Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи данной работы:
определение сущности субъектов налоговых отношений;
определение прав и обязанностей плательщиков сборов и налоговых агентов ;
нахождение путей совершенствования налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Сущность субъектов налоговых отношений 5
1.2 Понятие налогового агента 8
2 Налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности 11
2.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов 11
2.2 Обеспечение и защита прав плательщиков налогов и сборов 18
2.3 Налоговый контроль 21
3 Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 55.11 Кб (Скачать)
 

      Как видно из приведенных в табл. 1 данных, с принятием Налогового кодекса  не произошло резкого увеличения числа видов правонарушений, за совершение которых на налогоплательщика налагаются штрафные санкции. Все эти виды нарушений присутствовали в налоговом законодательстве, действовавшем до принятия Налогового кодекса. Другое дело, что за эти правонарушения, причем независимо от того, совершены ли они предумышленно или неумышленно и имелись ли при этом смягчающие обстоятельства, существовало практически два вида наказаний, причем весьма существенных. И любое правонарушение могло привести к банкротству налогоплательщика. Действующая в настоящее время система налоговых санкций, применяемых к налогоплательщику, существенно дифференцирована и в значительной степени смягчена.

      Наибольшая  ставка штрафа, которая сегодня применяется— это 40 % суммы неуплаченного налога за умышленное занижение налогооблагаемой базы или неправильное исчисление налога. До принятия Налогового кодекса за неправомерное уменьшение налогов взималась сумма, равная 100 % суммы сокрытой или заниженной прибыли (100 % суммы налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения). Плюс к этому налогоплательщик должен был заплатить штраф с этой суммы. При повторном же подобном нарушении сумма штрафа увеличивалась вдвое. Таким образом в настоящее время размер налоговой санкции снизился более чем в 15 раз.

      Налоговым кодексом кроме ответственности  непосредственно налогоплательщиков установлены также налоговые санкции за нарушение законодательства и для других участников налоговых отношений.

      В частности, за невыполнение налоговым  агентом возложенных на него обязанностей налагается штраф в размере 20% суммы, подлежащей перечислению.

      В случае, если эксперт, переводчик или специалист отказываются от участия в проведении налоговой проверки, они могут быть наказаны штрафом в размере 500 рублей. При этом за дачу экспертом заведомо ложного заключения штраф составляет одну тысячу рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

     На  налоговые взаимоотношения плательщиков и государства непосредственно  влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические  службы.

     Понимание экономической сущности налогов  должно восстановить справедливость и  обеспечить плательщику налогов  соответствующее место в налоговых  отношениях – не столько обязанного субъекта, сколько партнера и «работодателя» государства, имеющего полное право  хотя бы на частичную возвратность налогов качественными и эффективными услугами государства.

     Важнейшим условием эффективности налогового администрирования выступает законодательное  установление процедур по реализации тех или иных норм взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков. Прежде всего необходимо обеспечить новое качество налоговых отношений, придающее им товарный характер. Это, во-первых, легкость, понятность, простота уплаты налога, его привлекательность и удобство, с точки зрения налогоплательщика, в противовес уклонению от налогообложения и осуществлению незаконной предпринимательской деятельности. Повышение прозрачности государственных расходов и качества услуг, их экономичности и эффективности, во-вторых. Важно определить правильный момент в осуществлении налоговых отношений — во взимании налога, а также введения каких-то изменений в налогообложение, включая новые налоги и приемлемую для потребителей (налогоплательщиков) «цену налога» в данных экономических условиях.

     Необходимы  соответствующие средства рекламы, стимулирующие формирование законопослушных  налогоплательщиков, уверенных в  том, что, планируя и тем самым  минимизируя налоги, выгоднее, чем бояться ответственности, жестокой кары со стороны налогового инспектора. Следует пропагандировать сотрудничество с налоговыми органами в плане налогового планирования, создавать такие условия, чтобы налогоплательщик понимал, что, доверяя и консультируясь с государством в лице налогового инспектора, он заплатит меньше, чем пытаясь обмануть государство.

     Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое администрирование как  постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости  от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном  порядке ту или иную налоговую  концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое  администрирование начинается с  изменением законодательных форм.

     Качество  администрирования отражается на xaрактере взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов. Для построения отношений партнерства необходимо разработать и законодательно утвердить процедуры согласования спорных или отсутствующих в действующем законодательстве положений.

     ФНС должна существенно изменить формы  работы с налогоплательщиками. Ее основной задачей становится повышение качества оказываемых налогоплательщикам информационных услуг, снижение влияния субъективных моментов при взаимодействии тех, кто взимает налоги, и тех, кто их платит. Именно на достижение этих стратегических целей должны быть направлены мероприятия по улучшению обслуживания налогоплательщиков, расширению сферы предоставляемых им услуг при одновременном упрощении исполнения налоговых обязательств. Регламентация прав налогоплательщиков и налоговых органов тесно связана со справедливостью налоговой системы.

     Развитие  партнерских взаимоотношений между  государством и налогоплательщиками  необходимо начинать с работы в отношении  физических лиц, потому что, развивая партнерские  взаимоотношения с физическими  лицами, государство сможет лучше  контролировать налоговые поступления, налоговые правоотношения станут прозрачнее. Реформировать способы взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц и налоговых органов представляется целесообразным в следующих направлениях:

упростить гражданам доступ к услугам налоговых  органов;

повысить  эффективность и продуктивность работы налоговых органов;

улучшить  обратную связь с гражданами и  реакцию налоговых органов на их нужды;

создать возможность для граждан легко  находить информацию и получать услуги от налоговых органов.

     Налоговая система Российской Федерации на протяжении многих лет находится  в состоянии постоянной подвижности, что очевидно связано с объективными изменениями экономической ситуации внутри страны. Система отличается сложностью, механизмы по исчислению и уплате налогов и сборов часто  требуют разъяснений среди налогоплательщиков. Именно поэтому одним из условий  обеспечения нормального налогового климата внутри страны является наличие  надлежащего уровня взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками[4,стр.53].

       Указанное взаимодействие в России  на сегодняшний день реализуется,  главным образом, посредством  работы механизма налогового  контроля. Способами взаимодействия  выступают методы налогового  контроля, работа которых, к сожалению,  преимущественно заключается в  выявлении источников дохода  в целях налогообложения. Сотрудничество  с налогоплательщиками до сих  пор остается скорее намерением  законодателя, нежели реально соблюдающимся  принципом. По данным социологического  опроса населения в 100 населенных  пунктах 44 областей, краев и республик  России на тему "Налогоплательщики,  налоги и налоговая служба", проведенного фондом "Общественное мнение" совместно со специалистами Принстонского университета, большая часть из опрошенных респондентов считает мероприятия налогового контроля некой фискально-карательной акцией. По мнению 49 % респондентов, платить налоги в основном побуждает людей страх перед наказанием. И только 36 % респондентов считают основным стимулом к соблюдению налоговой дисциплины чувство гражданской ответственности. Некоторые россияне уверены, что уплата налогов - необходимая обязанность, выполнение которой взамен не предоставляет никаких прав налогоплательщикам.

     Во  многих зарубежных странах отношение  граждан к необходимости отчислять  государству часть своих доходов  кардинально отличается от позиции  россиян. В развитом обществе люди считают, что уплата налогов - это гражданская  обязанность. Уплачивая налоги, граждане западных стран заключают своеобразный договор с государством, который  дает им и ряд прав на пользование  общественными благами.

     По  мнению Президента России Д. А. Медведева, в перспективе наша страна станет, прежде всего, частью европейской цивилизации. На встрече с руководителями российских и зарубежных СМИ Президент РФ подчеркнул: "Очевидно, что российское государство должно исповедовать себя, главным образом, как часть Европы". Для реализации этой стратегической задачи России придется принять ряд западных стандартов, с помощью которых станет легче и удобнее реализовать свои национальные интересы. Думается, что одним из таких стандартов является то, что уровень взаимодействия представителей налоговых органов и налогоплательщиков в сфере налогового контроля остается на достаточно высоком уровне. 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В итоге нужно сказать, что существование  любого  современного   государства   неразрывно   связано   с налогами.  Налоговая  система  РФ  представляет собой совокупность налогов, взимаемых в установленном порядке.  Посредством налогов государство  воздействует  на  определенные  общественные  процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права. Обязанности   налогоплательщика   устанавливаются    только    совокупностью элементов закона о налоге.  Можно  выделить  существенные  и  факультативные элементы закона о налоге. Существенными элементами закона о налоге являются те элементы,  без  которых налоговое  обязательство  и  порядок  его  исполнения  не  могут   считаться определенными. К ним относятся: налогоплательщик  (субъект  налога),  объект налога,  предмет  налога,  масштаб  налога,  метод  учета  налоговой   базы, налоговый  период,  единица  налогообложения,  налоговая  ставка   и   метод налогообложения, порядок исчисления налога, отчетный  период,  сроки  уплаты налога, способы и порядок уплаты налога.

     Факультативными элементами закона о налоге могут  считаться  те,  отсутствие которых  не  влияет  на  степень  определенности  налогового  обязательства, однако   существенно   снижает   гарантии   надлежащего   исполнения   этого обязательства. К ним относятся: порядок  удержания  и  возврата  неправильно удержанных  сумм  налога,  ответственность  за   налоговые   правоотношения, налоговые льготы. В соответствии с законом "Об основах налоговой системы в  РФ"  перечисленные элементы должны быть  установлены  в  каждом  конкретном  законе  о  налоге. Установить элемент закона о налоге - значит принять  (утвердить,  узаконить) что-либо  в  качестве   одного   из   оснований   возникновения   налогового обязательства или  способа  его  исполнения.   

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Налоговый кодекс российской федерации (Часть 1)»  от 31.07.1998 N 146-ФЗ принят  (ГД ФС РФ 16.07.1998).

2. «Налоговый кодекс российской федерации (Часть 2)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).

3. Апель А.Л. Основы налогового права. – М.: Инфра – М., 2002.

4. Дмитриева Н.Г. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

5. Меркулова Т.А. Налогообложение: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2005.

6. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-М, 2002.

7. Экономика. Учебник./Под ред. проф.А.С. Булатова. – М.: Экономист, 2005.

8.  Федеральная налоговая служба . http://www.nalog.ru

9.  Информационно-правовой портал «Гарант».  http://www.garant.ru 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Система органов федеральной налоговой службы 

Центральный аппарат 

 
     Территориальные органы
Управление  ФНС по субъекту РФ Инспекции ФНС  по районам, районам в городах, городам  без районного деления Инспекции ФНС  межрайонного уровня
 
 
     Межрегиональные инспекции  ФНС
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой  службы по крупнейшим налогоплательщикам Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой  службы по централизованной обработке  данных Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой  службы по Федеральному округу
 
     
 
 
     
 
 
 
 
 
 

П

Р

И

Л

О

Ж

Е

Н

И

Е

 

Б

Информация о работе Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков