Проблемы управления бюджетным дефицитом

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа

Описание работы

Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.

Содержание

Введение 3
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования 5
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита 9
3. Бюджетный дефицит в экономике США 12
4. Управление бюджетным дефицитом 16
Заключение 24
Список литературы 26

Работа содержит 1 файл

проблемы управления бюджетным дефицитом.docx

— 54.28 Кб (Скачать)

Тем не менее, необходимо знать источники финансирования бюджетного дефицита. Ст.89 Бюджетного кодекса РФ определяет государственные  заимствования РФ: «Государственные заимствования Российской Федерации  – займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных  финансовых организаций, по которым  возникают долговые обязательства  РФ как заемщика или гаранта погашения  займов (кредитов) другими заемщиками»[1,89].  
Вместе с тем бюджетное законодательство также регулирует через свою нормативную базу различные случаи бюджетного дефицита и возможные способы покрытия бюджетного долга. При определении бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим решением о бюджете утверждаются источники финансирования этого дефицита. В п.3 ст.92 Бюджетного кодекса РФ определяется размер дефицита федерального бюджета: «Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году»[1,91].

За период с 1996 по 2004 год дефицит государственного бюджета был покрыт за счет внутренних источников.

Безусловно, для образования бюджетного профицита  и положительного сальдо надо изыскивать дополнительные финансы. Они подразделяются на внутренние и внешние. Важным внутренним источником, способствующим покрытию бюджетного дефицита, является выпуск ценных бумаг, а внешним источником – государственные внешние займы.

Бесспорно, что проблемы дефицита бюджета для  нашей страны актуальны и сегодня. Это связано с тем, что у  банков, кредитующих ипотечное жилищное строительство, постоянно не хватает  денежных средств. Не хватает денег  и у банков, кредитующих сельское хозяйство. Много кредитов предоставляется  также крупным компаниям под  гарантии правительства. Анализ таких  кредитов позволяет сделать вывод, что они увеличивают дебиторскую  задолженность государству и  способствуют росту дефицита бюджета, несмотря на механизм их погашения.

С целью  полного исключения бюджетного дефицита или его частичного смягчения  во многих зарубежных странах проводится практика бюджетного прогнозирования. Даже в таких развитых странах, как  Америка, Канада, Англия и Австралия, проводится планирование бюджетных  ресурсов и фискальных сборов, прогнозируются финансовые планы и оценивается  состояние текущих бюджетов. Перспективное  планирование в вышеотмеченных странах  на предстоящий финансовый год начинается с оценки базовых уровней и  внесения соответствующих поправок, обеспечивающих стабильность всего  бюджетного процесса. Эти поправки могут носить локальный характер или распространяться на все годовое  бюджетное планирование.

Вместе  с тем составляемые стратегические планы, опирающиеся на базовый уровень  лимитных расходов по отраслям и министерствам, дают возможность определения приоритетных направлений для эффективного расходования финансовых ресурсов.

Безусловно, что соответствующие отрасли  и министерства должны, исходя из режима экономии, усердно изыскивать ресурсы  пополнения своих бюджетов с учетом режима экономии. Тем более это  важно потому, что сэкономленные  средства остаются в их собственности.

Используя метод прогнозирования при изучении доходной части бюджета, можно получить ценные данные по налоговым поступлениям, такие как доходы целевых бюджетных  фондов, расчеты чистой прибыли от валового внутреннего продукта, расчетные  данные индекса инфляции по росту  потребительских цен и ее влияния  на финансовые поступления в среднем  за год, расчет устойчивого бюджетного дефицита.

К числу  основных показателей, которые влияют на потенциал налоговых поступлений, в большинстве зарубежных стран  считают показатель внутреннего  валового продукта (централизованного  или территориального). Таким же важным фактором налоговых поступлений  являются поступления от работающих физических лиц. Вместе с тем, все  большую роль играют налоговые поступления  от роста инвестиций в различные  региональные отрасли производства. И, наконец, дополнительные налоговые  поступления увеличиваются за счет роста общего числа хозяйствующих  субъектов.

Если  всех перечисленных каналов дополнительных налоговых поступлений бывает недостаточно, то надо считать, что степень влияния  инфляции на дефицит государственного бюджета весьма значима. Дело в том, что инфляция, помимо роста цен  на товары и услуги, обесценивает сами деньги. Инфляция переполняет каналы денежного обращения неподкрепленной  денежной массой. Самым опасным проявлением  инфляции является то, что она занижает реальную стоимость товаров и  услуг.

На бюджетный  дисбаланс и на бюджетный дефицит  влияет любая форма инфляции: административная инфляция, встроенная инфляция, инфляция издержек, импортируемая инфляция, кредитная инфляция, индуцированная инфляция. Но особую опасность вызывает проявление такой формы инфляции, при которой дефицит бюджетного финансирования покрывается обесцененными  деньгами.

В основе вышеприведенного утверждения лежит  то, что инфляция поглощает любую  эмиссию, любые заемные средства. Она нарушает эластичное денежное обращение. При галопирующей инфляции за имеющуюся на руках наличность утром можно купить на рынке 1 кг мяса, а вечером за те же деньги - только 0,5 кг.

Только  дополнительные усилия по стабилизации производства и существенное повышение  ее эффективности, а также стабилизация всей финансово-кредитной системы  могут дать положительные результаты по стабилизации бюджетной системы.

Для того чтобы исключить бюджетный дефицит  и перейти к полной бюджетной  обеспеченности, необходимо следующее:

  • обеспечить динамизм в развитии всего народного хозяйства;
  • исключить все проявления инфляции;
  • обеспечить бюджетное выравнивание по региональным доходам;
  • через систему казначейства и через другие органы постоянно прослеживать правильность расходования бюджетных средств соответственно их первоначальной направленности;
  • укреплять принципы самостоятельности регионов, всемерно исключая у них иждивенческие настроения;
  • с помощью экспертов-аналитиков необходимо выявлять узкие места в регионах с целью увеличения эффективности производства и увеличения доходных статей бюджета;

необходимо  постоянно обновлять программу  по сокращению бюджетного дефицита;

При реализации бюджетных программ необходимо, прежде всего, определить первостепенные задачи и сконцентрироваться на их решении, а не второстепенных и третьестепенных, и блок финансирования направлять преимущественно в это же русло.

С целью  исключения бюджетного дефицита и перехода к полной бюджетной обеспеченности возможны и другие варианты, например:

  • привлечение иностранных инвестиций для покрытия бюджетных расходов и проблем бюджетного развития;
  • внедрение и развитие в регионах безубыточных форм хозяйствования;
  • упорная работа над возвратом бюджетных кредитов;
  • дифференцированный подход к использованию налога на добавочную стоимость;
  • сокращение времени движения бюджетных средств согласно их конкретному назначению;
  • контроль за целевым использованием бюджетных потоков.

Наряду  с налогом на прибыль большую  роль в организации бездефицитного бюджета играет налог на доходы с  физических лиц. Это так называемый федеральный налог, собираемый на территории всей страны. По своей классификации  данный налог является регулирующим. Он регулирует отношения между физическими  лицами и местными государственными налоговыми органами по порядку взимания налогов. Объектом налогообложения  являются не только граждане России, но и лица других государств, проживающие  на территории РФ не менее 183 дней в  году.

В совокупный доход, облагаемый налогом, включаются все виды доходов плательщика, от постоянной заработной платы до работ  по совместительству, различных премий и дивидендов.  
Вместе с тем, налоговое законодательство предусматривает также необлагаемые виды доходов граждан. К ним относятся государственные пенсии, различные компенсации по возмещению причиненного вреда, алименты и т.д.

 

Заключение

 

В экономических  отношениях очень важно то, что  законодательство помогает решать появляющиеся в экономике проблемы, причем не через экономические отношения, а через нормируемое законодательство.

Получается  так, что свод законов, по тем или  иным случаям, сам вскрывает возникающие проблемы и сам же их разрешает. Например, в ст.92 Бюджетного кодекса РФ регулируются отношения по принятию бюджета на очередной финансовый год с дефицитом и без дефицита. В статье оговариваются различные случаи, которые могут встретиться при принятии бюджета на очередной финансовый год. И тут же ст.93 Бюджетного кодекса указывает источники финансирования дефицита бюджета, которые утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. А в ст.94 Бюджетного кодекса РФ указываются эти источники финансирования дефицита бюджета:

1) внутренние  источники в следующих формах:

    • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;
    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы страны;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
    • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
    • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние  источники в следующих формах:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, представленные в иностранной валюте, привлеченные РФ

На примере  вышеотмеченных правовых норм, помимо явно вскрытых у них признаков  регулирующего характера, мы видим, что надстрочные правовые отношения, наделенные силой закона, вторгаются в экономические распределительные  отношения и регулируют там все  проблемы, связанные с распределением денежных средств. Но все дело в том, что местом накопления этих денежных средств является реальный сектор экономики. Только при таком подходе и  таким образом можно понять отличие  юридического распределения от распределения  экономического. Иначе говоря, прежде чем что-то распределять, это нужно  произвести. И если реальный сектор экономики с этим справляется, то действующему регулируемому законодательству легче выполнять свои функции  относительно поставленных перед ним  задач. А в совокупности реальному  сектору экономики и текущему законодательству под силу обеспечить бездефицитный бюджет – основу роста  благосостояния народа.

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Омега-Л, 2008. – 224 с.
  2. Нешитой А.С: Финансы и кредит. – М.: Дашков и К, 2007. – 572 с.
  3. Экономика/Под ред. доц. Булатова А.С., 2-е изд. - М.: БЕК,1999. – 705 с.
  4. Финансы/Под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. – М.: Юрайт-М, 2001. – 529 с.
  5. Бликанов А.В., Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов// Дайджест-Финансы, 2007. – №9(153) – с. 12-15
  6. Любимцев Ю. Бюджетный дефицит как фактор экономической политики // Экономист,2002. - №7 – с. 37
  7. Сажина М.А Бюджетная политика государства// Дайджест-Финансы, 2005. – №27(195) – с. 10-12
  8. Якимов В.Д. Бюджетное управление конгресса поддерживает предложенное Бушем сокращение налогов// Налоги и бизнес, 2006. - №34 - с. 7



Информация о работе Проблемы управления бюджетным дефицитом