Принципы финансового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным.

Работа содержит 1 файл

АЛИНА КУРСВИК.doc

— 423.50 Кб (Скачать)

6. Вероятно, производственные и инвестиционные планы компании могли бы быть скорректированы, чтобы облегчить решение проблем краткосрочного финансирования. Существует ли какой-то легкодоступный путь отсрочить крупный отток денежных средств первого квартала? Например, если этот отток вызван инвестициями в оборудование, которое должно быть приобретено и установлено в первом квартале? Это оборудование не предполагается пустить на полную мощность раньше августа. Вероятно, можно было бы договориться с производителем оборудования об оплате только 60% покупки при поставке и 40%, когда оно установлено и начало работать.

Краткосрочные планы финансирования разрабатываются методом проб и ошибок. Сначала финансовый менеджер составляет один план, анализирует его, затем разрабатывает еще один при других допущениях об условиях финансирования и инвестиций. Такие пробы и ошибки важны для менеджера, так как позволяют понять настоящую природу проблем, с которыми сталкивается компания.

Разработка качественного финансового плана требует подробных расчетов. Для этого необходимо разработать специальную компьютерную программу в среде какого-либо программного средства. Наиболее удобным здесь представляется Excel для Windows. Эта программа должна избавить финансового менеджера от рутинных вычислений при решении принципиальных задач: определения потребности в денежных средствах, уровня допустимых процентных ставок, лимита кредитования и так далее. Конечный результат работы финансового менеджера должен быть представлен в форме, очень упрощенный вариант которой представлен в табл. 9.

Те предприятия, у которых не возникает необходимости в адаптации модели к их специфическому облику, могут использовать модели, разработанные для общих ситуаций банками, бухгалтерскими фирмами, консультантами или специализированными фирмами, продающими программные продукты. Основная часть этих моделей представлена программами компьютерного моделирования. Они просто рассчитывают последствия допущений и различных вариантов управленческих решений, которые задают менеджеры.

Иногда полезно использовать оптимизационные модели, помогающие в тех случаях, когда компания сталкивается со сложными проблемами, в которых заключено несколько альтернатив и ограничений, и поэтому метод проб и ошибок в этом случае никогда не даст ответа на вопрос о лучшем варианте.

В заключение подчеркнем, что рассмотренный выше пример служит лишь упрощенной наглядной иллюстрацией методического подхода к краткосрочному финансовому планированию. В последующих разделах систематически излагаются основы финансовых технологий финансового планирования, которые мы разделяем на две категории:

- упрощенный подход, который базируется на прогнозе баланса и отчета о прибыли и оценке на этой основе дополнительных потребностей в финансировании;

- более детализированный подход, основанный на составлении частных бюджетов предприятия и его отдельных подразделений.

В реальной практике оба эти подхода имеют место. Выбор между ними определяется приверженностью финансового менеджера, а также стратегическим позиционированием. Для предприятий, которые следуют стратегии “лидерства по затратам” более показана детализированная технология бюджетирования. Если же предприятие практически исповедует стратегию диверсификации продукции, то оно может ограничиться менее детализированной методологией.

 

2.2 Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятия

В последние годы в работах многих отечественных авторов процесс финансового планирования связывается исключительно с формированием бюджетов (в частности, работы Акулова В.Б. [1], Бухалкова М.И. [3], Романовой М.В. [7]). Объяснением такого подхода служит тот факт, что государство в лице Министерства экономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования предприятий, в которой излагались методические рекомендации по реформированию различных аспектов деятельности отечественных предприятий [6] и которой придерживаются многие авторы. Согласно этой программе, система финансового планирования состоит из следующих подсистем: а) бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и б) сводного бюджетного планирования деятельности предприятия. При этом взаимосвязь финансового планирования с другими видами планирования на предприятии не рассматривается.

Целью данной статьи является разработка механизма совершенствования организации финансового планирования на предприятии с учетом взаимосвязи с другими видами планов, составляемых на предприятии.

1. Система планов предприятия

Взаимосвязь между планами можно представить в виде схемы (см. рис. 1 [4]). Как видно на схеме, система планов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задача финансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок и количественных показателей, которые заданы другими планами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Система планов предприятия

Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видов включаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можно выделить следующие составляющие системы

 

механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования);

средства, обеспечивающие процесс планирования; собственно процесс планирования (последовательность этапов);

персонал, осуществляющий планирование;

организационная структура планирования.


Сравнение двух точек зрения позволяет сделать вывод о том, что методика и инструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, во многом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразно рассматривать в рамках финансового планирования.

Для того чтобы разработать механизм совершенствования организации финансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, прежде всего, выделить проблемы, существующие на современных отечественных предприятиях в этой области, и объекты совершенствования.

На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановке автоматизированных систем финансового планирования [5] был выявлен целый ряд проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в области организации финансового планирования:

нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления;

низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации;

отсутствие четких внутренних стандартов составления планов;

«оторванность» стратегического планирования от текущего;

слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.


Многие причины возникновения проблем в области финансового планирования связаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этого являются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ее искажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами, чрезмерная длительность процедур согласования решений, дублирование функций.

Для решения указанных проблем в области финансового планирования необходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования они в наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для их решения.

Результаты корпоративного семинара, проведенного в июле 2003 г. консультационной группой «Воронов и Максимов» совместно с Центром «Диалог» при участии руководителей финансовых служб крупнейших предприятий г. Санкт-Петербурга и области (в т.ч. ОАО «Петмол», ОАО «Мегафон» и др.), показывают, что зачастую проблемы лежат в области определения основных функций финансового планирования на предприятии.

Участники семинара также пришли к выводу, что организация финансового планирования может быть успешной только тогда, когда:

происходит координация интересов различных служб в процессе разработки плана и его реализации;

создается единый порядок действий для всех работников предприятия;

действует система мотивации, направленная на эффективное использование материального и интеллектуального потенциала предприятия;

весь процесс планирования разбивается на отдельные модули, что существенно упрощает процесс разработки и реализации плана, а также контроль за его выполнением;

разработана система документооборота, смысл которой заключается в том, что на ее основе можно получить объективное представление о производственно-хозяйственной деятельности на предприятии;

существует взаимосвязь между долгосрочными и краткосрочными планами в целях нахождения оптимального решения в условиях ограниченного альтернатив использования ресурсов;

составляемые на предприятии планы сбалансированы между собой.

Информация о работе Принципы финансового планирования