Автор: Лариса Малханова, 17 Ноября 2010 в 21:15, реферат
Теоретико-методологические основы ТНК. Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса. Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК.
В последние годы отраслевая структура ТНК претерпевает значительные изменения, связанные с возрастанием доли услуг: бизнес-услуг, транспортных, телекоммуникационных и др., а также предприятий ТЭК.
В
то же время сократилось
Проведенный анализ показывает, что существующая система показателей (табл. 3) не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают данные о притоке и оттоке прямых иностранных инвестиций, объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрывается отраслевая и пространственная структура этих показателей, что не позволяет получить адекватные представления об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.
До сих пор не разработаны единые подходы к оценке показателей притока и оттока ПИИ, объемов накопленных ПИИ, масштабов слияний и поглощений, что свидетельствует о необходимости уточнения и унификации показателей, характеризующих деятельность ТНК.
В
этой связи целесообразно
Обобщая
анализ процессов транснационализации
в конце ХХ – начале XXI вв. можно
сделать вывод о том, что исследуемый период
характеризуется ростом конкуренции среди
ТНК, снижением общего уровня монополизации,
растущей отраслевой и страновой диверсификацией
транснациональных компаний. Процессы
интеграции мирового хозяйства протекают
в условиях постоянно растущей конкуренции,
причем общее число организаций с глобальным
мировоззрением и культурой стабильно
возрастает.
Таблица 3
Движение ПИИ в мире и международное производство ТНК1
Показатель | Стоимость в текущих ценах, млрд. долл. | Годовые темпы роста, % | |||||||||||
1982 | 1990 | 2006 | 2007 | 2008 | 1986- 1990 | 1991-1995 | 1996-2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Приток ПИИ по мировому хозяйству в целом | 58 | 207 | 1411 | 1833 | 1659 | 23,6 | 22,1 | 39,9 | 27,9 | 33,6 | 47,2 | 29,9 | -9,5 |
Отток ПИИ по мировому хозяйству в целом | 27 | 239 | 1323 | 1997 | 1869 | 25,9 | 16,5 | 36,1 | 63,5 | -4,3 | 50,2 | 50,9 | -6,5 |
Накопленные ПИИ (inflow) | 789 | 1941 | 12470 | 15211 | 15897 | 15,1 | 8,6 | 16,1 | 17,3 | 6,2 | 22,5 | 22,0 | 4,5 |
Накопленные ПИИ (outflow) | 579 | 1785 | 12756 | 15602 | 16244 | 18,1 | 10,6 | 17,2 | 16,4 | 3,9 | 20,4 | 22,3 | 3,8 |
Доход по вывезенным ПИИ (outflow FDI) | 46 | 120 | 1038 | 1220 | 1010 | 18,7 | 20,2 | 10,2 | 42,4 | 27,4 | 17,1 | 17,5 | -17,2 |
Слияния и поглощения | - | 200 | 1118 | 1699,8 | 1205,4 | 26,6 | 19,5 | 51,5 | 37,6 | 64,2 | 20,3 | 46,4 | -29,1 |
Объем продаж иностранных филиалов | 2741 | 6126 | 25844 | 31197 | 32245 | 19,3 | 8,8 | 8,4 | 15,0 | 1,8 | 22,2 | 20,7 | 3,4 |
Валовой продукт иностранных филиалов | 2741 | 6126 | 25844 | 31197 | 32245 | 19,3 | 8,8 | 8,4 | 15,0 | 1,8 | 22,2 | 20,7 | 3,4 |
Совокупные активы иностранных филиалов | 2206 | 6036 | 55818 | 68716 | 71258 | 17,7 | 13,7 | 19,3 | -1,0 | 20,6 | 18,6 | 23,1 | 3,7 |
Экспорт иностранных филиалов | 688 | 1523 | 4950 | 5714 | 5936 | 21,7 | 8,4 | 3,9 | 21,2 | 12,8 | 15,2 | 15,4 | 3,9 |
Занятость в иностранных филиалах, тыс. | 21524 | 25103 | 70003 | 81615 | 80512 | 5,3 | 5,5 | 11,5 | 3,7 | 4,9 | 21,6 | 16,6 | -1,3 |
ВВП в текущих ценах | 12083 | 22163 | 48925 | 54568 | 56478 | 9,4 | 5,9 | 1,3 | 12,6 | 8,3 | 8,3 | 11,5 | 3,5 |
Экспорт товаров и нефакторных услуг (non-factor) | 2395 | 4417 | 14848 | 17138 | 17249 | 11,6 | 7,9 | 3,8 | 21,2 | 12,8 | 15,2 | 15,4 | 0,6 |
Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса
Здесь автором проанализированы темпы развития и особенности транснационализации отечественных компаний. Показано, что несмотря на относительно позднее включение в этот процесс российские компании демонстрируют высокую динамику транснационализации. По данным ЮНКТАД, за период с 2000 по 2008 гг. по суммарному показателю вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия вышла на лидирующие позиции в мире (рис. 4). Этому способствует наличие в стране уникального ресурсного, кадрового и интеллектуального потенциала, опыта ведения бизнеса в мультикультурной среде и в условиях территориального удаления различных объектов управления.
Рисунок 4. Динамика накопленных ПИИ российских компаний
за рубежом
в 2000-2008 гг., $ млрд
Если
в 2000 г. общий объем накопленных ПИИ
за рубежом составлял 20141 млрд. долл., то
к 2007 г. эта сумма достигла 255211 млрд. долл.,
а по данным Центрального Банка России
в 2008 г. сумма накопленных ПИИ составила
370 млрд. долл. Даже в условиях финансового
кризиса 2008-2009 гг. российские компании
сохранили высокую активность на мировом
рынке (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика притока и оттока ПИИ в Российскую Федерацию в 2008 – начале 2009 гг., (поквартально), млн.долл. (составлено автором на основе данных ЮНКТАД)
В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений, при этом темпы роста зарубежных активов ведущих российских компаний на порядок выше, чем в других странах мира, включая как ведущих авторов транснационального бизнеса.
Анализ мотивов экспансии российских ТНК показывает, что преобладающими являются традиционные для рыночной экономики мотивы (табл. 4) и низкое влияние «выталкивающих» факторов, что подтверждают схожие темпы инвестирования за рубежом и в России.
Таблица 4
Мотивы транснационализации российских ТНК
Мотив транснационализации | Тип ТНК | Примеры |
Рыночно-ориентированные | Крупные компании преимущественно топливно-энерге-тического комплекса и металлургические, стремящиеся либо расширить рынки сбыта, либо преодолеть торгово-политические барьеры | Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-БП, Севрсталь. РУСАЛ |
Ресурсно-ориентированные | Крупные и средние компании, ориентированные на добычу и переработку природных ресурсов | АЛРОСА, РУСАЛ, ЛУКОЙЛ |
Технологически-ориентированные | Крупные и средние компании, специализирующиеся в высокотехнологичных отраслях (машиностроение, телекоммуникации, электроника и др.) | Вымпелком, Ситроникс, ОМЗ |
Ориентированные на повышение эффективности за счет маневрирования ресурсами | Крупные ТНК, давно работающие на международном рынке | АЛРОСА, Северсталь и др. |
Вместе
с тем проведенный в работе
анализ показал наличие препятствий
на пути экспансии российского
Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения отечественных ТНК является их позиционирование в мировом экономическом пространстве. В традиционном понимании позиционирование представляет собой формирование, закрепление и поддержание определенной позиции субъекта, соответствующей его статусу. К особенностям позиционирования ТНК, по нашему мнению, относится особая роль имиджевой составляющей, существенно влияющей на возможности и условия функционирования филиалов ТНК в принимающих странах. Например, формирование положительного внешнего образа и эмоциональных ценностей, связанных с российским бизнесом, позволит существенно повысить его конкурентоспособность в борьбе за мировые блага, ресурсы, и рынки, добиваться доминирующего положения относительно других субъектов отношений. Исходя из этого, позиционирование ТНК в мировом экономическом пространстве автор определяет, как комплекс действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании, институциональных и предпринимательских структурах представлений, обеспечивающих лояльность к компании, поддержание ее конкурентоспособности и усиление рыночных позиций.
Отсюда в качестве базовых структурных элементов позиционирования мы выделяем:
Масштабы
и многообразие сторон деятельности
ТНК предопределяют достаточно сложный
инструментарий их позиционирования.
В частности, наиболее часто ТНК используют
лоббирование интересов не только в стране
базирования, но и в тех государствах,
где они имеют дочерние предприятия и
филиалы. Причем зачастую проводником
интересов ТНК становится государство,
чьим резидентом является компания или
группа государств, проводящих консолидированную
политику. Учитывая подвижность бизнес-среды,
ТНК ведут ее постоянный мониторинг и
используют имеющийся у них потенциал
для того, чтобы влиять на ситуацию в том
или ином регионе.
Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК
В зарубежной практике накоплен значительный опыт работы по поддержанию и продвижению ТНК в мировом экономическом пространстве, главными достоинствами которого являются стратегический подход, организация и развитие адекватной системы коммуникационных связей, ориентированных на властные структуры и иные целевые аудитории (Government Relations); эффективная государственная поддержка (нормативное регулирование; стимулирование зарубежных инвестиций; финансовая, организационная, координационная поддержка и т.п.). Что касается России, то поддержка отечественного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера. При этом наиболее перспективными направлениями ее развития можно считать:
– создание специализированного агентства по содействию иностранным инвестициям за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке);
–
совершенствование
– активная политическая, дипломатическая и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом.
На уровне самих российских ТНК в целях повышения эффективности позиционирования должны быть реализованы следующие мероприятия: