Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:31, курсовая работа
Цель данной работы изучить состояние рынка ценных бумаг в Казахстане.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить сущность и виды ценных бумаг, а так же рассмотреть становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане.
2. Изучить современное состояние рынка ценных бумаг и деятельность банков на фондовом рынке.
3. Исследовать проблемы и перспективы рынка ценных бумаг в Казахстане.
Введение
I глава. Экономическая природа ценных бумаг
1.1 Сущность государственных ценных бумаг
1.2 Виды ценных бумаг
II глава. Функционирование фондовой биржи КАSЕ
2.1 РФЦА как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка
III глава. Перспективы развития фондового рынка
3.1 Совершенствование законодательной базы и государственного регулирования РЦБ.
Заключение
Список использованной литературы
По состоянию на 1 января 2008 года 17 организаций осуществляют деятельность по ведению реестра держателей ценных бумаг.
За отчетный период количество банков, обладающих лицензией уполномоченного органа на осуществление кастодиальной деятельности, не изменилось и составило 10 банков.
Инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов по состоянию на 1 января 2008 года осуществляют 11 организаций, из них 6 -накопительные пенсионные фонды, имеющие лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами (АО «НПФ "ГНПФ"», АО «НПФ Народного Банка Казахстана (дочерняя организация АО «Народный Банк Казахстана»), АО «Дочерняя организация АО «Банк ТуранАлем» НПФ БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал»» (дочерняя организация АО «Банк ЦентрКредит»), АО «НПФ "Казахмыс"» и АО «НПФ "Отан"»).
В четвертом квартале 2007 года выдано 6 лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем (АО «MAG Finance», АО «Управляющая компания «Альфа Траст», АО «REAL ASSET MANAGEMENT», АО «Инвестментс Компании «ЦентрИнвест», АО «VOSTOK CAPITAL», АО «Евразия Капитал» (ДО АО «Евразийский банк»)). По состоянию на 1 января 2008 года общее количество управляющих инвестиционным портфелем составило 61.
Лицензией на осуществление трансфер – агентской деятельности обладают 3 организации: АО «Казпочта», АО «C-n-D Express» и ТОО «ДОС Финанс» (таблица 8).
Таблица 8 - Финансовые показатели по профессиональным участникам РЦБ, (млн. тенге)
на 01.01.07г. |
на 01.01.08г. |
изменение за 2007 год, в % | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Совокупные активы, в т. ч.: |
193 652 |
355 954 |
83,81 |
брокеры-дилеры |
10 441 |
5 018 |
-51,94 |
брокеры-дилеры (участники РФЦА) |
- |
2 637 |
100 |
брокеры- дилеры, осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА) |
- |
75 |
100 |
регистраторы |
1 381 |
1 297 |
-6,08 |
УИП |
176 577 |
94 097 |
-46,71 |
инвестиционные компании |
- |
247 022 |
100 |
ООИУПА* |
5 253 |
5 808 |
10,57 |
Обязательства, в т.ч.: |
146 849 |
237 536 |
61,76 |
брокеры-дилеры |
6 354 |
2 356 |
-62,92 |
брокеры-дилеры (участники РФЦА) |
- |
166 |
100 |
брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА) |
- |
- |
- |
регистраторы |
26 |
31 |
19,23 |
УИП |
140 358 |
20 719 |
-85,24 |
инвестиционные компании |
- |
214 183 |
100 |
ООИУПА |
111 |
81 |
-27,03 |
Капитал, в т.ч. |
46 803 |
118 418 |
в 2,5 раз |
брокеры-дилеры |
4 087 |
2 662 |
-34,87 |
брокеры-дилеры (участники РФЦА) |
- |
2 471 |
100 |
брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА) |
- |
75 |
100 |
регистраторы |
1 355 |
1 266 |
-6,57 |
УИП |
36 219 |
73 378 |
в 2 раза |
инвестиционные компании |
- |
32 839 |
100 |
Продолжение таблицы 8 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
ООИУПА |
5 142 |
5 727 |
11,38 |
уставный капитал, в.ч. |
25 312 |
95 139 |
в 3,8 раз |
брокеры-дилеры |
1 798 |
1 744 |
3,00 |
брокеры-дилеры (участники РФЦА) |
- |
2 298 |
100 |
брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА) |
- |
78 |
100 |
регистраторы |
1 202 |
1 205 |
0,25 |
УИП |
20 682 |
63 962 |
в 3 раза |
инвестиционные компании |
- |
24 603 |
100 |
ООИУПА |
1 630 |
1 250 |
-23,31 |
Как видно из данных, приведенных в таблице 8, за 2007 год наблюдается увеличение совокупных финансовых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, совокупные активы за 2007 год увеличились на 83,81% и составили 355 954 млн. тенге, обязательства увеличились на 61,76% и составили 237 536 млн. тенге, соответственно.
За 2007 год зарегистрировано 310 выпусков акций, утверждено 363 отчетов об итогах выпуска и размещения акций, а также аннулировано 218 выпусков акций (таблица 9).
Таблица 9 - Данные о выпусках акций
и аннулировании выпусков
за 1 квартал 2007 года |
за 2 квартал 2007 года |
за 3 квартал 2007 года |
за 4 квартал 2007 года |
за 2007 год | |
Зарегистрировано выпусков |
89 |
85 |
74 |
62 |
310 |
Утверждено отчетов об итогах выпуска и размещения |
116 |
103 |
67 |
77 |
363 |
Аннулировано выпусков |
133 |
48 |
15 |
22 |
218 |
В результате общее количество действующих выпусков акций на 1 января 2008 года составило 2 319, количество акционерных обществ с действующими выпусками акций -2 200 организаций (таблица 10).
Таблица 10 - Данные о количестве акционерных обществ с действующими выпусками акций
на 1 января 2007 года |
на 1 апреля 2007 года |
на 1 июля 2007 года |
на 1 октября 2007 года |
на 1 января 2008 года | |
Количество выпусков акций |
2 308 |
2 299 |
2 306 |
2 325 |
2 319 |
Количество акционерных обществ |
2 168 |
2 166 |
2 180 |
2 290 |
2 200 |
В 2007 года Агентством зарегистрирован 71 выпуск негосударственных облигаций с общим объемом 409 318,5 млн. тенге (таблица 11).
Таблица 11 - Данные о зарегистрированных выпусках негосударственных облигаций
за 1 квартал 2007 года |
за 2 квартал 2007 года |
за 3 квартал 2007 года |
за 4 квартал 2007 года |
за 2007 год | |
Количество выпусков Объем выпусков, млн. тенге |
26 142 050 |
21 153 400 |
12 63 638,5 |
12 50 230 |
71 409 318,5 |
Всего по состоянию на 1 января 2008 года количество действующих выпусков облигаций составило 286 с суммарной номинальной стоимостью 1 439 247 млн. тенге, из которых 202 выпуска включены в официальный список KASE по категории "А" и 28 выпусков – по категории "В" (таблица 12).
Таблица 12 - Данные о действующих выпусках негосударственных облигаций
на 1 января 2007 года |
на 1 апреля 2007 года |
на 1 июля 2007 года |
на 1 октября 2007 года |
на 1 января 2008 года | |
Количество выпусков |
233 |
252 |
267 |
277 |
286 |
Объем выпусков, млн. тенге |
1 094 473 |
1 200 298 |
1 336 356 |
1 392 278 |
1 439 247 |
Динамику объемов выпуска
Рис. 6 - Динамика изменения количества и объема действующих выпусков облигаций
По состоянию на 1 января 2008 года
в совокупном объеме действующих
выпусков корпоративных облигаций
распределение выглядело
- облигации, приобретенные за счет пенсионных активов – 24,79%;
- облигации, приобретенные банками второго уровня – 8,27%;
- облигации, приобретенные за счет активов клиентов управляющих инвестиционным портфелем – 4,50%;
- облигации, приобретенные страховыми (перестраховочными) организациями – 4,12%;
- облигации, приобретенные иными финансовыми организациями – 6,12%;
- иные инвесторы – 52,20%.
Несмотря на постоянное увеличение
корпоративных облигаций в
Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые на фондовом рынке Республики Казахстан, он по-прежнему нуждается в модернизации.
Так же видно, что основной целью модернизации и совершенствовании рынка ценных бумаг является привлечения новых участников.
1.4 Перспективы развития
В Казахстане в целях совершенствования государственного управления рынка ценных бумаг разработана и утверждена «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстана 2007-2011 годы» от 25 декабря 2006.
В данной концепции определены цели и задачи совершенствования рынка ценных бумаг в среднесрочной перспективе:
- расширение доступа к ссудному капиталу через фондовый рынок;
- увеличение перечня инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе за счет населения;
- защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе прав миноритарных акционеров;
- внедрение новых и ликвидных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, в т.ч. облигации, обеспеченные выделенными активами (механизмы секьюритизации), производные ценные бумаги, инфраструктурные облигации, долговые ценные бумаги, обеспеченные государственной гарантией;
- построение реалистичной кривой доходности на рынке государственных ценных бумаг (ГЦБ).
Решение поставленных целей станет возможным только при знаниии современной ситуации на рынке.
Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется неразвитостью рынка акций.
Около трети наименований акций официального списка недоступны на рынке. Среди них – ценные бумаги крупнейших компаний, которые являются ведущими в казахстанской экономике.
Отраслевая структура оборота ценных бумаг не отвечает структуре официального списка КФБ. Доля вторичного рынка акций в общем обороте фондовой биржи незначительна и продолжает снижаться. Главной проблемой является преобладание договорных сделок. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и КФБ предпринимают меры по борьбе с прямыми сделками, но их доля в объемном и количественном выражении остается высокой.
В «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстана 2007-2011 годы» предусмотрены основные меры совершенствования рынка ценных бумаг.
По свидетельству мирового опыта, необходимыми условиями для успешного развития долевого рынка является обеспечение неукоснительного соблюдения защиты прав акционеров, соблюдение строгих стандартов отчетности, наличие низкого уровня коррупции, массовость розничных инвесторов на рынке акций.
Поэтому в целях развития рынка
акций планируется проведение комплекса
мероприятий, направленных на оптимизацию
режима раскрытия информации, в полной
мере соответствующей интересам
и потребностям инвесторов, путем
совершенствования
Одной из основных задач казахстанского рынка ценных бумаг, является расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях увеличения возможностей для инвестирования.
Приоритетными направлениями для
решения данного вопроса
- дальнейшее развитие рынка ГЦБ, в том числе рассмотрение возможности осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;
- совершенствование законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг под государственные гарантии и поручительства государства в части реализации механизмов использования указанных поручительств и гарантий;
- запуск механизмов секьюритизации;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) путем выпуска облигаций с гарантией государства;
- принятие эффективных мер по развитию рынка производных финансовых инструментов, планируется дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов.
Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных ГЦБ.
В этой связи, Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут проработаны подходы к эмиссии ГЦБ и созданию ликвидного рынка, что позволит формировать индикаторы кривой доходности для субъектов рынка.
Согласно Концепции
При этом для развития финансового рынка будет осуществляться выпуск ГЦБ на стабильном уровне по первоначально запланированному объему и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения бюджета.
В целях реализации поставленной задачи
по построению кривой доходности по ГЦБ
предполагается предусмотреть мероприятия
по снижению искусственного спроса на
ГЦБ на рынке ценных бумаг. Кроме
того, следует исключать обязательные
требования по приобретению ГЦБ как
организациями с
Рынок, связанный с определением стратегии государственного финансирования, является существенной опорой для поддержания развития отечественного рынка ценных бумаг. Такая стратегия включает строгое соблюдение принципов оживленного рынка это принципы доступности и прозрачности, а также привлечение обязательств для финансирования инвестиционных проектов через рынок ценных бумаг, и активное инвестирование в развитие приоритетных инфраструктур путем привлечения средств на фондовом рынке.
Государство будет усовершенствовать и обеспечивать в рамках принципов доступности и прозрачности высокое качество информации о структуре долга, необходимом финансировании в инвестиционные проекты и стратегиях управления долгом для участников рынка и общества в целом.