Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 22:35, курсовая работа
Вершиной мастерства деятельности финансового менеджера является применение современных методов финансового планирования и контроля, которые в последнее время принято определять с помощью термина “Бюджетирование”. Бюджетирование подразделяется на краткосрочное, или текущее, которое охватывает период, не превосходящий один год, и капитальное, которое часто называют инвестиционным.
Основные положения ситуационного анализа состоят в следующем:
1.существует бесконечное множество независящих от компании внешних факторов, влияющих на финансовое состояние компании в плановом периоде;
2.некоторые из этих факторов не поддаются или трудно поддаются количественной оценке;
3.значения количественных факторов в плановом периоде в момент времени “сейчас” неизвестны и поддаются только вероятностной оценке;
4.реальность финансового плана увеличивается, если рассматривать не дискретные значения факторов, а определенный диапазон значений;
Суть ситуационного анализа состоит в том, что, изменяя исходные данные о плановых объемах продаж, ценах и др., мы анализируем конечные результаты планирования, оцениваем риски и определяем оптимальный вариант действий.
Ситуационный анализ практически невозможно провести без вычислительной техники. Как правило, финансовый план – это большого объема документ со сложными арифметическими и статистическими расчетами внутри. Составление одного варианта финансового плана без ЭВМ является сложным процессом, а ситуационное моделирование предполагает в некоторых моментах составление десятков и более родственных финансовых планов.
Большинство финансовых моделей, которые применяются менеджерами корпораций, относятся к методам моделирования, направленным на прогнозирование последствий альтернативных финансовых стратегий при разных исходных допущениях. Эти модели включают как модели общего характера, практически не очень сложные, так и модели, содержащие сотни уравнений и взаимосвязанных переменных.
Большинство крупных компаний применяют одну финансовую модель или имеют доступ только к одной. Иногда можно встретить использование нескольких моделей: вероятно, развернутую модель, интегрирующую планирование инвестиций и оперативное планирование, и более простую модель, сфокусированную на анализе последствий финансовой стратегии, а также модель, специально предназначенную для анализа предполагаемых слияний.
Причина популярности именно таких моделей заключается в их простоте и практичности. Они поддерживают усилия менеджеров, разрабатывающих прогнозные формы финансовых отчетов, облегчая и существенно удешевляя эту процедуру. Модели автоматизируют значительную часть их работы, которая обычно бывает наиболее утомительной, трудоемкой и требует много времени.
Разработка программного обеспечения для таких моделей может осуществляться командами высококвалифицированных и талантливых программистов. В настоящее время для решения достаточно сложных вопросов, возникающих в финансовом планировании, используются стандартные программы, основанные на работе пользователя с электронными таблицами, например, Excel.
Большинство компаний относятся серьезно к финансовому планированию и выделяют значительные ресурсы на эти цели. Что же они получают в обмен на эти усилия?
Материальный продукт всего процесса - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты.
План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.
1.2 Методические положения краткосрочного финансового планирования
Задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение финансирования деятельности компании и эффективное использование временно свободных денежных средств.
Для обеспечения непрерывного развития предприятию требуется капитал, то есть деньги, вложенные в здания, машины и оборудование, в покупку и хранение запасов, счета дебиторов и другие активы. Как правило, все эти активы не приобретаются сразу, а создаются постепенно в течение некоторого периода времени. Назовем общие расходы компании, необходимые для финансирования дополнительных активов, потребностью компании в капитале.
В большинстве компаний накопившаяся потребность в капитале растет не равномерно, а скорее волнообразно. Потребность в капитале имеет отчетливо выраженную положительную зависимость от роста объемов операций компании. Однако возможны и определенные сезонные колебания. Наконец, будут возникать и непредсказуемые заранее ежемесячные или еженедельные колебания.
Накопившаяся потребность в капитале может быть удовлетворена за счет краткосрочных и долгосрочных источников финансирования. Когда долгосрочное финансирование не покрывает всех потребностей в капитале, компании необходимо прибегать к краткосрочному финансированию для мобилизации недостающих средств. Когда долгосрочные финансовые ресурсы, полученные компанией, выше, чем ее накопившаяся потребность в капитале, тогда у компании возникает избыток денежных средств, который она может использовать для краткосрочного инвестирования. Таким образом, сумма долгосрочного финансирования, полученного компанией, при данной накопившейся потребности в капитале определяет, является ли компания в краткосрочном периоде заемщиком или кредитором, т.е. кредитуется или инвестирует .
Основной задачей краткосрочного финансового планирования является обеспечение и поддержание ликвидности фирмы. Под ликвидностью понимается способность фирмы осуществить денежные выплаты в объеме и в сроки, предусмотренные контрактами. Фирма, являющаяся ликвидной, в состоянии осуществлять свою текущую деятельность, т. е. у нее имеется достаточно средств, чтобы произвести необходимые выплаты работникам, поставщикам и инвесторам, заплатить налоги и т. д. И наоборот, фирма, не являющаяся ликвидной, не может в короткое время изыскать средства, необходимые для данных платежей, и это приводит к срыву текущих операций. В некоторых случаях неликвидность может быть временной, но порой это является первым симптомом того, что имеются проблемы, которые в дальнейшем могут послужить причинами банкротства фирмы.
Изложение материалов данной темы целесообразно начать с рассмотрения ряда основных определений и понятий.
Под оборотным капиталом (working capital ), иногда называемым валовым оборотным капиталом (gross working capital ), понимают оборотные средства (текущие активы).
Под чистым оборотным капиталом (net working capital ) понимают стоимость оборотных средств за вычетом суммы краткосрочных пассивов.
Коэффициент текущей ликвидности (current ratio ), исчисляемый путем деления стоимости оборотных средств на сумму краткосрочных пассивов, является основным показателем, характеризующим уровень ликвидности фирмы. Рост этого показателя благоприятен; вместе с тем необходимо иметь в виду, что высокое значение коэффициента вовсе не является гарантией того, что фирма будет иметь достаточно денежных сре дств дл я покрытия необходимых расходов. Если товарно-материальные запасы невозможно продать или если дебиторская задолженность не может быть востребована в нужный момент, то отражаемая Дим соотношением ликвидность фирмы может быть иллюзорной.
Коэффициент быстрой ликвидности равен величине оборотных средств за вычетом товарно-материальных запасов, деленной на сумму краткосрочных пассивов. Коэффициент не учитывает сумму товарно-материальных запасов в величине оборотных средств, так как этот элемент наименее ликвиден . Тем не менее, подобно коэффициенту текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности может дать ложную оценку степени ликвидности фирмы.
Еще один показатель этой группы - обеспеченность ликвидными активами (days liquidity on hand ratio ), рассчитываемый делением более ликвидной части оборотных средств (денежные средства, ликвидные ценные бумаги и Дебиторская задолженность) на величину прогнозируемых ежедневных денежных расходов. Он показывает число дней, в течение которых фирма может работать исключительно за счет имеющихся у нее в данный момент ликвидных активов. Величину ежедневных денежных операционных расходов определяют либо на основе данных прогнозируемого бюджета денежных средств, Ибо делением общей суммы годовых расходов на производство реализованной продукции, включая коммерческие, административные и прочие денежные расходы, на 360 (или 365). По сравнению с рассмотренными выше коэффициентами Показатель обеспеченности ликвидными активами отражает тот факт, что ликвидность в большей мере зависит от денежных потоков, нежели от движения запасов сырья и материалов, хотя до сих пор внимание было сконцентрировано именно на движении запасов ликвидных активов, а не на денежных поступлениях.
Коэффициент обеспеченности абсолютно ликвидными активами (days cash on hand ratio ) равен сумме денежных средств фирмы и ликвидных ценных бумаг, деленной на ежедневные денежные операционные расходы. Этот коэффициент аналогичен предыдущему показателю, но более ограниченно интерпретирует термин ликвидность. Он рассматривает денежные средства и ликвидные ценные бумаги как единственные абсолютно ликвидные активы.
Для получения детальной и всесторонней картины, отражающей степень ликвидности фирмы, необходим анализ ее бюджета денежных средств (с budget ). В этом отчете приводится прогноз денежных выплат и поступлений на основе расчета реальной способности фирмы генерировать денежные поступления в такое время и в таком размере, чтобы они смогли покрыть необходимые денежные выплаты.
Управление оборотными средствами (current asset management ) включает работу администрации по выработке основного направления политики в отношении оборотных средств, в том числе путей их финансирования.
Управление ликвидностью (liquidity management ) включает планирование поступления и использования ликвидных ресурсов таким образом, чтобы иметь возможность в нужное время расплатиться по своим краткосрочным обязательствам. Таким образом, управление ликвидностью более широкое понятие, чем управление оборотными средствами, поскольку, например, включает в себя планирование продаж основных средств, выпуск долгосрочных ценных бумаг и оценку любых других долгосрочных проектов, оказывающих влияние на ликвидность фирмы.
Анализируя ликвидность, необходимо различать два вида краткосрочных пассивов: 1) краткосрочную кредиторскую задолженность как источник покрытия оборотных средств; 2) текущие обязательства, представляющие собой либо часть долгосрочных пассивов, подлежащих погашению в отчетном периоде, либо краткосрочные источники финансирования капитального строительства, которые по окончании строительства будут трансформированы в ипотечный кредит.
Первая категория обязательств относится к управлению как оборотными средствами, так и ликвидностью, тогда как вторая - лишь к управлению ликвидностью.
Табл. 5.1. содержит данные баланса компании Foxcraft Printing , производящей поздравительные открытки, по состоянию на 31.12.92 и планируемые показатели на 30.06.93. Заметим, что в соответствии с приведенными выше определениями на 31 декабря оборотный капитал компании составляет 200000 долл., (чистый оборотный капитал компании) - (200000 долл.) - (150000 долл.) = 50000 долл. Значение коэффициента текущей ликвидности на конец года 1.33, а коэффициент быстрой ликвидности равен 0.67. Наконец, если ежедневные операционные расходы фирмы составляют 10000 долл., то на конец года обеспеченность ликвидными активами составляет 10 дней, а обеспеченность абсолютно ликвидными активами - два дня.
Заметим также, что общая сумма краткосрочных пассивов включает в себя часть долгосрочных пассивов (т. е. подлежащую выплате в отчетном периоде) в размере 40000 долл. Эта сумма не подвержена влиянию изменений относительно оборотных средств, так как ее величина определяется принятыми ранее долгосрочными финансовыми решениями. Даже если погашения долгосрочного займа наступит в следующем отчетном периоде, этот заем можно условно принять за краткосрочные обязательства, он не является переменной величиной, зависящей от краткосрочных решений. Аналогичным образом, если бы компания Foxcraft решила построить новый завод и финансировать это строительство за счет краткосрочных займов (кредитов) с намерением по завершении строительства обратить их в ипотечный кредит, обеспеченный вновь построенными производственными мощностями, эти краткосрочные кредиты не следовало бы относить к компетенции управления оборотными средствами. Тем не менее, хотя такие источники не являются факторами пения чистыми оборотными средствами, их не следует игнорировать и они должны быть учтены в программе управления ликвидностью фирмы.
2.1 Технология краткосрочного финансового планирования
В краткосрочном финансовом планировании выделяют следующие этапы:
- анализ финансового состояния компании;
- расчет плановых притоков денежных средств;
- расчет плановых оттоков денежных средств;
- выявление потребности в дополнительных источниках финансирования;
- выбор источников финансирования;
- подготовка плана финансирования;
- оценка плана финансирования;
- ситуационное моделирование.
Ниже приводится пример, заимствованный в [1], который служит иллюстрацией методологии краткосрочного финансового планирования.
Анализ финансового состояния компании предполагает анализ баланса компании (таблица 1), отчета о прибылях и убытках (таблица 2), отчета об источниках денежных средств и отчета об их использовании.