Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия может принимать положительное или отрицательное значение и, как правило, выступает в форме прибыли (если результат положительный) или убытков (если отрицательный). В частном случае, когда себестоимость равна выручке от реализации, финансовый результат равен нулю.
Прибыль целесообразно рассматривать в следующих аспектах:
1. Прибыль как экономическая категория;
2. Прибыль как финансовый результат;
3. Прибыль как форма денежных накоплений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли. 5
1.1. Понятие прибыли и ее виды. 5
1.2. Функции прибыли. 11
Глава 2. Критерии оценки влияния прибыли на хозяйственную деятельность предприятия. 14
2.1.Факторы, влияющие на прибыль. 14
2.2. Показатели рентабельности. 18
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 24

Работа содержит 1 файл

Лиля курсовая прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности.docx

— 174.64 Кб (Скачать)

    Таким образом, на прибыль (убытки) влияют два  взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно  влияют на прибыль и друг на друга18. 

 

    2.2. Показатели рентабельности.

 

    При рыночной экономике результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности19.

    Существует  великое множество показателей  рентабельности, главным из которых  является показатель общей экономической  рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:

    Р  =  П / Т * 100,

    где Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;

    П - сумма прибыли (валовой или чистой);

    Т - объем товарооборота (без НДС).

    Следующим показателем является показатель, характеризующий  эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем  рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:

    Р  =  П / К *100,

    где П - сумма прибыли торгового предприятия,

    К - средняя величина собственного капитала20.

    Этот  показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.

    Показатель  рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:

    Р  =  П / ОФ *100,

    где П - сумма прибыли;

    ОФ - средняя стоимость основных фондов;

    Аналогично  высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости  основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют  и вычисляют  один показатель рентабельности основных фондов:

    Р = (П / (ОФ + МС) * 100),

    где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.

    Если  торговое предприятие арендует помещения  или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя  величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной  стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду21.

    Наряду  с основными показателями рентабельности используется большое количество частных  показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение  прибыли к издержкам обращения), рентабельность  затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика22.

 

    Заключение

 

    Итак, из всего вышесказанного, можно сказать, что прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса; основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации; индикатор кредитоспособности и  конкурентоспособности организации; гарантия выполнения организацией своих  обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

    Главная цель управления прибылью – максимизация благосостояния собственников в  текущем периоде и в перспективе. Рост прибыли определяет потенциальные  возможности организации. По прибыли  определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного  капитала и каждой акции. Прибыль  является мерилом финансового состояния  организации. Различные стороны  производственной, сбытовой, снабженческой  и финансовой деятельности организации  отражаются в системе показателей  прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в форме № 2 (Отчет  о прибылях и убытках).

    Показатели  прибыли характеризуют эффективность  деятельности организации.

    Для принятия обоснованных организационно-технических  и хозяйственно-управленческих решений  по наращиванию прибыли необходимо классифицировать факторы роста  прибыли и параметры. Все факторы  можно разделить на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относятся: 1) рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности организации; повышение конкурентоспособности в оказании услуг; организация эффективной рекламы новых видов продукции; уровень развития внешнеэкономических связей; изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги); 2) хозяйственно-правовые и административные. Под внутренними факторами понимают:

    1) материально-технические (использование  прогрессивных и экономичных  предметов труда, применение производительного  технологического оборудования, проведение  модернизации и реконструкции  материально-технической базы производства);

    2) организационно-управленческие (освоение  новых, более совершенных видов  продукции и услуг, разработка  стратегии и тактики деятельности  и развития организации, информационное  обеспечение процессов принятия  решения);

    3) экономические (финансовое планирование  деятельности организации, анализ  и поиск внутренних резервов  роста прибыли, экономическое  стимулирование производства, налоговое  планирование);

    4) социальные факторы (повышение  квалификации работников, улучшение  условий труда, организация оздоровления  и отдыха работников). Количественную  оценку перечисленных факторов  проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются  изменение: отпускных цен на  реализованную продукцию; в объеме  продукции (по базовой себестоимости); в структуре реализации продукции;  себестоимости за счет структурных  сдвигов; цен на материалы и  тарифов на услуги, а также  экономия от снижения себестоимости  продукции.

    Количественную  оценку влияния на прибыль перечисленных  параметров проводят с использованием методов факторного анализа и  других методов экономического анализа.

 

    Список  литературы

 
  1. Дробозина Л.А.. Финансы. Учебник для вузов. Москва:  2001 г. // эл. доступ: http://uchebnik-besplatno.com/uchebnik-ekonomika/finansyi-uchebnik-dlya.html.
  2. Основы бизнеса. Под ред. Рубина Ю.Б. Учебник. МФПА: 2003, 4-е изд. - 839с.
  3. Борисов Е.Ф. Основы экономики. 2-е изд. испр. - М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
  4. Савицкая Г.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия.  7-е изд., испр. - Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с.
  5. Экономика предприятия.  Под ред. Ильина А.И., Волкова В.П. М.: Новое знание, 2003. — 677 с.
  6. Ширенбек Х. Экономика предприятия.  3-е изд.; пер. с нем. - СПб.: Питер, 2005. — 848 с.
  7. Экономический анализ.  Под ред. Гиляровской Л.Т. 2-е изд., доп. - М.: Юнити-Дана, 2004. — 615 с.
  8. Васильева Л.С., Петровская М.В.Финансовый анализ.  М.: КноРус, 2006. — 544 с.
  9. Костирко Р.О. Финансовый анализ.  Харьков: Фактор, 2007. — 784 с.
  10. Николаева Т.П.Финансы предприятий.  М.: ЕАОИ, 2008. — 311 с.
  11. Шуляк П.Н. Финансы предприятия.  6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. — 712 с.
  12. Официальный сайт компании ОАО ПриморНефтеПродукт // эл. доступ: http://www.primornp.ru/.
 

 

    Приложения

 

    Рисунок 1 - Модель факторной системы чистой прибыли. 

 

Таблица 1 - Отчет о прибылях и убытках за 6 мес. 2010г. ОАО «ПриморНефтеПродукт»23. 

    
Наименование  показателя     Код строки     На  начало отчетного периода     На  конец отчетного периода
1     2     3     4
Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности                  
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей)     010     4 808 150     4 435 225
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг     020     3 943 432     3 555 723
Валовая прибыль     029     864 718     879 502
Коммерческие  расходы     030     727 571     792 568
Управленческие  расходы     040            
Прибыль (убыток) от продаж     050     137 147     86 934
Операционные  доходы и расходы                  
Проценты  к получению     060     1 548     2 687
Проценты  к уплате     070     5 569     13 507
Доходы  от участия в других организациях     080           5 915
Прочие  операционные доходы     090     175 580     130 349
Прочие  операционные расходы     100     222 576     158 363
Внереализационные доходы     120            
Внереализационные расходы     130            
Прибыль (убыток) до налогообложения     140     86 130     54 015
Отложенные  налоговые активы     141     1 197     1 357
Отложенные  налоговые обязательства     142     340     112
Текущий налог на прибыль     150     24 949     12 273
Чистая  прибыль (убыток) отчетного периода     190     61 862     42 042
СПРАВОЧНО:                  
Постоянные  налоговые обязательства (активы)     200     6 866     1 545
Базовая прибыль (убыток) на акцию     201            
Разводненная  прибыль (убыток) на акцию     202            

Информация о работе Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности