Проблемы управления бюджетным дефицитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2013 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.
Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведёт государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА I.НЕКОТОРЫЕ ТЕОРИТИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА.
1.1 Кейнсианская теория………………………………………………..…5
1.2 Чистые налоги…………………………………………………………..6
1.3 Последствия изменения величин расходов и доходов бюджета……7
1.4 Стратегии фискальной политики………………………………….…..8
1.5 Дефицит……………………………………………………………..…10
1.6 Автоматические стабилизаторы……………………………………..11
1.7 Дефицит полной занятости…………………………………………....12
1.8 Дефицит, внутреннего и внешнего долга…………………………….13
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДИФИЦИТОМ И ПУТИ РЕШЕНИЯ.
2.1 Бюджетный секвестр: теория и практика применения. Защищённые статьи бюджета…………………………………………………………….…..16
2.2 Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования…………………………………………………………………..21
Заключение………………………………………………………..………..32
Список использованной литературы………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа финансы.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

Анализ показывает, что  основными проблемными вопросами  в процессе планирования расходной  части бюджета является отсутствие механизмов обеспечения преемственности  бюджетной политики и результативности бюджетных расходов. Это подтверждается следующим:

1. Разработка среднесрочного  финансового плана осуществляется  для каждого бюджетного цикла  в отдельности, что не позволяет  придерживаться преемственности  внедряемой государственной политики  в сфере расходов.

2. Распределение бюджетных  средств осуществляется в условиях  низкой формализации механизмов  перераспределения бюджетных ресурсов  и при отсутствии четких критериев  и процедур отбора финансируемых  направлений и мероприятий в  соответствия с приоритетами государственной политики. Бюджетные средства, как правило, распределяются на основе коррегирования (индексации) ассигнований предыдущего года.

3. В сегодняшней бюджетной  практике отсутствуют четкие  формулировки целей и конечных  результатов использования бюджетных средств.

4. Сегодняшний бюджетный  процесс характеризуется отсутствием критериев оценки деятельности распорядителей бюджетных средств.

5. Методы программно-целевого  составления бюджета применяются  формально, в особенности это  касается разработки и реализации государственных целевых программ.

Для повышения надежности среднесрочного прогноза и обеспечения  преемственности бюджетной политики в мировой практике используют такой  метод бюджетного планирования, как  выделение бюджетов действующих  и вновь принятых обязательств, к преимуществам которых следует отнести:

- возможность существенного упрощения и ускорения процедуры составления и рассмотрения бюджета в части "действующих" обязательств, что дает возможность сосредоточить внимание на подготовке к бюджету "вновь принятых" обязательств, которые отображают изменение целей и приоритетов государственной политики;

- возможность удлинения сроков и повышения надежности среднесрочного бюджетного планирования за счет более точного прогнозирования объема "действующих" обязательств.

Поэтому необходимо пересмотреть и сократить, а в дальнейшем и  полностью ликвидировать чрезмерные обязательства, которые длительное время не финансируются в бюджетах всех уровней. Гарантированное обеспечение  в полном объеме действующих обязательств в соответствия с целями и ожидаемыми результатами бюджетной политики должно стать основным принципом бюджетного планирования.

Для совершенствования  среднесрочного финансового планирования необходимо разработать процедуры  пересмотра (корректирования) параметров плана и использования его составляющих при формировании проекта бюджета и уточнении приоритетов государственной политики на очередной бюджетный период. На перспективу следует отработать формат финансового плана с выделением бюджета действующих и вновь принятых обязательств.

Одним из наиболее негативных проявлений отсутствия устоявшихся, комплексных  и надежных методик составления  и использования среднесрочного финансового плана является несогласование процесса разработки, составления и  реализации государственных целевых программ со среднесрочным финансовым планированием (при том, что на финансирование государственных целевых программ из бюджетов страны направляются весьма значительные объемы средств).

При разработке и утверждении  государственных целевых программ отсутствуют процедуры осуществления оценки объемов бюджетного финансирования программ на предмет соответствия установленным на среднесрочную перспективу бюджетным ограничениям. Также отсутствует план необходимого финансирования из бюджета утвержденных государственных целевых программ на среднесрочную перспективу по главным распорядителям средств. В процессе утверждения новых государственных целевых программ никаким образом не учитывается ситуация по состоянию выполнения и финансирования уже действующих программ, курируемых главным распорядителем бюджетных средств.

Поэтому при утверждении  государственных целевых программ объем требуемого бюджетного финансирования на протяжении всего периода реализации программы не увязывается с возможностями бюджета (среднесрочным финансовым планом).

Следовательно, для повышения  качества среднесрочного прогноза в  части, которая касается государственных  целевых программ, необходимо составить  план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.

 Применение вышеупомянутых мер по усовершенствованию процесса прогнозирования и среднесрочного планирования бюджетных показателей позволит повысить качество и надежность бюджетного прогноза.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Государственный бюджет – это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи сообразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его  функционирование осуществляется посредством  особых экономических форм – доходов  и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

В процессе принятия и  исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов  и расходов. Если расходная часть  бюджета не покрывается его доходной частью, возникает дефицит. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.

Основными способами  покрытия бюджетного дефицита являются:

      1. кредитно-денежная эмиссия;
      2. долговое финансирование;
      3. увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.

Стоит отметить, что законодательно аз каждым уровнем бюджетной системы  закреплены свои источники покрытия дефицита бюджета.

В управлении бюджетным  дефицитом существуют некоторые проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета. Тогда приводится в действие механизм бюджетного секвестрирования. Секвестрирование бюджета представляет собой равномерное снижение расходов в соответствии с уже уменьшившимися доходами бюджета.

Существует также проблема, связанная с прогнозированием и планированием бюджетного дефицита. И решением этой проблемы является системный подход к исследованию бюджетного дефицита и государственного долга.

Таким образом, во всех странах мира дефицит бюджета является ключевым вопросом дискуссий об экономической политике правительства. Дефицитность государственного и местных бюджетов и высоки государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. Большинство государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как либо изменить ситуацию.

Огромные расходы по обслуживанию государственного долга и финансированию бюджетного дефицита поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение дефицитов бюджетов и государственного долга – одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран.

Список использованной литературы

 

  1. Арешонков В.Г «Экономика» 1996 М.: Инфра-М
  2. Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.Н. Москва: «Инфра-М», 2003.
  3. «Деловой партнер» 12 1996. «Инфра-М»
  4. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «ЮНИТИ», 1995
  5. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1003 "Об утверждении Программы сокращения дефицита федерального бюджета на 1998-2000 годы"
  6. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 1997
  7. Финансовая стабилизация в России. “Прогресс- Академия”. Москва 1995 год
  8. «Эксперт» от 11 марта 1996
  9. Финансы и кредит. Под ред. М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2003.
  10. Финансы. Под ред. Ковалёва В.В. Москва: «Проспект», 2007.

 

1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело, 1997. стр 552

2 „Vote „no“ to deficit ban!“ Texas A&M University Site. Internet resourses.


Информация о работе Проблемы управления бюджетным дефицитом