Автор: Лариса Малханова, 17 Ноября 2010 в 21:15, реферат
Теоретико-методологические основы ТНК. Исследование тенденций развития российских ТНК: уровень и потенциал транснационализации российского бизнеса. Разработка стратегии позиционирования и продвижения на рынке российских ТНК.
Министерство по образованию
Байкальский
государственный университет
Финансово-экономический
факультет
Кафедра
финансов
Специальность
080105.65 «Финансы и кредит»
По дисциплине
«финансы внешнеэкономической деятельности»
Тема: РАЗВИТИЕ
ТНК В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Исполнитель
студентка
гр. Ф-06-3
Руководитель
канд. экон.
наук, доцент
Владимировна
Иркутск 2010
Введение
Глобализация и тесно связанная с ней транснационализация экономики во второй половине ХХ в. вывели мировое хозяйство на качественно новый уровень: современное мировое хозяйство представляет собой целостную систему, объединенную масштабными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. Транснациональные корпорации (ТНК) становятся главной институциональной формой новой глобальной системы координат и оказывают все более существенное влияние на мировую экономику. В этой связи российский бизнес достаточно энергично включился в процесс формирования ТНК, и хотя уровень транснационализации большинства российских международных компаний пока еще уступает ведущим ТНК мира, идет активный процесс создания собственной международной производственной базы на основе интенсивного роста зарубежного инвестирования.
Как феномен современного мирового хозяйства, транснационализация имеет под собой объективную основу: повышение роли и расширение географических рамок кооперационных связей, позволяющих объединять в крупные международные научно-производственные образования элементы научных, производственных и сбытовых структур различных стран; развитие механизмов аккумуляции капитала и ресурсов развития. Транснационализация ведет к увеличению масштаба и эффективности производства, ориентированного на емкий глобальный рынок, унификации экономического пространства в виде сближения «правил игры» в хозяйствовании, единообразия в потребительских предпочтениях через доминирование мировых брэндов и т.п. В частности в экономически развитых странах обостряется проблема занятости, уход капитала из страны в поисках наиболее выгодных условий приложения приводит к потере существенной части налоговых поступлений в бюджет. Что же касается втягивания менее развитых стран в орбиту транснационализации, то оно осуществляется в основном в интересах ведущих глобальных игроков путем перераспределения в их пользу большей части доходов, полученных от эксплуатации ресурсов в планетарных масштабах.
Противоречивость процессов транснационализации, неоднозначная роль ТНК в развитии страновых социумов, зачастую порождают противодействие со стороны государственных и общественных организаций, предпринимательских кругов отдельных стран и создают существенные сложности в позиционировании ТНК в глобальном экономическом пространстве. Все это говорит о необходимости научного осмысления имеющихся проблем, разработки новых механизмов контроля и регулирования деятельности ТНК. Особую остроту исследованию данных проблем придает сохраняющаяся нестабильность мировой экономической системы, наиболее ярко проявившаяся в период кризиса 2008–2009 гг.
В этой связи весьма актуальным представляется анализ состояния и тенденций развития мировых и отечественных ТНК и инструментов их продвижения в глобальном экономическом пространстве, тем более что динамичная зарубежная экспансия российских компаний происходит в условиях качественных изменений всей экономической системы, роста конкуренции на глобальных рынках, изменения конфигурации сил на мировой арене.
Теоретико-методологические основы ТНК
В данной главе проанализированы сущность и процессы эволюции транснациональных компаний от момента их появления до настоящего времени. Однако, следует заметить, что несмотря на довольно длительное развитие тенденций транснационализации и растущую роль ТНК в мировой экономике, дефиниция ТНК и критерии отнесения компаний к числу транснациональных до сих пор вызывают непрекращающиеся дискуссии.
Поскольку
на момент возникновения ТНК действовали,
прежде всего, как экономические
организации, большая часть определений
и критериев
Первоначально к числу ТНК относились фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. и филиалами не менее чем в 6 странах. Но уже в проекте Кодекса ТНК, разработанном ЮНКТАД прослеживается более гибкий подход: ТНК определяются как предприятия, имеющие отделения минимум в двух государствах, один или несколько центров принятия решений в целях проведения согласованной политики, связанные между собой так, чтобы оказывать взаимное влияние и использовать совместные ресурсы.
В настоящее время ООН определяет ТНК как инкорпорированную или неинкорпорированную компания, включающую в себя материнскую компанию (parent enterprise) и ее зарубежные отделения (foreign affiliates) – дочерние компании (subsidiary enterprise), ассоциированные компании (associate enterprise) и филиалы (branch).
Признак контроля со стороны материнской компании определен через установление ее минимальной доли в зарубежном отделении (10 % простых акций или голосов для инкорпорированного предприятия либо ее эквивалент для неинкорпориванного предприятия).
Базируясь
на том же экономическом подходе,
ЮНКТАД, начиная с 1990 г., для характеристики
вовлеченности ТНК в экономику зарубежных
стран ввела понятие «индекс транснационализации
компаний» как среднее значение следующих
трех показателей: отношения зарубежных
активов к общему объему активов, зарубежных
продаж к общему объему продаж и численности
работников за рубежом к общему числу
занятых в корпорации.
Iтр = (Аз/Ао
+ Пз/По +
Шз/Шо) : 3
где: Iтр – индекс транснациональности; Аз – зарубежные активы; Ао – общие активы; Пз – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами; По – общий объем продаж товаров и услуг; Шз – зарубежный штат; Шо – общий штат работников компании.
С 2002 г. ЮНКТАД публикует и «индекс распространенности сети», определяемый исходя из числа стран, в которых имеются отделения сети.
Учитывая возрастающую экспансию ТНК на мировом рынке и рост объемов инновационной деятельности, для объективной оценки степени транснационализации компаний, по нашему мнению, в число ее критериев следует включить степень выноса научно-исследовательской деятельности из стран базирования за рубеж и долю продаж компании на глобальном рынке.
В таком случае индекс
(2)
где: Нз – расходы на НИОКР в зарубежных филиалах; Но – общие расходы компании на НИОКР; k – доля продаж компании в мировом промышленном производстве.
Расчет рейтинга транснационализации ТНК в отрасли добычи и переработки нефти по традиционной и предлагаемой методикам приведен в табл. 1.
Из данных таблицы видно, что предлагаемая в работе методика оценки уровня транснационализации довольно существенно отличается от общепринятой и позволяет учесть влияние ТНК на развитие международной инновационной деятельности и состояние мирового рынка. При этом как положительный факт следует отметить высокую позицию в скорректированном рейтинге таких российских компаний, как «Лукойл», «Роснефть» и ТНК-ВР.
Анализируя тенденции развития ТНК, приходи к выводу, что несмотря на утверждения сторонников неолиберальной модели развития, выдвигающих тезис о наднациональной сущности ТНК, последние не являются «надгосударственными» образованиями. Они имеют национальную прописку и выступают мощными проводниками национальных интересов.
Таблица 1
Сравнительные
данные расчета индекса
ТНК | Индекс
транснационализации, % |
Доля продаж |
Скорректированный индекс | Рейтинг после корректировки |
British Petroleum Company Pic | 79,9 | 3,79 | 302,8 | 1 |
Total | 74,5 | 2,26 | 168,4 | 3 |
Royal Dutch/Shell Group | 71,3 | 0,62 | 44,21 | 8 |
ExxonMobil | 68,0 | 3,92 | 266,6 | 2 |
Chevron Corporation | 58,0 | 2,5 | 145,0 | 4 |
Eni Group | 53,8 | 1,76 | 94,69 | 5 |
Repsol YPF SA | 52,0 | 0,92 | 47,84 | 7 |
ConocoPhillips | 44,3 | 1,77 | 78,41 | 6 |
Statoil Asa | 33,9 | 0,51 | 17,29 | 12 |
Petronas - Petraliam Nasional Bhd | 26,0 | 0,24 | 6,24 | 13 |
Лукойл | 12,4 | 2,19 | 27,16 | 10 |
Роснефть | 11,6 | 2,79 | 32,46 | 9 |
ТНК-ВР | 14,3 | 1,53 | 21,88 | 11 |
О масштабах деятельности ТНК позволяют судить данные рис. 1.
Рисунок
1. Динамика объемов активов и продаж 100
ведущих нефинансовых ТНК (рассчитано
автором на основании данных ЮНКТАД)
По
данным ЮНКТАД на начало 2009 г. в мире насчитывалось
около 82 тысяч нефинансовых ТНК с 805-ью
тыс. зарубежных филиалов (табл. 2).
Таблица 2
Динамика числа ТНК и их дочерних компаний за 1980–2009 гг.
Годы | Компании-учредители | Дочерние компании/филиалы |
1980 | 11200 | 42500 |
1991 | 35000 | 150000 |
1995 | 39000 | 270000 |
2000 | 63000 | 630000 |
2002 | 64000 | 870000 |
2005 | 77175 | 773019 |
2007 | 79000 | 790000 |
2008 | 82000 | 805000 |
2009 | 83500 | 820000 |
ТНК функционируют практически во всех отраслях экономики, но наиболее значительная их часть – 59,6 % – сконцентрирована в сфере производства.
Ведущими
отраслями транснациональной
Рисунок
3. Отраслевая структура 5000 крупнейших
ТНК мира, по данным на начало 2009 г. (составлено
автором на основе данных UNCTAD)