Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов.
В соответствии с поставленной целью вытекают следующие задачи данной работы:
определение сущности субъектов налоговых отношений;
определение прав и обязанностей плательщиков сборов и налоговых агентов ;
нахождение путей совершенствования налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения 5
1.1 Сущность субъектов налоговых отношений 5
1.2 Понятие налогового агента 8
2 Налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности 11
2.1 Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов 11
2.2 Обеспечение и защита прав плательщиков налогов и сборов 18
2.3 Налоговый контроль 21
3 Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 55.11 Кб (Скачать)

     1) правильно и своевременно исчислять,  удерживать из средств, выплачиваемых  налогоплательщикам, и перечислять  в бюджеты (внебюджетные фонды)  соответствующие налоги;

     2) в течение одного месяца письменно  сообщать в налоговый орган  по месту своего учета о  невозможности удержать налог  у налогоплательщика и о сумме  задолженности налогоплательщика;

     3) вести учет выплаченных налогоплательщику  доходов, удержанных и перечисленных  в бюджеты (внебюджетные фонды)  налогов, в том числе персонально  по каждому налогоплательщику;

     4) представлять в налоговый орган  по месту своего учета документы,  необходимые для осуществления  контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

           Обязанности налогового агента  могут быть возложены только  на те организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, т.е. от которых налогоплательщик получает доход, и только законодательством о налогах и сборах. В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании нормативных актов министерств и ведомств.

           Обязанности налогового агента  у организации или физического  лица могут возникать главным  образом в следующих случаях:

     при выплате дохода физическому лицу - по подоходному налогу;

     при выплате дохода иностранному юридическому лицу - по налогу на доходы иностранных  юридических лиц от источников в  РФ, не связанные с их деятельностью  в РФ;

     при перечислении средств иностранным  юридическим лицам, не состоящим  на учете в налоговом органе, в  счет оплаты за товары (работы, услуги) - в отношении НДС;

     при осуществлении выплат физическим лицам  по трудовому договору, а также  по гражданско-правовым договорам, предметом  которых являются выполнение работ, оказание услуг, - по страховым взносам.

           Наиболее актуальны первые три  случая, поскольку они связаны  с перечислением в бюджет значительных  сумм.

           Помимо этого, правильное и  своевременное исчисление, удержание  и перечисление в бюджеты сумм  налогов является основной обязанностью  налогового агента, за неисполнение  которой установлена ответственность.  Так, в соответствии со ст.123 НК РФ неправомерное не перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей перечислению. Не следует также забывать и о ст.46 и 47 НК РФ, предусматривающих возможность взыскания налога, сбора и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогового агента-организации в банках, а также взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогового агента-организации. 

     2.2 Обеспечение и защита прав плательщиков налогов и сборов 

     Налогоплательщикам  гарантируется административная и  судебная защита их прав и законных интересов.

     Порядок защиты прав и законных интересов  налогоплательщиков определяется НК РФ и иными федеральными законами, в  том числе Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским  процессуальным кодексом Российской Федерации  и иными.

     По  смыслу положения пункта 2 статьи 22 НК РФ права плательщиков налогов  и сборов обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц  налоговых органов и иных уполномоченных органов:

  1. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  3. вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;
  4. бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
  5. руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;
  6. сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;
  7. принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  8. соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;
  9. направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;
  10. представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
  11. корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, не унижать их честь и достоинство;

     Нарушение прав плательщиков налогов и сборов влечет ответственность, предусмотренную  федеральными законами:

     УК  РФ установил уголовную ответственность:

     воспрепятствование  законной предпринимательской деятельности (статья 169 УК РФ);

     незаконное  получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (статья 183 УК РФ);

     отказ в предоставлении информации (статья 140 УК РФ);

     злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), в том числе и налоговых органов;

     превышение  должностных полномочий (статья 286 УК РФ);

     халатность (статья 293 УК РФ);

     незаконные  действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту, либо подлежащего конфискации (статья 312 УК РФ);

     неисполнение  приговора суда, решения суда или  иного судебного акта (статья 315 УК РФ).

       ГК РФ предусматривает:

     ответственность за вред, причиненный плательщикам налогов госорганами (в том числе  налоговыми), а также их должностными лицами (статья 16, 1069 ГК РФ );

     компенсацию морального вреда, причиненного физическим лицам - плательщикам налогов и сборов (статья 151, 1099 - 1101 ГК РФ)[3,стр.25].

     Законодатель  установил административную ответственность  должностных лиц за неисполнение своих служебных обязанностей. 

     2.3 Налоговый контроль 

      Налоговый контроль можно определить как особый организационно-правовой механизм, представляющий собой систему взаимосвязанных  элементов, посредством которого обеспечивается надлежащее поведение обязанных  лиц по уплате налогов и сборов, а также исследование и установление оснований для осуществления  принудительных налоговых изъятий  и применения мер ответственности  за совершение налоговых правонарушений.

      Основными элементами налогового контроля являются:

субъект налогового контроля (уполномоченный контролирующий орган);

объект  контроля;

формы и методы контроля;

порядок осуществления налогового контроля;

мероприятия налогового контроля;

направления налогового контроля;

техника и технология налогового контроля;

категории должностных лиц (кадры) налогового контроля;

периодичность и глубина налогового контроля;

и другие.

     Весь  перечисленный комплекс элементов  налогового контроля является предметом  налогового правового регулирования.

Налоговый контроль как особый организационно-правовой механизм можно понимать как в  широком, так и в узком смысле. В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление  налогового учета, налоговых проверок и другое, а также все сферы  деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов  и сборок (учет объектов налогообложения, соблюдение сроков и порядка уплаты налогов и сборов, порядок представления  налоговой отчетности и т.д.). В  узком смысле под налоговым контролем  понимается только проведение налоговых  проверок уполномоченными органами.

      Взаимодействие  государства в лице своих уполномоченных органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами при осуществлении налогового контроля происходит в рамках возникающих при этом организационных налоговых правоотношений – контрольных налоговых правоотношений. При этом для контрольных налоговых правоотношений характерно то, что они являются по существу управленческими правоотношениями, которые в конечном итоге призваны обеспечить надлежащую реализацию других общественных отношений – налоговых правоотношений имущественного характера, связанных с осуществлением налоговых изъятий. Контрольные налоговые правоотношения имеют административно-правовую природу, поэтому им свойственны характерные для административно-правовых отношений признаки, такие, как государственно-властный характер контрольного налогового правоотношения; обязательным субъектом подобных правоотношений является уполномоченный орган; ответственность в случае нарушения правовых норм наступает перед государством и т.д.

      Объектом контрольного налогового правоотношения является непосредственная деятельность проверяемой организации или физического лица, связанная с уплатой налогов и сборов. В частности, уполномоченными органами в ходе реализации мероприятий налогового контроля устанавливается:

  1. правильность ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
  2. проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов;
  3. проверка своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
  4. правильность ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
  5. выявление обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.

  При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются принципами законности, планирования мероприятий налогового контроля, принципом соблюдения налоговой тайны; принципом последовательности проведения мероприятий налогового контроля и документального фиксирования установленных фактов, действий и событий; принципом недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу при проведении налогового контроля.

     Основные  виды нарушений налогового законодательства и ответственность налогоплательщиков за их совершение приведены в табл. 1.

       Таблица 1 – Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства [8]

№ п/п Виды налоговых  правонарушений Налоговая санкция
1 
 
 

2 
 

3 
 

4 
 
 
 

5 
 

6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8 
 
 
 

9 
 
 
 
 
 
 

10 
 
 
 

11 
 

12

Нарушение срока  подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговый орган на срок более 90 дней

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на учет в налоговом  органе

Осуществление предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет в течении трёх месяцев после установленного срок ( уклонение от постановки на налоговый учет)

Нарушение срока представления в налоговый  орган информации об открытии или  закрытии счета в банке

Непредставление в установленный срок налоговому органу по месту учёта налоговой  декларации:

- при  нарушении срока представления  декларации до 180 дней 
 

- при  нарушении срока представления  декларации более 180 дней 
 

Грубое  нарушение учета доходов, расходов и объектов налогообложения (отсутствие первичных документов, регистров  бухучёта; систематическое несвоевременное  или неправильное отражение в  учёте и отчётности хозяйственных  операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов  и финансовых вложений):

- совершённое  в течение одного налогового  периода

- совершённое  в течение более одного года

- повлекшее  занижение дохода 

Нарушение правил составления налоговой декларации (несвоевремен-

ное и неправильное отражение доходов и расходов, источников доходов, исчисленной суммы налога)

Неуплата  или не полная уплата сумм налогов  в результате занижения налоговой  базы или неправильного исчисления налогов:

- выявленные налоговым органом при выездной проверке

- совершённые  умышленно 

незаконное  воспрепятствование досту-

пу должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территорию или в помещение налогоплательщика

Несоблюдение  порядка владения, пользования или  распоряжения имуществом, на которое  наложен арест

Непредоставление в срок налогопла-

тельщиком документов или иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством

5 тыс. рублей 
 
 

10 тыс.  рублей 
 

10% полученных  за этот период доходов, но  не менее 20 тыс. рублей 

20% доходов,  полученных в период деятельности  без постановки на учет более  90 дней 
 

5 тыс.  рублей 
 
 
 
 

5% суммы  налога, подлежащего уплате по  этой декларации, за каждый месяц,  но не более 30% указанной суммы  и не менее 100 рублей

30% суммы  налога, подлежащего уплате, и 10% суммы налога за каждый полный  и неполный месяц, начиная со 181 дня 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5 тыс.  рублей 

15 тыс.  рублей 

10% суммы  неуплаченного налога, но не менее  15 тыс. рублей

5 тыс.  рублей 
 
 
 
 
 
 
 

штраф в размере 20% неуплаченной суммы  налога

штраф в размере 40% неуплаченной суммы  налога

5 тыс.  рублей 
 
 
 

10 тыс.  рублей 
 

50 рублей  за каждый непредставленный документ

Информация о работе Проблемы и направления повышения эффективности налогового администрирования и взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков