Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:23, контрольная работа
Важную роль в формировании и развитии экономически любого общества играет государственное регулирование, которое осуществляется в пределах политики избранной властью. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.
Введение 3
1. Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга: выбор способов финансирования 5
2. Методологические подходы к проблеме бюджетного дефицита 9
3. Бюджетный дефицит в экономике США 12
4. Управление бюджетным дефицитом 16
Заключение 24
Список литературы 26
Следовательно,
прогнозирование дефицита бюджета
и государственного долга не может
осуществляться в отдельности, в
отрыве от прогнозирования
3. Бюджетный дефицит в экономике США
Состояние бюджетного дефицита характерно
для многих стран. Более того, при развитых рыночных
отношениях постоянно возникает проблема
сбалансированности бюджета. Поэтому
наличие бюджетного дефицита, когда расходы
превышают доходы, приобретает видимость
объективного состояния. Дефицит государственного
бюджета, как правило, наблюдается при
кризисных спадах с отрицательным сальдо,
а при обычном малозначительном течении
инфляции дефицит бюджета проявляется
с положительным сальдо. Иначе говоря,
бюджетный дефицит даже с некоторым положительным
сальдо отражает не самые лучшие показатели
работы субъектов хозяйствования. Положительное
сальдо должно быть значительным и эффективным,
чтобы оно могло выполнять роль стабилизационного
фактора в экономике, а также брать на
себя нагрузку на ликвидацию стихийных
бедствий и на другие непредвиденные расходы.
Таким образом, причинами бюджетного дефицита
являются кризисные явления в экономике,
стихийные бедствия и войны, а также невозможность
государства справиться со своими бюджетными
долгами. Удивительно, но даже при хорошо
налаженной фискальной политике бюджетный
дефицит проникает в поры государства.
И даже усилия, направленные на балансируемость
бюджета, не всегда приводят к нужным результатам.
В 2003 г. дефицит американского бюджета составил 377 млрд долл., а в 2004 г. согласно прогнозу должен составить 412 млрд долл. Накануне внесения в конгресс проекта бюджета на 2005 г. Белый дом объявил, что он сверстан с рекордным в истории США дефицитом - 427 млрд долл. Это намного превышает расчеты бюджетного управления Конгресса, в сентябре прогнозировавшего дефицит бюджета 2005 г. на уровне 348 млрд долл. Очередной рекордный дефицит вызван в первую очередь продолжающимся наращиванием расходов на военные операции в Ираке и Афганистане и послевоенное восстановление этих стран. Всего на эти цели в 2005 г. администрация Буша собирается направить 200 млрд долл. Например, 75 млрд долл. планируется потратить на формирование 17 новых бригад сухопутных войск и замену изношенной и поврежденной в Ираке боевой техники, грузовиков и пр. Часть средств собираются выделить на нужды госдепартамента - одно только новое здание посольства США в Ираке предварительно оценивается в 1,5 млрд долл. На работы по восстановлению экономик Ирака и Афганистана хотят израсходовать 25 млрд долл[8,7].
Но по
мнению аналитика Economist Intelligence Unit Джерарда
Уолша, дело не только в огромных военных
расходах. Он отмечает, что проблема
дефицита обострилась из-за одновременного
сокращения налогов, проведенного Бушем
в 2000-2001 гг., и увеличения госрасходов.
В то же время, по его мнению, нынешнее
состояние государственных
В прошлом году Буш заявлял, что намерен к окончанию своего второго срока в 2009 г. сократить дефицит вдвое. Однако, по мнению конгрессмена-демократа Джона Пратта, «администрацию Буша от сокращения дефицита наполовину или на сколько-нибудь заметную величину отделяют многие годы» [8,7]. А Чарльз Доран из американского Центра стратегических и международных исследований вообще утверждает, что «Буш еще сразу после победы на выборах в 2000 г. осознанно пошел на увеличение дефицита в расчете на высокие показатели роста ВВП в будущем» [8,7].
Уолш
считает, что влияние бюджетного
дефицита США на глобальную экономику
будет чувствоваться в
Президент
США Джордж Буш внес в конгресс
проект бюджета на будущий год, в
котором предусмотрены
Экономисты
призывают Вашингтон снизить
расходы уже пару лет. Результатом
этого давления стал проект самого
жесткого бюджета за все время
нахождения Буша у власти. Президент
обещает сократить дефицит
Но пока в 2005 году дефицит достигнет рекордной отметки в 427 млрд долл. Администрация США вынуждена идти на снижение расходов. Рекордный дефицит бюджета, в частности, вызванный снижением налогов, ведет к падению курса доллара относительно мировых валют и повышению стоимости займов. По оценкам независимого бюджетного комитета конгресса, дефицит упадет до 200 млрд долл. к 2009 году, а к 2012 году доходы бюджета превысят расходы, как то было в конце 1990-х годов.
Однако, все оценки основаны на прогнозах бурного роста американской экономики. В проект бюджета заложено увеличение государственных доходов на 6,1проц., а рост расходов - всего на 3,5 проц. Добиваться этого Вашингтон будет сокращением расходов. Снижается финансирование 13 из 23 правительственных программ. Субсидии сельскому хозяйству сокращаются почти на 10 проц., Агентство по защите окружающей среды недосчитается 5,6 проц. финансирования.
Однако военные расходы предполагается увеличить на 4,8 проц. до 419 млрд долл. В бюджет также заложено увеличение на 8 проц. ассигнований министерству внутренней безопасности. При этом в документе нет статей расходов на военные операции в Ираке и Афганистане, на что администрация собирается запросить у конгресса еще 80 млрд долл.
В проекте
не указаны и расходы на реформы
системы социального
Рынки восприняли бюджет-2006 с оптимизмом - доллар вырос относительно евро до 1,28 за евро, а фондовые индексы выросли как в США, так и в Европе.
В США профицит федерального бюджета составил 8.67 млрд долл. в январе против дефицита в 1.38 млрд долл. годом ранее, сообщило Министерство финансов. Расходы бюджета в январе выросли на 3.8% до 193.6 млрд долл., доходы – на 9.2% до 202.2 млрд долл. [8,7].
Аналитики прогнозировали профицит федерального бюджета в январе на уровне 5.2 млрд долл., бюджетный комитет конгресса - профицит на уровне 12.0 млрд долл.
За 4 месяца 2004/2005 финансового года бюджетный дефицит сократился до 109.25 млрд долл. с 131.0 млрд долл. годом ранее. Доходы бюджета выросли на 10.0% до 689.41 млрд долл., расходы повысились на 5.4% до 798.66 млрд долл [8,7].
Напомним,
что бюджетный комитет
4. Управление бюджетным дефицитом
Бюджетный
дефицит испытывает большинство
стран. Его сущность состоит в
том, что сумма расходов из бюджета
превышает сумму доходов. Бюджетный
дефицит тесно связан с государственным
бюджетом. Как экономическая категория,
бюджетный дефицит означает недообеспеченность
собственными денежными средствами
и необходимость привлечения
дополнительных средств сверх имеющихся
для восстановления бюджетного равновесия.
В основе бюджетного дефицита может
быть любая причина: перепроизводство
денежной массы, накопленный государственный
долг, стихийное бедствие и др. Но
основной причиной, как правило, выступает
сбой в сфере материального
Итак, бюджетный дефицит - это результат неэффективных государственных расходов, не обеспеченных собственными доходами. Бюджетный дефицит усугубляется вследствие недостаточной собираемости налогов и нестабильного характера развития экономики. Безусловно, что неоправданные расходы из бюджета, одновременно не подкрепляемые доходами, ведут к бюджетному дефициту, иначе говоря, к отрицательному сальдо. Это ведет к спаду важнейших экономических показателей, таких, как внутренний валовый продукт, темпы создания новых стоимостей, рост производительности труда и др. В то же время наблюдается снижение уровня жизни населения в связи с сокращением рабочих мест и ростом налогов.
Хотелось бы отметить еще одну особенность. Дополнительные доходы, покрывающие бюджетный дефицит, часто направляются не на развитие приоритетных отраслей, где можно быстро получить отдачу, а на погашение задолженности и другие нужды.
В соответствии со ст.92 бюджетного кодекса РФ, в случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом о бюджете утверждаются источники финансирования бюджетного дефицита. И размеры этих источников не должны превышать пределы расходов, предусмотренных на погашение долга. Но все дело в том, что этих источников финансирования дефицита бюджета бывает, как правило, недостаточно. Поэтому ст.89 бюджетного кодекса РФ предусматривает заимствование кредитов и займов от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Разумеется, что все эти займы осуществляются на принципах возвратности и платности. А возвращать все это в срок бывает трудно. Поэтому закон ограничивает возможные размеры дефицита бюджета. Статья 92 ч.4. Бюджетного кодекса отмечает, «что размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта без учета финансовой помощи из федерального бюджета»[1,96].
В середине
90-х гг. прошлого века наша страна вступила
в полосу дефицитного бюджета, хотя
ежегодно планировался профицит бюджета.
Основной причиной отсутствия приемлемых
доходов явилось сокращение общего
удельного веса налога с прибыли
предприятий производственной сферы.
Дело в том, что в связи с
образование СНГ произошла
Первоочередной из текущих задач того времени было безубыточное развитие экономики. Такая задача стоит перед нашей экономикой и сейчас. Дело в том, что только безубыточность открывает возможности перехода к высокоприбыльной экономике. Только безубыточная экономика отрывается от нерентабельной экономики и становится на путь устойчивой экономической эффективности. Безубыточная экономика характеризуется сбалансированным бюджетом и устойчивой тенденцией к экономическому росту.
Однако о какой безубыточности можно было говорить, если в 1993 г. из общей суммы всех поступлений из отраслей экономики 71% был возвращен на нужды народного хозяйства.
Позже такая устойчивая тенденция к спаду наметилась не только в нашей стране, но и во всех странах, вошедших в СНГ. Практически везде сократился сбор налога с оборота, налог с прибыли и налог от внешнеэкономической деятельности. Одновременно увеличилось финансирование народного хозяйства. В частности, поступления из бюджета в сельское хозяйство, а точнее, в агропромышленный комплекс.
Очевидно
и то, что в обозначенный период
сократились государственные
Одним из
важнейших направлений
Поскольку перспективный финансовый план носит рекомендательный характер, он законодательно не утверждается. Такое право за перспективным финансовым планом закрепляет п.2 ст.174 Бюджетного кодекса РФ. В вышеотмеченной статье также определяется, в каких целях разрабатывается финансовый план и на какие сроки. Вместе с тем нигде в Бюджетном кодексе РФ при регулировании долгосрочных целевых программ ничего не говорится о планировании бюджетного дефицита. Хотя во многих странах СНГ такая практика с начала 1990-х гг. прошлого века уже проводится. Отказ от планирования бюджетного дефицита означает существенный рост в нашей экономике.