Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:48, курсовая работа
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Задачи курсовой работы: рассмотреть влияние внешней задолженности на российскую экономику, выявить пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям.
Введение _____________________________________________________2-3
Глава 1. Влияние и формирование внешнего долга России
1. Определение и значение внешней задолженности
1.1. Определение государственного долга__________________________4
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику______ 5-7
2. Формирование внешнего долга, кредиторы России
2.1. Внешняя задолженность СССР_______________________________ 7-8
2.2. Внешняя задолженность России______________________________ 8-10
2.3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ ______________ 10
2.4. Плюсы и минусы реструктуризации рыночных заимствований. ___11-12
2.5. Международный валютный фонд_____________________________13-14
2.6. Коммерческие кредиторы___________________________________ 14
2.7. Всемирный банк___________________________________________14-15
Глава 2. Анализ проблемы внешнего долга
1. Данные внешнего долга______________________________________ 16-18
Глава 3. Пути реструктуризации
1. Урегулирование внешнего долга России________________________19-21
2. Пути реструктуризации долгов международным кредитным
организациям_____________________________________________ 21-23
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение ______________________________
Глава 1. Влияние и формирование внешнего долга России
1. Определение и значение внешней задолженности
1.1. Определение
государственного долга________
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику______ 5-7
2. Формирование
внешнего долга, кредиторы
2.1. Внешняя задолженность
СССР__________________________
2.2. Внешняя задолженность
России________________________
2.3. Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ ______________ 10
2.4. Плюсы и минусы реструктуризации рыночных заимствований. ___11-12
2.5. Международный
валютный фонд_________________
2.6. Коммерческие
кредиторы_____________________
2.7. Всемирный
банк__________________________
Глава 2. Анализ проблемы внешнего долга
1. Данные внешнего
долга_________________________
Глава 3. Пути реструктуризации
1. Урегулирование
внешнего долга России________________________
2. Пути реструктуризации
долгов международным
организациям__________________
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
В
последние годы проблема внешней задолженности
приобрела глобальный характер. В целом
должниками промышленно развитых стран
в настоящее время являются свыше 140 государств
мира. По данным МБРР общая задолженность
этих стран в 2004 г. превысила 3 трил. долларов,
из которых 89% приходилось на развивающиеся
страны и 11% на бывшие социалистические
государства. К началу 2001 года внешний
долг - суммарные денежные обязательства
страны, выраженные денежной суммой, подлежащей
возврату внешним кредиторам на определённую
дату, то есть общая задолженность страны
по внешним займам и невыплаченным по
ним процентам - составил примерно 147 млрд.
долларов. С середины 90-х годов этот процесс
дополнился экспансией внутреннего долга.
Девальвация рубля в 1998 году мгновенно
утяжелила относительное бремя внешнего
долга в несколько раз, так что к 2000 году
оно составило 95% ВВП, что почти вдвое превышает
критическую отметку, установленную международными
финансовыми организациями на уровне
50%. В результате Россия оказалась одним
из крупнейших должников в мире, и перед
ней со всей остротой встала проблема
обслуживания и погашения своих долгов.
В связи с этим, в настоящее время внешне
долговая стратегия страны пересматривается
в сторону её ужесточения. Однако ряд вопросов
остаётся открытым. Например, есть ли возможность
нормализовать ситуацию с внешним долгом
посредством его реструктуризации? Можно
ли повысить эффективность мероприятий,
направленных на сокращение долгового
бремени? Нужно ли российскому правительству
бороться за списание хотя бы части внешнего
долга? Ответ на эти и другие вопросы даёт
возможность охарактеризовать перспективы
внешне долгового положения России. И
в данной работе мы рассмотрим эти вопросы.
Проблема обслуживания государственного внешнего долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность России, состояние ее валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка.
Практически
все страны мира, проводя экономические
преобразования, прибегают к внешним
источникам финансирования. Рациональное
использование иностранных
Экономические события последних лет, обусловили переход вопросов управления государственным долгом в разряд первостепенных. Более того, можно с уверенностью утверждать, что данная тема будет оставаться важнейшим предметом для обсуждения и в ближайшей перспективе.
Цель курсовой работы: показать проблематику внешней задолженности России, ее зависимость от этого долга и перспективы развития ситуации.
Задачи курсовой работы: рассмотреть влияние внешней задолженности на российскую экономику, выявить пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям.
Теоретической основой работы являются труды отечественных специалистов в области внешнего долга РФ.
Информационной базой послужили официальные данные ЦБ России.
Курсовая работа состоит из трех глав.
В I главе рассматриваем значение и влияние внешней задолженности на экономику России.
Во II главе – анализируем проблему внешнего долга.
В
III главе – ищем пути реструктуризации
долгов международным кредитным организациям.
Глава 1.
Влияние и формирование
внешнего долга России
1. Определение и значение внешней задолженности
1.1. Определение государственного долга
В научной литературе государственный долг определяется сложившийся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. На практике государственным долгом считают долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая, обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст.97 Бюджетного кодекса РФ). [5]
Государственный долг России может быть в форме:
- кредитных отношений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- договоров и соглашений о получении РФ бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы России;
- договоров о предоставлении РФ государственных гарантий;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств России прошлых лет. [5]
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте. В трактовке федерального закона от 26 декабря 1994г. №76 "О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, и их юридическим лицам и международным организациям", утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:
"Государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственными внешними заимствованиями РФ формируют государственный внешний долг РФ". Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга. [3]
Внешний
долг включает в себя обязательства по
государственным гарантиям, предоставленным
РФ, и сумма основного долга по кредитам
правительств иностранных государств,
кредитных организаций, фирм и международных
финансовых организаций.
1.2. Влияние внешней задолженности на российскую экономику
Внешний долг, то есть накопленная задолженность субъектов хозяйствования и органов власти перед нерезидентами, - ключевой фактор экономического развития России в XXI в. Эта ситуация соответствует современным тенденциям, которые свидетельствуют о том, что мировая экономика дефицитна и имеет ярко выраженные долговые черты. Подавляющее число государств испытывает недостаток собственных финансовых ресурсов для осуществления внутренних платежей, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономической политики и выполнения обязательств по уже осуществлённым внешним заимствованиям. В разных странах соотношение привлечённых и предоставленных средств неодинаково, однако практически везде, в том числе и в России, сложилась экономическая система, во многом основанная на внешних заимствованиях. [1]
Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. В эти периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.
Еще один источник государственного долга - политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.
Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием всей национальной экономики и ее финансовой сферы.
Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего, важен характер опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций государственного бюджета, денежно-кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для государственного бюджета в 3-х звеном кредитном цикле (привлечение, использование, погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом от относительной величины накопившегося внешнего долга.
У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия, поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах - даже диктовать необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее реального курса.
Финансовая неустойчивость мировой экономики приобретает системный характер и принуждает отдельные страны и регионы к поиску новых экономических моделей, обеспечивающих необходимый баланс между реализацией национальных интересов и прагматичным участием в международных экономических отношениях. Составной частью такой экономической модели является система управления государственным долгом. До 2001г. внешняя задолженность России оказывала негативное воздействие на развитие национальной экономики России по нескольким направлениям:
- усиливалась зависимость РФ от иностранных государств, предоставлявших кредиты, при принятии решений в области экономической политики;
- происходило
сокращение объёма средств,
- ослаблялась мотивация к достижению наилучших макроэкономических показателей, которые повлекли бы за собой требования о своевременном погашении долга в полном объёме;
- сокращался объём средств, которые могли быть направлены на развитие социальной сферы, усиливалась социальная напряженность;
- дестабилизировалась денежно-кредитная ситуация;
- происходило ослабление позиций России на мировых рынках товаров и капиталов. [7]
Совокупность
этих качественных показателей дала
основания характеризовать