности бюджетной системы реформирование межбюджетных отношений должно осуществляться по направлениям: четкое разграничение расходных полномочий органов государственной власти РК и органов местного самоуправления, перераспределение доходов между республиканским местным бюджетами в соответствии с расходными полномочиями; совершенствование методики формирования и распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФФПМО); финансовое обеспечение всех государственных обязательств РК.
Новые
инструменты межбюджетного
Существующая практика межбюджетных отношений требует совершенствования, так как она на данном этапе выравнивает все муниципальные образования. Основные налоговые доходы распределяются в бюджет субъектов РФ, а уже оттуда перераспределяются в виде финансовой помощи в форме субвенций и субсидий на выполнение государственных полномочий и расходов социально-экономических программ субъектов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Работа по совершенствованию формирования бюджета по доходам включает в себя три важнейших направления: расчет прогнозируемых сумм всех видов доходов, поступающих в местный бюджет; распределение регулирующих доходов по уровням бюджетной системы в порядке и пропорциях, предусмотренным бюджетным законодательством; определение взаимоотношений республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов муниципальных образований в части предоставления финансовой помощи (дотаций, субвенций) и выравнивание бюджетной обеспеченности через ФФПМО[12,8].
Эти все три направления требуют совершенствования. В связи с тем, что муниципальные образования должны решать большую часть социальных и бытовых проблем населения на местах, необходимо пересмотреть на федеральном уровне распределение налоговых доходов в соответствующие уровни бюджета. На сегодняшний день в доход местного бюджета зачисляются из наиболее значимых поступлений – это 30% налога на доходы физических лиц, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог.
К инструментам регулирования налогами, которые могут обеспечить местные бюджеты собственными доходами, можно отнести: установление нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, подлежащих зачислению в вышестоящий бюджет на длительный срок; финансовая помощь в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, перечисления из местных бюджетов в вышестоящие бюджеты (отрицательные трансферты).
Эти инструменты позволят органам местного самоуправления самим прогнозировать доходы и осуществлять долгосрочные программы, повысить стимул у органов власти на местах к собираемости налогов и расширению налогооблагаемой базы. Существующая методика распределения Фонда финансовой поддержки муниципальных образований крайне усложнена. В муниципальных образованиях нет специалистов, способных просчитать и проверить справедливость распределения ФФПМО, которое считают в Минфине и Минэкономразвития Республики Коми. Поэтому необходимо упростить существующую методику распределения ФФПМО, исключить некоторые коэффициенты, в результате чего в основном доля ФФПМО в бюджетах муниципальных образований не изменится, но прозрачность этой методики возрастет.
Поэтому, в дальнейшем необходимо предусмотреть усовершенствование порядка распределения средств ФФПМО. Также следует учитывать, что ФФПМО, как основной источник межбюджетных отношений, не должен уменьшаться, а наоборот, должен увеличиваться вместе с индексом потребительских цен.
Таким образом, важнейшей целью бюджетной политики Республики Коми является обеспечение устойчивых темпов роста экономики в республике, укрепление социальной стабильности и повышение уровня жизни населения. А главным принципом регулирования межбюджетных отношений должно стать создание стимулов к расширению налогового потенциала местных бюджетов, сокращению неэффективных бюджетных расходов и обеспечению бюджетной ответственности.
2.2 Основные параметры и направления республиканского бюджета РК на 2010-2012 гг.