Прибыль торговли в хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 16:44, реферат

Описание работы

1 ПРИБЫЛЬ В ТОРГОВЛЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ.
1.1.Сущность экономической категории «прибыль», ее виды и методика анализа

Работа содержит 1 файл

1 ПРИБЫЛЬ В ТОРГОВЛЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 42.98 Кб (Скачать)

1 ПРИБЫЛЬ В ТОРГОВЛЕ  КАК ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ И  ВИДЫ.

1.1.Сущность  экономической категории  «прибыль», ее  виды и методика  анализа   

Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования организации.  Важнейшими из них  являются показатели прибыли, которая  в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.

  Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности.

      Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль выполняет определенные функции.

  Во-первых, прибыль характеризует конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Прибыль оказывает также стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.

        Во-вторых, прибыль  обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

        Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей организации, повышает степень его деловой  активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем  социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет  осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы в организации, финансировать мероприятия по его  научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей Жлобинского райпо, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности райпо и его возможностей в будущем.

  В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, принимает участие в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств  райпо перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

           Многоканальное значение прибыли  усиливается с переходом экономики  государства на основы рыночного  хозяйства.  Дело в том, что  акционерное, арендное, частное или  другой формы собственности предприятие,  получив финансовую самостоятельность  и независимость вправе решать  на какие цели и в каких   размерах направлять прибыль,  оставшуюся после уплаты налогов  в бюджет и других обязательных  платежей и отчислений. Стремление  к получению прибыли ориентирует  товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы.

  Цель Жлобинского райпо — не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности.  В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и показывает степень доходности организации.  Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Организация рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

  Показатели рентабельности измеряют доходность райпо с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода райпо.  По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния организации.  При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

      Основные  показатели можно объединить в следующие  группы:

  • показатели, рассчитанные на основе стоимости реализованной продукции;
  • показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
  • показатели, рассчитанные на основе потока наличных денежных средств.

    Первая группа показателей формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности), отражаемым в отчетности предприятия: 

    

        

       

         

   Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены ее реализации и полной себестоимости.  Она определяется как процентное соотношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.  

        

   В связи с этим, при планировании ассортимента производимой продукции учитывается насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции.  Поэтому важно сформировать структуру продукции так, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли (19, с. 50).

          Вторая группа показателей рентабельности  формируется на основе расчета  уровней рентабельности в зависимости  от изменения размера и характера  авансированных средств:  все  производственные активы предприятия;  инвестиционный капитал (собственные  средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал: 

       

         

         

  Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

            Данные показатели весьма практичны  в связи с тем, что отвечают  интересам участников. 

        Третья группа показателей формируется  аналогично показателям первой  и второй групп, однако вместо  прибыли в расчет принимается  чистый приток денежных средств. 

     

      

     (1.1.)     

           Данные показатели дают представление  о степени возможности предприятия  обеспечивать кредиторов, заемщиков  и акционеров наличными денежными  средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока  денежной наличности (формула 1.1), широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому  что операции с денежными потоками  являются признаком интенсивного  типа производства и финансового  “здоровья” предприятия. Переход  на использование этой концепции  требует перестройки отчетности  предприятий.  Эта работа находится  лишь в начальной стадии.

    Многообразие показателей рентабельности  определяет альтернативность поиска  путей ее повышения.  Каждый  из исходных показателей раскладывается  в факторную систему с различной  степенью детализации, что задает  границы выявления и оценки  производственных резервов. 
 
 
 

Информация о работе Прибыль торговли в хозяйственной деятельности