Проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Задачи курсовой работы: рассмотреть влияние внешней задолженности на российскую экономику, выявить пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям.

Содержание

Введение _____________________________________________________2-3
Глава 1. Влияние и формирование внешнего долга России
1. Определение и значение внешней задолженности
1.1. Определение государственного долга__________________________4
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику______ 5-7
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России
2.1. Внешняя задолженность СССР_______________________________ 7-8
2.2. Внешняя задолженность России______________________________ 8-10
2.3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ ______________ 10
2.4. Плюсы и минусы реструктуризации рыночных заимствований. ___11-12
2.5. Международный валютный фонд_____________________________13-14
2.6. Коммерческие кредиторы___________________________________ 14
2.7. Всемирный банк___________________________________________14-15
Глава 2. Анализ проблемы внешнего долга
1. Данные внешнего долга______________________________________ 16-18
Глава 3. Пути реструктуризации
1. Урегулирование внешнего долга России________________________19-21
2. Пути реструктуризации долгов международным кредитным
организациям_____________________________________________ 21-23
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание111.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

    К тому же держатели евробондов избалованны  тем, что им продолжают платить по обязательствам.

    Тем не менее реструктуризация евробондов далеко не безнадежное дело. Например, согласно  британскому законодательству, эмиссии могут быть реструктурированны и до 25% держателей можно, заставить подчиниться мнению большинства. Таким образом у эмитента есть возможность, допустим осуществить не значительные выплаты, а остальное реструктурировать. Зато продление срока по выплате обязательств на деле равносильно  рефинансированию.

    Владельцы российских евробондов не должны удивляться, если им на деле придется поступиться  частью капитала, так как по определению кредитного рейтинга страны по классификации “S&P”, эмитент с рейтингом “BB” “находиться в состоянии неуверенности и подвержен неблагоприятным деловым, финансовым и экономическим обстоятельствам, результатом которых может явиться недостаточная способность выплатить по своим обязательствам”.  Реструктуризация не только облегчит финансовое положение эмитента, но и улучшит его отношения с банками, так как они перестанут опасаться, что их принесут в жертву евробондам. Банки могут оказать влияние на держателей евробондов и посадить их за стол переговоров. Таким же союзником может явиться и МВФ, понимая что неуступчивость держателей мешает комплексному решению проблемы  долгового кризиса развивающихся стран.

    С другой стороны все известные  прецеденты реструктуризации относятся  не к самым большим по объему облигационным  займам с более или менее известным  кругом держателей, в худшем случае исчисляемых десятками.

    В данном случае не стоит недооценивать  юридические и организационные сложности одновременной реструктуризации девяти ликвидных облигационных займов на общую сумму 16 млрд. долл., принадлежащих десяткам тысяч участников рынка    включая тысячи розничных инвесторов в Германии, Австрии, Бенилюксе, Италии. Нет никаких гарантий, что все они выкажут понимание и не станут требовать через суд наложения на зарубежные активы РФ ареста.

    К тому же нашей стране с таким трудом удалось отстоять свои евробонды  от реструктуризации, несмотря на давление международных кредитных организации. Сдача этой позиции даст возможность требовать расширительного применения принципа равенства  всех кредиторов в глобальном масштабе. Подобный прецедент приведет к снижению котировок на рынке суверенных долгов  всех развивающихся стран, закрывая им доступ к новым заимствованиям в каких либо формах.

    И последнее, что хотелось бы отметить, если облигации пришли на смену скомпрометированным  синдицированным кредитам банков, то не совсем понятно какой рыночный инструмент сможет заменить скомпрометированные еврооблигации. 

    Т.о. рассматривая плюсы и минусы реструктуризации евробондов, очевидна слабая предсказуемость  результатов и самого хода переговоров  по реструктуризации, тогда как платежи  в размере 1,6 млрд. долл. Вполне посильное  бремя.  
 
 

2.5. Международный валютный фонд

     Международный валютный фонд (МВФ) - ведущая международная  валютно - финансовая организация, учрежденная  в 1944 году в результате Бреттон-Вудских соглашений с целью поддержания стабильности международной валютной системы и снижения торговых и валютных барьеров между странами.

     На  протяжении истекшего десятилетия  кредиты МВФ выполняли двоякую  роль. Они выступали источником пополнения доходной части бюджета и служил для внешних кредиторов гарантией  принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса. Улучшение состояния платежного баланса страны и накопление валютных резервов должны были создать условия для бескризисного обслуживания внешнего долга.

     31 января 2004 года Россия при помощи накопленной в стабфонде суммы полностью погасила долг МВФ в размере 3,3 миллиарда долларов. Досрочное погашение сэкономило 204 миллионов долларов процентных платежей. 

2.6. Коммерческие  кредиторы. 

     Коммерческая  задолженность бывшего СССР, образовавшаяся в результате неоплаты поставок товаров и оказанных услуг по контрактам советских внешнеторговых организаций, заключенным с иностранными фирмами-поставщиками до 04.01.92г., оценивается примерно в 4 млрд. долларов США (без учета просроченных процентов), в том числе на учете во Внешэкономбанке - около 1,8 млрд. долларов США. Проблема затрагивает интересы порядка 3 тысяч кредиторов. Основную часть из них составляют компании и предприятия из большинства развитых стран мира, на долю которых приходится 2/3 суммы задолженности (оставшаяся часть долга выкуплена банками и финансовыми институтами, в т. ч. входящими в Лондонский клуб). В рамках выполнения агентских функций Внешэкономбанком продолжается работа по определению объемов коммерческих обязательств бывшего СССР, подлежащих переоформлению, а также оценке соответствия требований кредиторов критериям Заявления Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994г. В настоящее время выверка задолженности осуществляется при посредничестве 14 действующих в различных странах клубов кредиторов, наиболее крупными из которых являются UBS AG/Zurich, HERMES/Hamburg, GML Ltd/London, Eurobank/Paris, EKF/Copenhagen, FIMET/Helsinki, VOSTOK/Praha, Mediocredito Centrale/Rome, Trade Creditors Group in Japan/Tokyo.

     12.04. 2001 в Лондоне на Форуме коммерческих кредиторов бывшего СССР состоялись переговоры делегации Российской федерации с ведущими страновыми клубами, на которых были согласованы ключевые финансовые условия реструктуризации коммерческой задолженности, подлежащей дальнейшему утверждению Правительством Российской Федерации. В настоящее время заинтересованными ведомствами завершается согласование проектов нормативных документов, необходимых для регистрации достигнутых договоренностей. [8]

     По  данным Министерства Финансов РФ, задолженность России коммерческим кредиторам на 1.04.2007 год составила коммерческая $0,8 миллиарда.  

2.7. Всемирный  Банк

     Международный банк реконструкции и развития (Всемирный  Банк) - международная финансовая организация, учрежденная в результате Бреттон - Вудской конференции в 1944г. Первоначально банк ориентировался на восстановление экономики стран Западной Европы, а сегодня, предоставляет займы или гарантии кредитов 177 странам, входящим в эту группу. Главным образом, банк кредитует развивающиеся государства на рыночных условиях под правительственные гарантии. Банк аккумулирует свои ресурсы путем выпуска долгосрочных облигаций.

     Кроме финансирования таких проектов, как  строительство дорог, электростанций и школ, Банк предоставляет ссуды  на реструктуризацию экономической системы страны, финансируя так называемые программы структурной перестройки. В распоряжении Банка имеется портфель займов общей суммой, превышающей $250 млрд.

     Наряду  с Всемирным Банком группа MБРР  включает в себя Международную финансовую корпорацию, Международную ассоциацию развития, Многостороннее агентство  гарантий по инвестициям и другие международные финансовые организации.

     Решения во Всемирном Банке и МВФ принимаются голосованием Правления Исполнительных Директоров, представляющего страны-члены этих организаций. В отличие от ООН, где голоса стран-членов равны, количество голосов во Всемирном Банке и МВФ определяется уровнем финансового вклада страны. Таким образом, Соединенные Штаты имеют примерно 17% голосов, а семь крупнейших индустриальных стран ("Большая семерка") в целом - 45%. Из-за уровня своего вклада, голос США всегда был наиболее влиятельным - и они всегда активно использовали право вето.

     В 1996-1998 годах Россия получила от Всемирного банка $9,8 млрд. на реструктуризацию угольной отрасли. Из них $5,4 млрд. было направлено в бюджет и исчезло.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Анализ проблемы внешнего долга

     1. Данные внешнего долга 

     В 2009 году внешний долг Российской Федерации (перед нерезидентами) после активного наращивания в предшествующие годы снизился на 7,8 млрд. долларов США и на 1.01.2010 составил 471,6 млрд. долларов США.

     Основная  часть иностранной задолженности  РФ представлена обязательствами банков и прочих секторов (90,3%), которые сократились на 21,5 млрд. долларов США – 425,7 млрд. долларов США.

     Прирост внешних обязательств органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования  суммарно оценивался в 13,7 млрд. долларов США. Их объем на 1.01.2010 был равен 45,9 млрд. долларов США, а доля в совокупной задолженности экономики выросла до 9,7%.

     

      Обязательства федеральных органов управления увеличились на 1,3 млрд. долларов США – до 29,5 млрд. долларов США. В результате погашения почти всей задолженности перед кредиторами бывшего СССР, включая коммерческую, в структуре суверенного долга на новые российские заимствования приходилось 89,2%. На 1.01.2010 новый российский долг в объеме 26,3 млрд. долларов США представлен двумя основными категориями: ценными бумагами, номинированными в иностранной валюте, - 77,4% (20,3 млрд. долларов США) и кредитами международных финансовых организаций – 14,4% (3,8 млрд. долларов США). Объем обязательств принятых на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, сократился до 0,7% совокупного внешнего долга страны (3,2 млрд. долларов США). [14]

      В 2009 году внешние обязательства субъектов  РФ выросли до 1,8 млрд. долларов США  за счет активного приобретения нерезидентами  региональных выпусков ценных бумаг.

     Многократное  увеличение задолженности органов  денежно-кредитного регулирования (до 14,6 % млрд. долларов США) обусловлено  распределением СДР в пользу России. По состоянию на 1.01.2010 в состав обязательств органов денежно-кредитного регулирования входили также краткосрочные иностранные кредиты в форме  прямого РЕПО в объеме 2,4 млрд. долларов США.

     Внешние обязательства российских банков впервые  с 1999 года сократились — с 166,3 до 127,2 млрд. долларов США — в основном в результате погашения ранее привлеченных кредитов. Удельный вес обязательств банковского сектора в структуре внешних заимствований экономики снизился с 34,7 до 27,0%.

     Как и банковский сектор, прочие секторы  соблюдали график обслуживания долга, однако объемные платежи достаточно эффективно рефинансировались новыми займами. В результате объем наиболее крупной категории долга корпораций — кредитов, привлеченных из-за рубежа, — практически не изменился и на 1.01.2010 составил 234,7 млрд. долларов США.

     На  протяжении 2009 года динамично росла та часть иностранной ссудной задолженности прочих секторов, которая связана с прямым инвестированием, в том числе в форме межфирменных кредитов, предоставленных предприятиями-нерезидентами, специально созданными российскими материнскими компаниями для привлечения внешних ресурсов.

     В составе иностранных заимствований  основная часть приходилась на долгосрочные обязательства — 89,4% (421,6 млрд. долларов США), их прирост относительно 1 января 2009 года был равен 14,7 млрд. долларов США. Доля краткосрочной задолженности сократилась до 10,6% при уменьшении ее объема до 50,0 млрд. долларов США. В валютной структуре внешнего долга обязательства в иностранной валюте снизились до 80,9% (381,5 млрд. долларов США). Удельный вес задолженности, номинированной в российских рублях, соответственно, вырос до 19,1% (90,1 млрд. долларов США). [14]

     

     На 1.01.2010 задолженность Российской Федерации  не являлась критической в соответствии с международно-признанными критериями. Отношение внешнего долга к ВВП  составляло 38,0% (на начало 2009 года — 28,7%), а внешних долговых обязательств органов государственного управления — 2,5% (1,8%). [14] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Пути реструктуризации

1. Урегулирование  внешнего долга России

     В процессе управления внешней задолженностью перед Россией встаёт необходимость решения следующих задач:

1. Поддержание  внешнего долга на уровне, обеспечивающем  сохранение экономической безопасности  страны.

2. Контроль  за графиком долговых выплат  с тем, чтобы в нём отсутствовали периоды пиковых нагрузок, а основные выплаты приходились бы на моменты ожидаемого роста экономики.

Информация о работе Проблемы внешнего долга