Пример лизинга на автотранспортных средствах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости. С другой стороны, многие предприятия - поставщики оборудования - имеют трудности с реализацией своей продукции. В месте с тем существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы. Речь в данном случае идет о лизинге - новой форме финансирования предприятий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты лизинга………………………………………………4
1.1. Сущность лизинга, его предмет, субъекты и объекты………………………………………………………………….………..4
1.2. Функции лизинга и его виды………………………………………………...7
1.3. Основные преимущества и недостатки лизинга…………………………..13
2. Учет лизинговых операций…………………………………………………..15
2.1. Характеристика счетов для учета лизинговых операций………………...15
2.2. Учет и оформление лизинговых операций………………………………..20
3. Пример лизинга на автотранспортных средствах………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 70.47 Кб (Скачать)

Со специальными транспортными средствами ситуация несколько сложнее: понижающий коэффициент 0,5 к ним не применяется, и они  могут относиться к группам основных средств со второй (от двух до трех лет) по шестую (от 10 до 15 лет). Единые для  всех рекомендации здесь вряд ли применимы, а вот введение дополнительных видов  платежей вполне возможно.

Уровень авансовых платежей, как правило, составляет 25-30% от покупной стоимости предмета лизинга.

Отсрочка  лизинговых платежей дается лизингополучателю на срок, согласованный с лизинговой компанией, обычно на срок поставки, монтажа и пусконаладочных работ, связанных с предметом лизинга.

Регистрация автотранспорта в органах ГИБДД и в Районном военном комиссариате (РВК) является характерной особенностью сделок, связанных с автолизингом (п. 10 Указа Президента РФ от 02.10.98 № 1175 "Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности"; далее - Указ № 1175). Обычно она осуществляется самой лизинговой компанией до передачи имущества в лизинг (подробнее об этом см. на с. 36).

Страхование автотранспорта на весь срок лизинга является одним из важнейших условий, выдвигаемых лизинговыми компаниями1. Страхователем может быть как лизингодатель, так и лизингополучатель, однако сумму страховки по договору страхования получает лизингодатель. Если транспортное средство утрачено в результате ДТП или пожара и лизингополучатель прекращает платежи, лизинговая компания получит возмещение затрат на приобретение предмета лизинга в виде страховой суммы.

Автотранспортное  средство обычно страхуют после его  регистрации в ГИБДД и после  прохождения очередного гостехосмотра. Однако некоторые лизинговые компании страхуют автотранспорт сразу после приобретения, еще до регистрации. Это предполагает особые условия страхования, например повышенные тарифы. Страхование производится по следующим рискам:

  • угон;
  • ущерб (повреждение или утрата транспортного средства, произошедшие в результате ДТП, пожара, взрыва, стихийного бедствия, противоправных действий третьих лиц (кроме хищения));
  • угон + ущерб;
  • утрата товарного вида (страховой случай, произошедший в результате перечисленных выше событий, вследствие которых восстановленное транспортное средство обесценилось по сравнению с новым);
  • гражданская ответственность (ответственность страхователя перед третьими лицами в случае причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу вследствие пользования страхователем застрахованным транспортным средством);
  • несчастный случай (телесные повреждения (гибель) пассажиров или водителя застрахованного транспортного средства в результате событий, перечисленных выше (кроме противоправных действий третьих лиц));
  • ущерб, нанесенный дополнительному оборудованию (хищение дополнительного оборудования, его повреждение, уничтожение в результате ДТП, пожара, взрыва, стихийных явлений, а также противоправных действий третьих лиц).

При заключении договора страхования лизингодатель  определяет набор минимально необходимых  рисков из вышеперечисленных. Обычное требование лизингодателя - это страхование за "угон + ущерб" в сочетании со страхованием гражданской ответственности на сумму от 1000- 2000 долл. США при эксплуатации в регионах и до 5000 долл. США - в Москве и Санкт-Петербурге и их областях. Некоторые лизинговые компании предъявляют гораздо более высокие требования к сумме страхового возмещения по этим рискам (от 20 000 долл. США) независимо от региона, в котором будет эксплуатироваться автотехника.

При страховании  транспортного средства как лизингодателем, так и лизингополучателем сумма оплаченной страховки полностью относится на расходы страхователя для целей налогообложения в том периоде, когда была произведена эта оплата (п. 3 ст. 263 НК РФ).

Итак, если вы учли все важнейшие условия  составления договора лизинга, то тем  самым значительно снизили возможность  возникновения проблем в будущем. Регистрация автотранспорта

Особенностью  регистрации автотранспортных средств, полученных (переданных) по договору лизинга, является возможность их регистрации как на лизингодателя, так и на лизингополучателя (временная регистрация осуществляется на основании договора лизинга). Далее порядок регистрации такой же, как и для остальных автотранспортных средств.

В соответствии с п. 1.2 Правил регистрации транспортных средств и прицепов к ним в  ГИБДД, утвержденных приказом МВД России от 26.11.96 № 624, транспортные средства должны быть зарегистрированы в ГИБДД в течение пяти суток после их приобретения и таможенного оформления.

Первый  этап - регистрация автотранспорта в РВК (п. 10 Указа № 1175). Подтверждением регистрации будет являться отметка  на заявлении о регистрации, оформленном  по установленной форме (бланк можно  получить в Межрайонном регистрационно-экзаменационном  отделе - МРЭО ГИБДД).

Следующий этап - регистрация в МРЭО ГИБДД. Для этого (при условии, что организация  уже состоит на учете в МРЭО ГИБДД) необходимы следующие документы (п. 2 Инструкции о порядке производства работ по регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, утвержденной приказом МВД России от 26.11.96 № 624):

  • заявление о регистрации (с отметкой РВК);
  • справка-счет (для лизингодателя) или договор лизинга и акт приема-передачи к нему (для лизингополучателя);
  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за регистрацией;
  • доверенность организации на его имя;
  • квитанция об уплате сбора за регистрацию;
  • квитанция об уплате собственником автотранспорта (лизингодателем) налога с владельцев транспортных средств по месту регистрации автотранспорта (сумма налога рассчитывается исходя из вида автотранспорта и количества лошадиных сил);
  • паспорт транспортного средства.

Также для регистрации необходимо представить само транспортное средство.

При регистрации  автотранспорта на лизингополучателя  у лизингодателя возникают дополнительные осложнения. Дело в том, что в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по одному из следующих адресов: по месту нахождения организации и ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Для транспортных средств местом нахождения является место их государственной регистрации. И если транспортное средство (предмет лизинга) поставлено на временный учет в органах ГИБДД по месту нахождения лизингополучателя, лизингодатель обязан встать на учет в налоговом органе по месту нахождения этого транспортного средства. Именно поэтому автотранспорт обычно регистрируется самой лизинговой компанией.

Специальные транспортные средства, в том числе  трактора, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, не подлежащие регистрации в ГИБДД, регистрируются в органах гостехнадзора. Порядок их регистрации определен Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (гостехнадзора), утвержденными Минсельхозпродом России 16.01.95.

Весь  этот комплекс трудоемких действий, как  правило, берет на себя лизингодатель, что значительно экономит время  лизингополучателя и относится  к существенным преимуществам использования  лизинга.

Анализ  кредитоспособности лизингополучателя 

Михаил  Бакланов, генеральный директор лизинговой компании ООО "НАУ-ТУР"

Одним из стандартных условий работы лизинговых компаний является анализ кредитоспособности лизингополучателя. Для рассмотрения этого вопроса, как правило, анализируются следующие документы.

  1. Нотариально удостоверенные учредительные документы: свидетельство о регистрации, устав, справка о постановке на учет в налоговом органе, подтверждение полномочий лица, подписывающего договор.

    При проверке учредительных документов лизинговая компания выясняет, подтверждают ли эти документы законность деятельности предприятия и не противоречат ли они друг другу. Также проверяется, нет ли каких-либо ограничений или  дополнительных условий для заключения лизинговой сделки. (Например, в уставе компании может быть оговорено, что  сделки, сумма которых превышает  определенный процент от уставного  капитала, должны обсуждаться на Совете директоров компании.)

  1. Копии годовой бухгалтерской отчетности лизингополучателя за последний отчетный год и время, прошедшее с момента окончания последнего отчетного года до обращения в лизинговую компанию. Отчетность должна быть составлена в соответствии с требованиями Минфина России и иметь отметку подразделения МНС России о принятии. В пакет отчетности входят: бухгалтерские формы № 1-5, пояснительная записка к балансу, аудиторское заключение.
  2. Расшифровки за последний отчетный период следующих статей баланса:
    • дебиторская задолженность (строки 230, 240): расшифровка по наименованиям дебиторов, сумме задолженности, в том числе просроченной, дате возникновения и дате погашения задолженности; перспективам ее взыскания.

      В процессе анализа лизингодатель  выясняет, есть ли у потенциального лизингополучателя безнадежная  и (или) сомнительная к взысканию  дебиторская задолженность, какова ее доля в общем объеме дебиторской  задолженности и в валюте баланса;

    • кредиты банков (строки 511, 611): наименование банка, сумма текущей задолженности, процентная ставка, дата или график погашения, дата и причина просрочки (если есть просрочка платежей), даты и количество пролонгаций, сумма просроченной задолженности, обеспечение кредита;
    • займы (строки 512, 612): наименование кредитора, сумма текущей задолженности по основной сумме долга, процентная ставка, дата выдачи, дата или график погашения, дата и причина просрочки (если есть), даты и количество пролонгаций, просроченная задолженность.

    В ходе анализа краткосрочной задолженности (кредиторская задолженность и банковские займы) рассматриваются обычные  коэффициенты кредитоспособности и  финансовой устойчивости, такие как  коэффициент покрытия (оборотные  средства предприятия : краткосрочная задолженность), коэффициент абсолютной ликвидности (денежные средства + краткосрочные финансовые активы : краткосрочная задолженность) и ряд других коэффициентов, используемых в финансовом анализе.

  1. Справки банков об оборотах по счетам с ежемесячной расшифровкой, если суммы выручки и прибыли из формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках, утвержденный приказом Минфина России от 13.01.2000 № 4н) официальной отчетности не дают полного представления об объемах бизнеса лизингополучателя. Это возможно, например, в случае если в течение какого-то периода деятельность компании связана с получением значительных доходов в будущем, а в текущем отчетном периоде компания несет убытки или показывает весьма скромную прибыль.
  2. Анкета лизингополучателя с общей информацией о клиенте. Обычно анкета содержит следующие сведения: название предприятия, год его образования, организационно-правовая форма и форма собственности, величина уставного капитала. Также в анкете должна быть приведена информация об основных видах деятельности компании, основных видах продукции и общих характеристиках рынка, на котором работает компания. Должны быть указаны основные сведения о кредитной истории компании.

Можно сказать, что лизинговая компания принимает  решение о заключении договора лизинга  не только по итогам анализа кредитоспособности, но и с учетом многих других факторов, в частности ликвидности предмета лизинга. Чем выше ликвидность автотранспортного  средства, тем больше вероятность  заключения лизингового договора. Если кредитоспособность потенциального лизингополучателя  вызывает сомнения у лизингодателя, то он может предложить ему заключить  договор, предполагающий повышенный авансовый  платеж или повышенные лизинговые платежи.

Выбирать  лизинговую компанию лучше по рекомендации завода - производителя техники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Лизинг  в России - сравнительно новый вид  деятельности. Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения  конкурентоспособности отечественных  производителей нашей стране необходимо развивать лизинговые отношения. Но для этого нужно создать соответствующие  условия. Как показывает опыт других передовых стран мира, этому уделяют  самое пристальное внимание: соответствующее  законодательство, налоговые льготы и т.д.

Итак, проблемы изыскания источников средств для внедрения в производство новой техники и ускорения темпов ее обновления, преодоления барьера неплатежей и стимулирования сбыта затоваренной продукции могут быть решены за счет использования лизинга. Лизинг имеет массу преимуществ и интересен не только для клиентов с ограниченными возможностями, но и для сильных в финансовом отношении предприятий, т.к. при определенных налоговых условиях он обеспечивает им получение экономических льгот.

Недостаточная инвестиционная активность продолжает оставаться одним из основных препятствий  на пути стабилизации отечественной  экономики. В то же время мировой  опыт подтверждает прямую зависимость  между развитием лизинга и  привлечением капиталовложений. По имеющимся  данным, до 25% общего объема инвестиций в США, Японии и других развитых странах  финансируется на условиях лизинга. При этом в развивающихся странах  темпы роста лизинговых операций достигают 50 и более % в год. Причины  этого “бума” заключены в высокой  эффективности и чрезвычайной гибкости лизинга как инвестиционного  инструмента.

До недавнего  времени не было достаточных условий  для развития лизинга в нашей  стране и тем более участия  банков в лизинговых отношениях. Сейчас уже разработаны методики проведения основных видов лизинговых сделок в  соответствии с последними достижениями мировой банковской практики.

Информация о работе Пример лизинга на автотранспортных средствах