Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:18, реферат
В условиях постоянного расширения рынка факторинговых услуг и возрастающей конкуренции для укрепления и поддержания своих позиций факторинговые подразделения банков (факторинговые компании) предлагают своим клиентам все больший перечень банковских продуктов, повышают качество их предоставления, то есть на первое место в деятельности управления факторинга выходит маркетинговый подход, ориентированный на потребности потенциальных покупателей.
Особую значимость в такой ситуации пр
Расчет
себестоимости факторинговых
услуг
В
условиях постоянного расширения рынка
факторинговых услуг и
Особую значимость в такой ситуации приобретает эффективная ценовая политика и стратегия фактора, которая должна обеспечить прибыльность и рентабельность осуществляемых им операций. Существуют различные методы и стратегии ценообразования, однако, в основу цены факторингового продукта закладывается его себестоимость, определение которой для фактора является одной из самых актуальных проблем.
Чтобы предложить лучшую цену клиенту, и при этом не обидеть себя, фактору необходимо хорошо понимать структуру своих затрат, перечень сервисов, иметь инструмент расчета себестоимости каждого из продуктов, а также четко понимать какие отделы и сотрудники задействованы в бизнес - процессе при оказании той или иной услуги.
В
виду того, что факторинг включает
в себя комплекс услуг и операций,
а в банковском маркетинге данные
понятия не тождественны, автор считает
необходимым рассмотреть
Стоимость факторингового продукта состоит из трех комиссий:
- комиссии за финансирование;
-
комиссии за факторинговое
-
комиссии за обработку
Основными составляющими, формирующими процентную ставку, комиссию за финансирование, являются:
- стоимость фондирования,
- маржа за принятие риска,
- стоимость капитала (резервы).
Комиссия за финансирование рассчитывается в процентах за каждый день пользования предоставленными средствами и взимается в момент прихода денежных средств в оплату поставки.
Стоимость фондирования это стоимость ресурсов, привлеченных фактором для осуществления своей деятельности.
Принимая клиента на факторинговое обслуживание, фактор принимает на себя и риски: риск несвоевременной оплаты поставки, неплатежеспособности дебитора, резкого изменения стоимости кредитных ресурсов, банкротства и мошенничества продавца. Соответственно, в комиссию за финансирование факторы включают премию за принятие рисков. Однако маржа за принятие риска фактором устанавливается индивидуально и зависит от:
- финансового состояния клиента;
- количества дебиторов;
-
качества дебиторов, т.е.
Факторинговое финансирование, как правило, характеризуется кредитным менеджментом дебиторов, включающее в себя:
-
проверку дебиторов, их
- верификацию поставок;
- учет;
- контроль;
- коллекторские функции.
Все
эти услуги компенсируются за счет
комиссии за факторинговое обслуживание,
которую принято взимать как
определенный процент от всей суммы
уступаемого денежного
Так как величина данной комиссии напрямую зависит от оборота, то величину процента привязывают к обороту. То есть чем больше оборот и количество дебиторов, переданных клиентом на факторинговое обслуживание, тем меньше процент взимаемой комиссии.
Факторинг связан с большим документооборотом. Проверка и обработка отгрузочных документов является неотъемлемой частью повседневной работы фактора. Данные трудозатраты компенсируются фактором путем взимания комиссии в виде фиксированного сбора за комплект документов.
Для
расчета себестоимости операции
по обработке отгрузочных
-стоимость единицы рабочей силы;
- время, которое затрачивается на выполнение той или иной операции.
Для определения стоимости единицы рабочей силы используются суммарные затраты, связанные с содержанием того или иного подразделения компании, и практическое количество рабочих часов, которое может быть использовано для создания продукта или оказания услуги клиента. Практическое количество часов отличается от реального количества рабочих часов на основании того факта, что сотрудник на выполнение работы тратит 80–90% общего времени, проведенного на рабочем месте. Таким образом, зная себестоимость единицы времени и время, необходимое для производства одного продукта, можно получить себестоимость производимого продукта.
Проверкой и обработкой отгрузочных документов занимаются специалист отдела клиентского обслуживания. Предположим, что суммарные затраты на содержание данного отделения составляют 20000000 сомов в год, в отделе работают 20 человека.
С
одной стороны, стоимость рабочего
времени сотрудника отделения складывается
из его заработной платы, содержания
помещения и прочих расходов, связанных
лично с ним. С другой стороны, отделение
несет еще дополнительные расходы, не
связанные с рассматриваемым сотрудником.
Так как производительность отделения
напрямую зависит от числа сотрудников,
непосредственно задействованных в обслуживании
клиентов, то при расчете стоимости услуг
автор будет учитывать совокупные затраты
на отделение банка. Стоимость рабочего
часа рассчитывается по следующей формуле:
(1),
где - стоимость рабочего часа
E- затраты на содержание подразделения факторинга в год, включая затраты на персонал, содержание недвижимости, компьютерной техники, хозяйственные расходы
N – количество сотрудников отделения
256 – число рабочих дней в году
8 – число рабочих часов в день
Проведя расчеты, получается, что в рассматриваемом примере, стоимость рабочего часа сотрудника, занимающегося обработкой документов, в среднем составляет 610,35 сомов (20000000/20/256/6,4).
Затем
необходимо определить временные затрать
на проведение той или иной операции. С
этой целью проводятся прямые замеры времени,
которое тратит сотрудник отдела на отработку
отгрузочных документов. Таким образом,
себестоимость операции по обработке
отгрузочных документов рассчитывается
по следующей формуле:
Ci=CT(i)*Ct
, (2)
где CT(i) – время выполнения операции в человекочасах, полученное путем замеров на рабочих местах сотрудников.
Комиссия
за обработку документов складывается
из стоимости двух операций, а именно:
проверки правильности составления
заявки на финансирование, акта приема-передачи,
счета-фактуры, товарной накладной
и других сопутствующих отгрузке
документов, а также обработки
отгрузочных документов, т.е. отражения
в автоматизированной системе управления
факторинговыми операциями. На первую
операцию сотрудник затрачивает
в среднем 2 минуты, на регистрацию 1
товарной накладной и счета-фактуры,
сотрудник затрачивает в
Для
расчета себестоимости
Для начала необходимо определится с полным перечнем сервисов в области факторинга. Факторинг включает в себя услуги по финансированию, административному управлению, информационно-аналитические услуги. Целесообразно рассмотреть степень участия подразделений факторинга при оказании перечисленного комплекса услуг.
Финансированием
занимаются специалисты отдела клиентского
обслуживания. Сама операция осуществляется
на основе зарегистрированных отгрузочных
документов, предоставленных клиентом
по поставкам, осуществленным в пользу
своих контрагентов (дебиторов). Кроме
того, клиентское обслуживание занимается
ведением статистики по дебиторам, клиентам.
В оказании данной услуги принимают
непосредственное участие специалисты
отдела кредитного контроля, которые
осуществляют контроль проведения операций
в рамках методики установления лимитов;
разрешительно-запретные
Административным
управлением дебиторской
Информационно-
Исходя
из проведенной группировки
Суммарные затраты на содержание управления факторинга банка в год составляют 327465000 сомов. Численность персонала равна 200 человек. Подставив данные в формулу 1, получаем, что стоимость одного рабочего часа равна 999,34 сомов. Суммарное количество минут, затрачиваемых на обслуживание одной поставки, составляет в среднем 220 минут. Произведя расчеты по 2 формуле, выходит, что затраты управления факторинговыми операциями банка на оказание обслуживания одной поставки клиента в рамках договора факторинга составляют 3664,26 сомов. Однако, не стоит забывать, что данный расчет основывается лишь на трудозатратах и не учитывает стоимость денег, кроме того, при расчете себестоимости обслуживания последующих поставок стоимость трудозатрат будет меньше. Это основывается на том, что только при обслуживании первой поставки клиента в данном процессе задействованы все отделы, начиная от трудозатрат на привлечение клиента, сбора необходимой документации, утверждения лимитов, проверки документации, формирования клиентского досье, регистрации поставок, верификации, финансирования и мониторинга. Последующее обслуживание основывается уже на полученных данных, сформированном клиентском досье, налаженных связях с контактным лицом клиента и дебитора, а, следовательно, требует меньшего времени на проведение и меньшего количества задействованных лиц.
Информация о работе Расчет себестоимости факторинговых услуг