Проблемы внешнего долга

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Задачи курсовой работы: рассмотреть влияние внешней задолженности на российскую экономику, выявить пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям.

Содержание

Введение _____________________________________________________2-3
Глава 1. Влияние и формирование внешнего долга России
1. Определение и значение внешней задолженности
1.1. Определение государственного долга__________________________4
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику______ 5-7
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России
2.1. Внешняя задолженность СССР_______________________________ 7-8
2.2. Внешняя задолженность России______________________________ 8-10
2.3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ ______________ 10
2.4. Плюсы и минусы реструктуризации рыночных заимствований. ___11-12
2.5. Международный валютный фонд_____________________________13-14
2.6. Коммерческие кредиторы___________________________________ 14
2.7. Всемирный банк___________________________________________14-15
Глава 2. Анализ проблемы внешнего долга
1. Данные внешнего долга______________________________________ 16-18
Глава 3. Пути реструктуризации
1. Урегулирование внешнего долга России________________________19-21
2. Пути реструктуризации долгов международным кредитным
организациям_____________________________________________ 21-23
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Содержание111.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

     Для принятия решения о внешнем займе  должны быть учтены, как минимум, четыре фактора:

- финансовые возможности страны по погашению взятых кредитов в будущем;

- возможные потери от невыполнения или неполного выполнения тех задач, для которых привлекаются средства из-за рубежа;

- цена внешних финансовых ресурсов;

- степень зависимости от внешних кредиторов при принятии решений в дальнейшем.

     Ни  один из этих факторов не учитывался в  полной мере при привлечении зарубежных кредитов в последние 10-15 лет, что привело к катастрофическому нарастанию внешней задолженности (объём внешнего долга РФ на 01.07. 2001 составил 156,8 млрд. долл.).

     Ситуация  начала меняться к лучшему в 2001-2002гг., когда общий объем внешней  задолженности снизился со 156,8 млрд. в 2000 г. до 138,9 млрд. долларов в 2001. Появилась устойчивая тенденция к росту экономического сектора, вследствие целенаправленной политики по сокращению государственного внешнего долга России. Об этом свидетельствуют многие факты, один из которых - увеличение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику в 2002г. на 39,5%.

     По  данным Минфина, на 1 января 2003 года, объем  государственного внешнего долга составил - 122,1 млрд. долл. (по предварительным оценкам на 1 апреля 2003г. снизился примерно до 120 млрд.), причем около 46% составляют долги бывшего СССР. Общий объем платежей РФ по внешнему долгу в 2003г. составил около 17,3 млрд. долл. Объем государственного внешнего долга России, по данным Минфина, к 1 января 2004г. составил 126,8 млрд., к 2005г. - 122,7 млрд., к 2006г. - 113,3 млрд. долларов. [12] 

2. Формирование  внешнего долга, кредиторы России 

2.1. Внешняя  задолженность СССР

     Причинами образования внешнего долга России послужили как ее займы после 1991 года, так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

     Сумму задолженности СССР точно установить трудно. Союз ССР в послевоенные годы был образцовым заемщиком, своевременно и в полном объеме выполнявшим  свои долговые обязательства. Впрочем, суммы займов были не в пример современным. Однако в 1984 году произошел резкий скачок задолженности. На внешнем рынке заняли более $15 млрд. (внешний долг составил уже 5% ВНП). В 1986 сумма внешних займов превысила $30 млрд. (50% экспорта), а в 1989 году внешний долг достиг $50 млрд. (8% ВНП). Среди факторов, способствовавших нарастанию задолженности СССР можно выделить: нарастание кризисных тенденций в экономике страны, сокращение темпов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, либерализация внешнеэкономической деятельности, применение плавающих процентных ставок по кредитам, привлечение в больших объемах, так называемых, "кредитов перестройки", дисбаланс в торговых отношениях со странами СЭВ.

     Еще $30 млрд. задолженности было накоплено  Союзом в 1988 - 1991 годах, - когда западные государства предоставили СССР ряд многомиллиардных кредитов. Следует напомнить, что лидеры ведущих государств Западной Европы пошли на предоставление СССР кредитов, не обнаруживая своих подлинных целей, и перед руководством СССР не ставилась задача провести радикальные экономические реформы в СССР, что сегодня называется настоящей причиной предоставления этих кредитов. Западные государства, предоставляя СССР, а затем Российской Федерации кредиты, по сути, оплачивали этими средствами определенные политические решения руководства СССР, а затем и руководства Российской Федерации. Договор о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР, был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу, а также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. (7 стран бывшего СССР не поставили свои подписи под Договором).

     По  официальным данным, признанный Россией  советский долг составил в 1991 году 95,1 млрд. долл. Долг иностранным правительствам составлял 57,2 млрд. долл. Половина внешней задолженности бывшего СССР приходилась на кредиты, 20,5% были обусловлены расчетами за поставку товаров в рамках СЭВ. [11]

     На  краткосрочную задолженность приходилось  около 20% всей суммы долга. Именно с расчетами со странами СЭВ связаны значительные расхождения, поскольку цены на экспортируемые российские товары были занижены, в то время как цены на продукцию стран Восточной Европы по политическим соображениям завышались. Заимствования с 1991 по 2000 год оцениваются на уровне 60 млрд. долл. Из всей суммы долга только 33% задолжности переоформлены в долговые инструменты, которыми легко управлять. Остальная часть представлена межгосударственными обязательствами, в отношении которых ведутся трудные переговоры. На 2006 год долг бывшего СССР составлял 34,5 миллиардов долларов США.  

2.2. Внешняя  задолженность России

     В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению  внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны. К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%. Для оценки остроты долговой проблемы существуют 2 базовых критерия. Первый, - на основе сопоставления задолженности и долговых платежей с экспортом, второй, - на основе их сопоставления с ВВП.

     В действительности, именно от экспорта зависит поступление валюты в  страну, а значит и возможности  по обслуживанию кредитов, номинированных в иностранной валюте. Границей опасности  считается превышение суммы долга  по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности - в 3 раза. Также границей опасности считается отношение процентных платежей к экспорту 15 - 20%, границей повышенной опасности: 25-30%.

     Отношение размера государственного долга  к валовому внутреннему продукту (ВВП) - основной показатель финансовой устойчивости государства. В 2000 году внешний долг России сравнялся с ВВП (на тот момент Россия по этому показателю стояла в одном ряду с Мозамбиком и Эфиопией, пожалуй, самыми проблемными странами третьего Мира).

     По официальным данным Минфина на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял $123.5. млрд., из которых $91,4 млрд. - составляли долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля внешний долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 года составил уже - $156,6 млрд., а в 1999 году достиг своего исторического пика - $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении) В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга составляли половину бюджетных расходов.

     С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России. В 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд.; в 2002 - сократился до $130 млрд. В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48%, 2004 - По оценкам Министерства Финансов к концу 2002 года внешний долг страны 31,9%, 2005 - 23,5%). По состоянию на 01 января 2003 года внешняя задолженность России составляла 122,1 млрд. долларов. За 2004 год госдолг сократился на 353,3 млрд. рублей ($5,4 млрд.) и составил на 1 января 2005 года 3 трлн.172,8 млрд. рублей ($114,3 млрд.), 76,5 миллиардов долларов на 1 января 2006года, в свою очередь по состоянию на 1 апреля 2007 года государственный внешний долг Российской федерации составил 50,7 миллиардов долларов США. [12] 

2.3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ.

    В результате финансового кризиса 1998г. Россия оказалась одним из крупнейших кредиторов мира, неся обязательства  не только перед внешними кредиторами ( МВФ, МБРР, ЕБРР, Лондонский и Парижские  клубы, а так же долги по евробондам и ГКО ), но и перед внутренним. Должником оказалась не только само государство, но и одни из самых крупных банков (“Онексим”, “СБС-Агро”, “Менатеп” ) и компаний. Основой для данной ситуации явилось непомерное раздувание фиктивного капитала по сравнению с развитием реального сектора экономики.

       В августе 1998г. многие экономисты  рассматривали несколько вариантов  возможного развития ситуации. Наиболее  оптимистический предполагал достижение  соглашения о “приемлемых”  условиях  реструктуризации внешних долгов (около 17 млрд. долл.) и получение внешних займов на сумму  4-4,5 млрд.долл., второй сценарий менее благоприятный исход переговоров о реструктуризации внешнего госдолга РФ и задержку в получении займов, в результате чего бы эмиссия составила бы 130 млрд. руб., а инфляция 50-60%%. Третий, наиболее пессимистический, провал переговоров с зарубежными кредиторами, дополнительное эмиссионное финансирование федерального бюджета не менее 300 млрд. долл., инфляция 130-180%. Т.е. отсутствие предпосылок для какого либо подъема национальной экономики, и отсутствие перспективы расплатиться по своим долгам.

    В результате Россия проанализировав  свои долги  выявила следующие  приоритеты. Рублевые облигации ГКО (по докризисному валютному курсу  это 40 млрд. долл.) РФ отбросила в первую очередь, долги советского времени, которые были реструктурированны 2 года назад,  тоже не столь важны , так как Россия надеется на: 1) частичное списание, 2) снижение процентов, 3) увеличение периода платежей. МВФ заплатить придется, но по всей вероятности фонд сам себе заплатит из новых кредитов, а что касается евробондов, то Россия обязуется регулярно выплачивать по собственным облигациям, выпущенных после 1996г. на общую сумму 16 млрд. долл. 

    Табл. 3.1. Платежи по внешнему долгу РФ (млрд. руб.)

      1992 1993 1994 1995 1996 1997
    График  погашения 16,7 21,1 20,2 19,8 18,7 13,6
    Переносы  и просрочка 14,1 17,2 15,6 13,1 11,0 6,1
    Фактические выплаты 2,6 3,9 4,6 6,7 7,7 7,5
 
 

        2.4  Плюсы и минусы реструктуризации  рыночных заимствований. 

    После кризиса в Латинской Америке, секьюритизации банковских долгов (превращение  его в облигации), инвестиции в  развивающееся страны стали привлекаться в основном через  международный  рынок ЦБ. Считалось, что таким  образом средства будут размещаться более эффективно, поскольку рынки реалистичнее оценивают риски, нежели чем принимающие кредитные решения чиновники крупных банков. Более того, поскольку бондами владеет разношерстная компания финансовых  организаций и институтов, фондов и частных инвесторов, то при дефолте одного из эмитентов удар по финансовой системе будет менее чувствительным. Хотя  финансовый кризис 1998г. сильно ударил по репутации облигационного рынка. Почти до самого краха российские облигации котировались слишком дорого (по словам фин. Консультантов компании “Татнефть”), поскольку инвесторы гоняясь за высокими процентами взвинтили цены несоразмеренно низкому кредитному рейтингу РФ, а субъекты федерации и российские частные компании навыпускали слишком большой объем обязательств, которые очень резво были раскуплены на мировом фондовом рынке.

    В настоящий момент МВФ, Всемирный  банк, министерство финансов США открыто  поддерживают градацию долгов на хорошие  и плохие. И если Россия не способна платить по всем своим долгам, то пусть хотя бы платит по евробондам. В результате чего правительство РФ планирует вернуться на рынок евробондов уже к 2001.

    Что интересно, другие российские эмитенты евробондов, в частности субъекты РФ исправно платят по своим обязательствам. Особенно грешит этим столица РФ. Когда город получил свой международный кредитный рейтинг в 1997г., агентство “S&P” оценивали ее кредитный рейтинг выше чем РФ в целом , он был ограничен потолком суверенного рейтинга “BB+”. Теперь же Москва надеется этот потолок перепрыгнуть регулярно выплачивая евробонды, несмотря но то, что в связи с этим ей пришлось ввести  налог с продаж в размере 4% , причем в настоящее время Москва отказалась от выпуска новых еврооблигации.

    Конечно, давить на банки легче, чем реструктурировать  евробонды. Ведь банки подчиняются регулирующим органам и должны держать резервы капиталов против сомнительных активов. Тон в кредитных организациях задает небольшое число крупных банков, с которыми банки помельче не хотят ссориться. Зато держателей евробондов много, они рассеяны по миру и у каждого свои интересы. Их труднее посадить за стал переговоров и труднее заставить принять компромиссное соглашение.

Информация о работе Проблемы внешнего долга