Региональные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2010 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов , необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Цель работы - изучить региональные бюджеты.

Задачи работы - рассмотреть роль региональных бюджетов, расходы и доходы региональных бюджетов.

Объектом исследования - является региональный бюджет Республики Коми

Работа содержит 1 файл

%%% региональный.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

     В последние годы субъекты Федерации получили определенные права в области налогообложения и распоряжения региональной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Отсюда упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

     Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу  государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     В настоящее время отсутствуют  эффективные стимулы роста доходов  региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа дотационных территорий. Плавное выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. По сути, игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета -  их объективная связь со сферой производства товаров и услуг. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

     Актуальность  установления эффективных методов  формирования доходов региональных бюджетов , необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

     Цель  работы - изучить региональные бюджеты.

     Задачи  работы - рассмотреть роль региональных бюджетов, расходы и доходы региональных бюджетов.

     Объектом  исследования  - является региональный  бюджет Республики Коми 
 

1. Основы формирования  доходов региональных бюджетов в современных условиях

    1. Организационно-экономические основы формирования доходов региональных бюджетов

Региональный  бюджет - это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций региона и местного самоуправления .

Региональные  бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся  бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 10 автономных округов.

Региональные  бюджеты - центральное звено территориальных  бюджетов. Они предназначены для  финансового обеспечения задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Российской Федерации.

     Региональные  бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам. Названные взаимосвязи отражают сущность региональных бюджетов в бюджетном устройстве Российской Федерации и указывают на необходимость анализа данного понятия в тесной связи с механизмом действия принципа федерализма[6,78].

     Исследование  принципа федерализма применительно  к категории «региональный бюджет» актуализирует постановку вопроса о её экономической сущности.

     Относительно  понятия «региональный бюджет»  единства мнений в науке не существует, более того - данная категория в  российской экономической литературе анализируется лишь со второй половины 1991 года ввиду упразднения единой бюджетной системы страны, которая распалась на бюджеты трех уровней.

     Современные ученые - экономисты полагают, что системная  оценка любого бюджета должна исследовать бюджет как:

     - денежные отношения (то есть  как финансовую категорию экономической науки);

     - фонд денежных средств, централизуемых  органами власти соответствующего уровня (то есть бюджет в материальном смысле);

     - плановый документ, отражающий конкретные  доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (то есть как правовую категорию).

     Соответственно  определение термина «региональный  бюджет» требует осмысления его  финансовой, материальной и правовой сторон. Поэтому в современной экономической литературе региональный бюджет определяется с различных позиций: как отношения, предмет, документ, а значит, необходимы теоретическая разработка и правовое оформление категории «региональный бюджет».

     Как известно, региональными называют бюджеты  субъектов Российской Федерации. Но субъекты Российской Федерации могут иметь разный государственно-правовой статус. Как финансовая категория региональный бюджет обусловлен тем, что выполнение социальной, политической и экономической функций любого административно-территориального образования объективно требует финансовых ресурсов, а именно, централизованного денежного фонда. Однако для любой административно-территориальной формации содержание регионального бюджета не изменяется - это доходы и расходы.

     Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Федерации (ст. 15). Понятие регионального бюджета закрепляется и законодательством субъектов РФ.

     В соответствии с требованиями государственного устройства Российской Федерации в  целях гармонизации и сочетания  экономических интересов регионов и муниципальных образований наряду с взаимоотношениями с хозяйствующими субъектами и гражданами устанавливаются также взаимоотношения между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации, между бюджетом субъекта РФ и бюджетом муниципального образования, находящегося на его территории. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетов и обеспечивается реализация целей финансово-бюджетной политики.

     Таким образом, финансовая сущность бюджета  проявляется в общественных отношениях, связанных с мобилизацией и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня и перераспределением его между бюджетами.

     Соответственно, финансовая сторона бюджета субъекта РФ (регионального) представляет совокупность денежных отношений, складывающихся на уровне субъекта Федерации по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства в целях образования, распределения и использования централизованного в масштабах определенного региона денежного фонда, предназначенного для финансирования функций и задач субъекта Российской Федерации.

     Признание регионального бюджета в качестве финансовой категории требует исследования качественных признаков, характеризующих  данную категорию, свойств , раскрывающих её специфику и позволяющих выделить ее из системы финансовых категорий. Специфичность - это главное, что отличает финансовую сущность регионального бюджета как самостоятельной категории от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, которые также являются финансовыми категориями.

     К особым  чертам регионального бюджета  относятся,  следующие:

     - имеет возможность рассчитывать  на финансовую помощь из федерального бюджета;

     - является средством регулирования  местных бюджетов.

     Характеризуя  роль региональных  бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления  в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами).

1.2Доходы  региональных бюджетов: классификация и методы формирования

Формирование  доходов региональных бюджетов под  влиянием бюджетного устройства Российской Федерации выражается, на наш взгляд, в двух аспектах. Первый аспект связан с государственным регулированием и организацией многочисленных бюджетных взаимосвязей по мобилизации бюджетных ресурсов в распоряжение органов управления субъектов РФ и использованию их ресурсов в соответствии с задачами, вытекающими из функций региона. На данном этапе правовыми методами определяется порядок формирования и источники доходов. Наиболее сложной и важной задачей государственного регулирования региональных доходов на стадии формирования является обеспечение расходных функций собственными доходными поступлениями как основного условия эффективности создания бюджетных взаимосвязей. Однако в процессе формирования бюджетных отношений регионального уровня трудно добиться соответствия доходного потенциала и потребностей в финансировании расходов. Названные обстоятельства предопределяют регламентацию бюджетных отношений административно-территориального образования с Российской Федерацией в целом как единым государством.

Правовое  регулирование разграничения бюджетных  доходов между региональным и  федеральным уровнями выражает второй аспект влияния бюджетного устройства государства на формирование бюджетов субъектов РФ. Посредством системы правового регулирования межбюджетных отношений обеспечивается соответствие расходных функций и доходных поступлений в региональные бюджеты[10,78]

Важно отметить, что, несмотря на относительную самостоятельность, оба аспекта действия принципа федерализма в сфере образования, распределения доходов бюджетов субъектов РФ функционируют как единое целое, поскольку отражают две стороны единого процесса организации бюджетных отношений государства.

Доходы  региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения  по поводу поступления денежных средств  в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования  с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы  региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов  власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в  бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

В основу построения системы бюджетных доходов  регионов положены принципы, позволяющие  субъекту РФ иметь достаточные для  его деятельности финансовые ресурсы  и одновременно использовать платежи  юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным является принцип самостоятельного сочетания с их государственной финансовой поддержкой .

Конкретные  виды доходных поступлений в региональный бюджет характеризуются большим  разнообразием, что обусловлено, с одной стороны, наличием в рыночной экономике секторов и разных субъектов хозяйствования, различающихся по объему своих финансовых прав и обязанностей перед государством, а с другой - задачами, вытекающими из экономической и финансовой политики  региона.

Наиболее  полно видовое разнообразие доходов  бюджета субъект проявляется  через механизм классификации, в  основе которого лежат экономические  и юридические аспекты[8,45]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Региональные бюджеты