Развитие ТНК в России и за рубежом

Автор: Лариса Малханова, 17 Ноября 2010 в 21:15, реферат

Описание работы

Теоретико-методологические основы ТНК. Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса. Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК.

Работа содержит 1 файл

Развитие ТНК.docx

— 110.49 Кб (Скачать)

    В последние годы отраслевая структура  ТНК претерпевает значительные изменения, связанные с возрастанием доли услуг: бизнес-услуг, транспортных, телекоммуникационных и др., а также предприятий ТЭК.

    В то же время сократилось представительство  в числе ведущих ТНК мира предприятий  химической промышленности, строительной индустрии, медиакомпаний, что объясняется  происходящими на фоне возрастающей конкурентной борьбы слияниями и поглощениями ТНК, сокращениями объемов производства в основной химии и кризисными явлениями в строительной индустрии.

    Проведенный анализ показывает, что существующая система показателей (табл. 3) не всегда позволяет объективно оценить результаты деятельности ТНК. В ее составе преобладают  данные о притоке и оттоке прямых иностранных инвестиций, объемах производственно-сбытовой деятельности и размере иностранных активов ТНК в рамках мирового хозяйства и отдельных стран. При этом не раскрывается отраслевая и пространственная структура этих показателей, что не позволяет получить адекватные представления об отраслевых и региональных сдвигах в процессе транснационализации и отразить возрастание роли ТНК в инновационной деятельности.

    До  сих пор не разработаны единые подходы к оценке показателей  притока и оттока ПИИ, объемов  накопленных ПИИ, масштабов слияний  и поглощений, что свидетельствует  о необходимости уточнения и  унификации показателей, характеризующих деятельность ТНК. 

    В этой связи целесообразно использовать опыт ряда западных стран, где информация о прямых иностранных инвестициях, аккумулируемая в рамках платежного баланса, дополняется такими статистическими системами, как статистика численности транснациональных компаний – Transnational Corporations (TNC) Statistics, статистика слияний и поглощений – Mergers and Acquisitions (M&A) Statistics, статистика аффилированных предприятий – Foreign Affiliate Trade Statistics (FATS).

    Обобщая анализ процессов транснационализации  в конце ХХ – начале XXI вв. можно сделать вывод о том, что исследуемый период характеризуется ростом конкуренции среди ТНК, снижением общего уровня монополизации, растущей отраслевой и страновой диверсификацией транснациональных компаний. Процессы интеграции мирового хозяйства протекают в условиях постоянно растущей конкуренции, причем общее число организаций с глобальным мировоззрением и культурой стабильно возрастает.  
 
 

 

Таблица 3

Движение  ПИИ в мире и международное производство ТНК1

Показатель Стоимость в текущих ценах,  млрд. долл. Годовые темпы роста, %
1982 1990 2006 2007 2008 1986- 1990 1991-1995 1996-2000 2004 2005 2006 2007 2008
Приток  ПИИ по мировому хозяйству в целом 58 207 1411 1833 1659 23,6 22,1 39,9 27,9 33,6 47,2 29,9 -9,5
Отток ПИИ по мировому хозяйству в целом 27 239 1323 1997 1869 25,9 16,5 36,1 63,5 -4,3 50,2 50,9 -6,5
Накопленные ПИИ (inflow) 789 1941 12470 15211 15897 15,1 8,6 16,1 17,3 6,2 22,5 22,0 4,5
Накопленные ПИИ (outflow) 579 1785 12756 15602 16244 18,1 10,6 17,2 16,4 3,9 20,4 22,3 3,8
Доход по вывезенным ПИИ (outflow FDI) 46 120 1038 1220 1010 18,7 20,2 10,2 42,4 27,4 17,1 17,5 -17,2
Слияния и поглощения - 200 1118 1699,8 1205,4 26,6 19,5 51,5 37,6 64,2 20,3 46,4 -29,1
Объем продаж иностранных филиалов 2741 6126 25844 31197 32245 19,3 8,8 8,4 15,0 1,8 22,2 20,7 3,4
Валовой продукт иностранных филиалов 2741 6126 25844 31197 32245 19,3 8,8 8,4 15,0 1,8 22,2 20,7 3,4
Совокупные  активы иностранных филиалов 2206 6036 55818 68716 71258 17,7 13,7 19,3 -1,0 20,6 18,6 23,1 3,7
Экспорт иностранных филиалов 688 1523 4950 5714 5936 21,7 8,4 3,9 21,2 12,8 15,2 15,4 3,9
Занятость в иностранных филиалах, тыс. 21524 25103 70003 81615 80512 5,3 5,5 11,5 3,7 4,9 21,6 16,6 -1,3
ВВП в  текущих ценах 12083 22163 48925 54568 56478 9,4 5,9 1,3 12,6 8,3 8,3 11,5 3,5
Экспорт товаров и нефакторных услуг (non-factor) 2395 4417 14848 17138 17249 11,6 7,9 3,8 21,2 12,8 15,2 15,4 0,6

 

     

    Исследование  тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса

    Здесь автором проанализированы темпы развития и особенности транснационализации отечественных компаний. Показано, что несмотря на относительно позднее включение в этот процесс российские компании демонстрируют высокую динамику транснационализации. По данным ЮНКТАД, за период с 2000 по 2008 гг. по суммарному показателю вывезенных прямых иностранных инвестиций (ПИИ) Россия вышла на лидирующие позиции в мире (рис. 4). Этому способствует наличие в стране уникального ресурсного, кадрового и  интеллектуального потенциала, опыта ведения бизнеса в мультикультурной среде и в условиях территориального удаления различных объектов управления.

Рисунок 4. Динамика накопленных ПИИ российских компаний

за рубежом  в 2000-2008 гг., $ млрд 

    Если  в 2000 г. общий объем накопленных ПИИ за рубежом составлял 20141 млрд. долл., то к 2007 г. эта сумма достигла 255211 млрд. долл., а по данным Центрального Банка России в 2008 г. сумма накопленных ПИИ составила 370 млрд. долл. Даже в условиях финансового кризиса 2008-2009 гг. российские компании сохранили высокую активность на мировом рынке (рис. 5).    

    Рисунок 5. Динамика притока и оттока ПИИ в Российскую Федерацию в 2008 – начале 2009 гг., (поквартально), млн.долл. (составлено автором на основе данных ЮНКТАД)

    В последние годы российские компании все чаще выступают в качестве инициаторов масштабных трансграничных слияний и поглощений, при этом темпы роста зарубежных активов  ведущих российских компаний на порядок  выше, чем в других странах мира, включая как ведущих авторов транснационального бизнеса.

    Анализ  мотивов экспансии российских ТНК  показывает, что преобладающими являются традиционные для рыночной экономики мотивы (табл. 4) и низкое влияние «выталкивающих» факторов, что подтверждают схожие темпы инвестирования за рубежом и в России.

      Таблица 4

      Мотивы  транснационализации российских ТНК

Мотив транснационализации Тип ТНК Примеры
Рыночно-ориентированные  Крупные компании преимущественно топливно-энерге-тического комплекса и металлургические, стремящиеся либо расширить рынки сбыта, либо преодолеть торгово-политические барьеры Газпром, ЛУКОЙЛ, Роснефть, Сургутнефтегаз, ТНК-БП, Севрсталь. РУСАЛ
Ресурсно-ориентированные Крупные и средние  компании, ориентированные на добычу  и переработку природных ресурсов АЛРОСА, РУСАЛ,              ЛУКОЙЛ
Технологически-ориентированные Крупные и средние  компании, специализирующиеся в высокотехнологичных отраслях (машиностроение, телекоммуникации, электроника и др.) Вымпелком, Ситроникс, ОМЗ
Ориентированные на повышение эффективности за счет маневрирования ресурсами Крупные ТНК, давно  работающие на международном рынке АЛРОСА, Северсталь и др.
 

    Вместе  с тем проведенный в работе анализ показал наличие препятствий  на пути экспансии российского капитала, в числе которых нами выделяется ряд внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам мы относим  недостаточный уровень качества управления в российских компаниях, необходимость налаживания работы в незнакомой правовой и культурной среде принимающих стран, растущие потребности координации и контроля за деятельностью филиалов со стороны материнских компаний; а к внешним – негативное отношение к российскому бизнесу в принимающих странах и низкий уровень государственной поддержки ТНК.

    Одним из наиболее эффективных инструментов продвижения отечественных ТНК является их позиционирование в мировом экономическом пространстве. В традиционном понимании позиционирование представляет собой формирование, закрепление и поддержание определенной позиции субъекта, соответствующей его статусу. К особенностям позиционирования ТНК, по нашему мнению, относится особая роль имиджевой составляющей, существенно влияющей на возможности и условия функционирования филиалов ТНК в принимающих странах. Например, формирование положительного внешнего образа и эмоциональных ценностей, связанных с российским бизнесом, позволит существенно повысить его конкурентоспособность в борьбе за мировые блага, ресурсы, и рынки, добиваться доминирующего положения относительно других субъектов отношений. Исходя из этого, позиционирование ТНК в мировом экономическом пространстве автор определяет, как комплекс действий, направленных на формирование, закрепление и поддержание в общественном сознании, институциональных и предпринимательских структурах представлений, обеспечивающих лояльность к компании, поддержание ее конкурентоспособности и усиление рыночных позиций.

    Отсюда  в качестве базовых структурных  элементов позиционирования мы выделяем:

  1. стратегическую цель – достижение и поддержание конкурентоспособности объекта путем информирования о наличии у него сильных сторон по сравнению с конкурентами, удержание или расширение рыночной ниши, контролируемой данной компанией, извлечение прибыли;
  2. способ достижения цели – формирование общественного мнения, обеспечение лояльности институтов (международных, государственных, финансовых, фискальных и др.);
  3. метод – последовательность действий, направленных на сознание лиц (групп лиц), а также на формирование официальной позиции властных структур и институтов, воспринимающих объект.

    Масштабы  и многообразие сторон деятельности ТНК предопределяют достаточно сложный инструментарий их позиционирования. В частности, наиболее часто ТНК используют лоббирование интересов не только в стране базирования, но и в тех государствах, где они имеют дочерние предприятия и филиалы. Причем зачастую проводником интересов ТНК становится государство, чьим резидентом является компания или группа государств, проводящих консолидированную политику. Учитывая подвижность бизнес-среды, ТНК ведут ее постоянный мониторинг и используют имеющийся у них потенциал для того, чтобы влиять на ситуацию в том или ином регионе.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    Разработка  стратегии позиционирования и продвижения  на рынке российских ТНК

    В зарубежной практике накоплен значительный опыт работы по поддержанию и продвижению ТНК в мировом экономическом пространстве, главными достоинствами которого являются стратегический подход, организация и развитие адекватной системы коммуникационных связей, ориентированных на властные структуры и иные целевые аудитории (Government Relations); эффективная государственная поддержка (нормативное регулирование; стимулирование зарубежных инвестиций; финансовая, организационная, координационная поддержка и т.п.). Что касается  России, то поддержка отечественного бизнеса, выходящего на международный уровень, пока еще не носит стратегического характера. При этом наиболее перспективными направлениями ее развития можно считать:

    – создание специализированного агентства  по содействию иностранным инвестициям  за рубежом, которое могло бы сочетать функции координации и стимулирования зарубежных инвестиций (аналогичные структуры успешно действуют в Австрии, Франции, Венгрии, Италии, Японии, Норвегии, Словении, Испании, Бразилии, Кении, Марокко, Омане, Сингапуре и на Ямайке);

    – совершенствование законодательства РФ в направлении нормативного закрепления основных принципов поддержки российских ПИИ за рубежом, а также ужесточение законодательного регулирование иностранных инвестиций в РФ в целях недопущения инвестиционной агрессии из-за рубежа;

    – активная политическая, дипломатическая  и информационная поддержка российских компаний, направленная на преодоление  негативного отношения к российскому бизнесу за рубежом. 

    На  уровне самих российских ТНК в  целях повышения эффективности  позиционирования должны быть реализованы следующие мероприятия:

Информация о работе Развитие ТНК в России и за рубежом