Развитие ТНК в России и за рубежом

Автор: Лариса Малханова, 17 Ноября 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

Теоретико-методологические основы ТНК. Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса. Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК.

Работа содержит 1 файл

Развитие ТНК.docx

— 110.49 Кб (Скачать)

    – включение стратегии позиционирования в общую стратегию деятельности ТНК, разработка превентивных программ позиционирования на этапе планирования зарубежного инвестирования или выхода на мировой рынок;

    – формирование GR-департаментов в  материнских компаниях, филиалах и  представительствах российских ТНК, что  позволит уменьшить страновые риски, смягчить инвестиционный климат, оптимизировать аналитическую, информационную, лоббистскую деятельность на соответствующем рынке или в принимающей стране;

    – передача GR-департаментам следующих  функций: мониторинг деятельности органов государственной власти, бизнес-сообщества, общественного мнения; анализ последствий действия государства для компании; анализ степени влияния общественного мнения на деятельность компании; организация мероприятий по повышению имиджа компании; организация влияния на деятельность органов государственной власти.

    Одновременно  на государственном уровне необходимо:

    – определить приоритетные направления  развития отечественных ТНК как  части государственной внешнеэкономической  стратегии и политики;

    – принять закон «О российских ПИИ  за рубежом» и откорректировать нормы закона «О регулировании иностранных инвестиций в РФ» с ориентацией на режим «взаимного обмена технологиями, активами и ресурсами»;

    – способствовать интеграции российских специалистов в структуры экспертного сообщества – ассоциации, аналитические центры, т.к. в настоящее  время РФ не имеет представительства ни в одной из международных экспертных структур в сфере транснационализации (ООН, ЮНКТАД и др.);

    – форсировать вступление России в  Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС);

    – создать Агентство страхования  экспортных кредитов и инвестиций;

    – сформировать Агентство по содействию инвестициям за рубежом с приданием ему следующих функций: внешнеполитический анализ, систематизация и прогнозирование зарубежных проектов ТНК, разработка и совершенствование системы мер и инструментов господдержки транснациональной деятельности российских компаний за рубежом;

    – определить целевые параметры господдержки ТНК: для крупных ТНК энергетического, транспортного и других развитых секторов – в информационной, аналитической, дипломатической областях; в развивающихся отраслях – в области поддержки инновационных проектов, страхования рисков, а также консультационной и финансовой помощи (рис. 6).

    В заключение работы по результатам анализа были сделаны следующие основные выводы.

    1. Ведущая роль в современном  мировом хозяйстве принадлежит  ТНК. Они поделили между собой  мировое экономическое пространство, основные обменные процессы идут не столько между странами, сколько между ТНК и их структурными подразделениями. Имея доступ к сравнительным преимуществам стран по всему миру, ТНК обеспечивают высочайший уровень эффективности своей деятельности, формируют и распределяют между своими подразделениями, по сути, мировой доход. В то же время высочайший уровень концентрации потенциала и компетенций позволяет ТНК занимать лидирующие позиции в области разработки и внедрения инноваций.

    2. Обеспечение конкурентоспособности  национальной экономики, ее прорыв к распределению мирового дохода неразрывно связаны е процессом транснационализации, формированием структур, способных на равных противостоять экспансии зарубежных ТНК. Вместе с тем, несмотря на наличие довольно высокого ресурсного, кадрового и научно-технического потенциала, уровень транснационализации российского бизнеса существенно отстает от уровня развитых стран. Причинами отставания российского бизнеса в реализации тенденции транснационализации являются, как более позднее начало данного процесса (к масштабной транснационализации российские компании приступили в 2000-м г.), так и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов формирования и продвижения российских ТНК на уровне государства и отдельных компаний. В частности нами выделяется две группы проблем – на уровне компаний (недостаточное качество стратегий зарубежного инвестирования, механизмов управления международной сетью, инструментария продвижения компании на международном рынке) и на уровне государства (отсутствие эффективной государственной поддержки российских компаний, лоббирования их интересов на международном уровне, проблемы восстановления позитивного имиджа страны в целом).

    3. Формирование эффективных механизмов  транснационализации российского бизнеса требует глубокого анализа зарубежного опыта и учета специфики экономического развития страны. Только на основе теоретического осмысления закономерностей и принципов процесса транснационализации, особенностей их проявления в условиях различных стран можно выработать эффективную государственную политику и стратегию, определить цели и задачи, стоящие в анализируемой области перед отечественными компаниями, разработать инструментарий, обеспечивающий их успешную реализацию.

 

 

 

 
 
 

 
 

Рисунок 6. Схема взаимодействия российских транснациональных компаний и государства в процессе позиционирования российских ТНК за рубежом

    4. Особую роль в активизации  процессов транснационализации  отечественного бизнеса, преодолении негативного отношения государственных и общественных организаций различных стран к деятельности ТНК вообще и российскому бизнесу в частности призвано сыграть использование действенных механизмов и инструментов позиционирования ТНК в глобальном экономическом пространстве. Вместе с тем российская практика позиционирования ТНК отличается бессистемностью, носит локальный и спорадический характер. Крайне редко реализуются долгосрочные программы позиционирования, «превентивные» меры, встроенные в стратегию развития компании. В основе совершенствования действующей практики должны лежать четкие представления об особенностях позиционирования ТНК, выражающихся в особой роли имиджевой составляющей, а также о составе и предметно-объектной области использования указанных инструментов и механизмов.

    5. Построение эффективной системы  позиционирования российских ТНК  предполагает определение конкретных  целей, способов их достижения, методов и инструментов позиционирования. При этом следует учитывать  необходимость воздействия не только и не столько на представителей целевых рынков, но, прежде всего, на общественное сознание, международные, региональные, национальные институты и предпринимательские структуры, лояльность которых должна быть обеспечена не только стране, являющейся для ТНК «home economic», но и в странах, где имеются филиалы, дочерние предприятия, представительства ТНК. Все это усложняет работу по мониторингу и анализу деловой, политической, социально-экономической среды.

    6. Деятельность, связанная с позиционированием  отечественных ТНК, по мнению  автора, должна носить комплексный,  системный характер и быть  увязана с действиями государства по формированию позитивного имиджа России в целом и поддержке экспансии отечественного бизнеса за рубежом. В числе первоочередных мер – формирование новых институтов (Агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, Агентства по содействию инвестициям за рубежом, многоуровневых GR-департаментов, имеющих региональные подразделения), совершенствование законодательной базы и мер государственной поддержки, практическое применение инструментария позиционирования, включая разработку комплексной стратегии, включенной в общую стратегию развития компании, создание соответствующих организационных механизмов управления (формирование специализированных департаментов, ориентированных на широкий спектр целевых аудиторий – властные структуры, общественные институты, бизнес-сообщество). 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы:

    1. Аркадин М. Об отношении за рубежом к деятельности российских ТНК на мировых рынках // БИКИ. Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2007.-N 19, февраль. - С.2-3.

    2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: М.: Юристъ, 2002. -368с.

    3. Архипов А.И., Багудина Е. Г., Большаков А.К.и др.; Экономический словарь М.: Проспект, 2006. -624с.

    4.  Баранов В. Российские транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг // Российский внешнеэкономический вестник. - 2008.-N 6. - С .14-27.

    5. Белоусов А.Р. Изменение структуры оборота доходов российской экономики. // Вопросы прогнозирования.  2008.  № 6.  С.104-109

    6. Бобко Е. И., Кузакова О. А. История мировой экономики. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. -170с.   

    7. Бородаев А. Маркетинговая политика современных ТНК: Концепции: производственная, товарная, ориентации на продажи, традиционная, социально ответственного бизнеса // Человек и труд. - 2008.-N 3. - С.52-56.

    8. Бхаттачарья А. Стратегия местных против чужаков: Конкуренция транснациональных корпораций и местных компаний // HARVARD BUSINESS REVIEW - Россия. - 2008.-N 8. - С.79-89.

    9. Григорьев Л. Финансовая система и экономическое развитие. // Мировая экономика и международные отношения.  2005.  № 7.  С.62-75.

    10.  Доронин И. Проблемы современных финансовых рынков // Мировая Экономика и Международные отношения. 2003. №6. С. 23-35

    11. Камаева В. Д. Экономика и бизнес. М.: Пресс, 2005. -493с.

    12.  Костюченко А.С. Социально-экономическое развитие стран Бенилюкс на разных этапах западноевропейской интеграции: Мировая экономика: транснациональные корпорации Бельгии. Нидерландов и Люксембурга  // Вестник МГУ. География. - 2007.-N 1. январь-февраль. - С.57-62.

    13.  Конахина П. Тенденции в автомобильной промышленности: Анализ мировою производства за 1997-2005 годы, статистика, доля крупнейших ТНК  // Экономист. - 2007.-N 8. - С.90-96.

    14. Конина П. Особенности функционирования транснациональных корпораций: Общая характеристика новых тенденции маркетинговой деятельности зарубежных компаний // Маркетинг. - 2008.-N 4. - С. 15-24.

    15.  Коренкова В. Л. Деятельность ТНК в условиях глобализации // Управление собственностью. - 2008.-N 3. сентябрь. - С 59-76.

    16.  Крупорницкая И. Предпосылки формирования и тенденции развития современных организационных форм: Транснациональные корпорации в конце 20 - начале 21 века // Менеджмент в России и за рубежом - 2008.-N 3, май-июнь. - С .31-37.

    17. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика транснациональной компании. СПб.: Питер, 2006. -375с.

Информация о работе Развитие ТНК в России и за рубежом