Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа
Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.
Введение 3
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования 5
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита 9
3. Бюджетный дефицит в экономике США 12
4. Управление бюджетным дефицитом 16
Заключение 24
Список литературы 26
Проблемы управления бюджетным
дефицитом
Содержание
Введение 3
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования 5
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита 9
3. Бюджетный дефицит в экономике США 12
4. Управление бюджетным дефицитом 16
Заключение 24
Список литературы 26
Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.
Бюджетный дефицит – конечно же зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми государству гораздо труднее и дело затратное. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Хотя и из этого правела есть исключения, которые в последнее время появляются всё чаще.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
Дефицит
бюджета любого уровня - это негативное
явление, которое возникает при нарушении
принципа сбалансированности доходной
и расходной частей бюджета. «Дефицит
- это превышение расходов, запланированных
на предстоящий год, над запланированными
доходами»[2,143]. В соответствии с комментируемой
статьей для покрытия дефицита могут использоваться
заемные средства. Для покрытия дефицита
федерального бюджета привлекаются заемные
средства, привлекаемые Российской Федерацией,
дефицита регионального бюджета - заемные
средства, привлекаемые субъектами РФ,
дефицита муниципального бюджета - заемные
средства, привлекаемые органами местного
самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 24 БК РФ[1,21] в рамках
экономической классификации расходы
подразделяются по четырем уровням:
I уровень - выделение групп расходов;
II уровень - выделение предметных статей расходов;
III уровень - выделение подстатей расходов;
IV уровень - выделение элементов расходов.
Более подробно классификация источников покрытия возникшего бюджетного дефицита установлена в Законе о бюджетной классификации.
Ещё один момент, на который надо обратить внимание это проблема так называемого «скрытого дефицита». Оценки некоторых зарубежных специалистов говорят о том, что к его появлению приводит неумелое составление бюджета, неверная оценка макропоказателей, используемых при составлении статей доходов, а также использование последних не в полном объеме. В дальнейшем в ходе бюджетного процесса правительство вынуждено производить периодический пересмотр расходной части бюджета, что в конечном итоге приводит к секвестру отдельных статей последнего. В свою очередь совокупность сокращенных статей бюджета приводит к накапливаемому или скрытому дефициту бюджета, а это не что иное, как увеличение государственного долга и соответственно увеличение расходов по его обслуживанию, и как следствие, увеличение реального дефицита бюджета страны.
Проблема, которая порождается бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Данная проблема намного серьёзнее, чем кажется на первый взгляд, она порождает негативные последствия во всей жизни страны. «Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны»[3,541].
Схема 1
Это в свою очередь вызывает следующие экономические последствия. Их можно свести к следующим четырем моментам.
Предлагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению источники покрытия внешнего долга, можно классифицировать следующим образом:
1. наличные денежные средства;
2. государственные ценные бумаги;
3. корпоративные ценные бумаги;
4. товарные поставки;
5. долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством;
6. иные государственные активы.
В реальной жизни, естественно, возможны их сочетания в различных пропорциях.
Таблица 1 - Средства платежа по внешнему долгу и их источники
Варианты |
Средства платежа |
Источники |
1 |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы налоговые неналоговые
Финансирование реализация госактивов
запасов имущества |
2 |
Государственные ценные бумаги |
Эмиссия нового государственного долга |
3 |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
4 |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
5 |
Долговые обязательства перед российским правительством (например, третьих стран) |
Платежи российских заемщиков |
6 |
Иные государственные активы |
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др ) |
Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем
Объем затрат на осуществление процентных платежей по обслуживанию долга зависит от:
В свою очередь,
стоимость внутреннего долга, как
правило, зависит от таких показателей,
как темпы инфляции, учетная ставка
НБУ, средневзвешенная процентная ставка
по кредитам коммерческих банков, которые
определяются направленностью
Стоимость
внешнего долга зависит от динамики
обменных курсов, международных процентных
ставок и рейтинга страны-заемщика,
что отражается определенным перечнем
экономических показателей. Наиболее
сложным элементом
Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании бюджетного дефицита блок доходов и расходов государственного бюджета должен быть вписан в общую систему экономического развития страны.
Функционирование
и развитие экономической системы
государства характеризуется
Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим системам, предопределяют необходимость применения системного подхода к изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических процессов.
С позиций системного анализа экономика может быть представлена как большая и сложная экономическая система, которая включает множество взаимосвязанных между собою элементов. То есть, экономика как сложная система, отличается такими свойствами, как иерархия, структура, целостность, функциональность, целеустремленность, управляемость и тому подобное.
Отметим, что процедура системного исследования сложных экономических систем включает такие последовательные этапы:
- постановка
проблемы (формулирование цели
- структуризация
и описание исследуемой
- определение целевых функций;
- формализованное описание моделей системы;
- выбор
математического и
- математическая интерпретация модели;
- формирование альтернатив поведения системы (сценариев поведения);
- моделирование
развития экономической
- анализ
множества прогнозно-
- выбор
наиболее вероятных
- реализация
возможных (вероятных)
Модель экономики, исходя из принципов системного подхода, должна быть представлена отдельными блоками, которые отображают различные стороны процесса общественного воспроизводства. «Структура модели должна основываться на структуре статистической базы данных, которая может быть использована для генерации уравнений модели»[4,211] Кроме того, структура модели должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить достижение поставленной цели исследования. Так, при прогнозировании бюджетного дефицита и государственного долга могут быть выделены следующие блоки:
1. Блок
доходов государственного
2. Блок
расходов государственного
3.Блок государственного долга (государственные заимствования, обслуживание и погашение долгов).
4. Блок макроэкономического развития.
Последний блок можно рассматривать как такой, который моделирует внешнюю среду к предыдущим трем блокам. Показатели этого блока (а именно, показатели, которые отображают деятельность экономических агентов) являются базовыми для определения показателей 1-го блока. Блоки 2-й и 3-й также связаны с блоком внешней среды, хотя и менее тесно. Так, отдельные показатели блока 2 (которые касаются государственной помощи отраслям производства) моделируются исходя из перспектив макроэкономического развития. То же касается и ряда показателей блока 3 - в части заимствований производственных отраслей (предприятий) под государственные гарантии. Возможно, в блоке 4 целесообразно отдельно выделить развитие социальной сферы, которая полностью определяется возможностями бюджета (блоком 1 и блоком 2).