Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия может принимать положительное или отрицательное значение и, как правило, выступает в форме прибыли (если результат положительный) или убытков (если отрицательный). В частном случае, когда себестоимость равна выручке от реализации, финансовый результат равен нулю.
Прибыль целесообразно рассматривать в следующих аспектах:
1. Прибыль как экономическая категория;
2. Прибыль как финансовый результат;
3. Прибыль как форма денежных накоплений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность прибыли. 5
1.1. Понятие прибыли и ее виды. 5
1.2. Функции прибыли. 11
Глава 2. Критерии оценки влияния прибыли на хозяйственную деятельность предприятия. 14
2.1.Факторы, влияющие на прибыль. 14
2.2. Показатели рентабельности. 18
Заключение 21
Список литературы 23
Приложения 24

Работа содержит 1 файл

Лиля курсовая прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности.docx

— 174.64 Кб (Скачать)

    Естественно, что все торговые предприятия  стремятся получить как можно  более высокий процент чистой прибыли. Какие же условия роста  прибыли в торговле:

    1. Расширение ассортимента товаров;
    2. Внедрение принципиально новых технологий коммерческого характера с целью увеличения объема продаж товаров, пользующихся повышенным спросом;
    3. Отсутствие страха перед коммерческим риском;
    4. Целесообразное распределение средств, получаемых от экономии затрат;

    При этом особое внимание следует уделить  выбору стратегии деятельности: либо снижению цены на товары, пользующиеся пониженным спросом в расчёте на увеличения прибыли за счёт увеличения объемов продаж, либо оставлению цены неизменной, ориентируясь на сохранение стабильности умеренного спроса. В результате использования того или иного метода (стратегии) возможны различные последствия вплоть до банкротства предприятия. Так что выбор стратегии подразумевает под собой ещё и глубокое маркетинговое исследование рынка схожих по назначению с продаваемыми данным предприятием товаров9.

    Помимо  всех вышесказанных определений  прибыли существует великое множество  других, сделанных ведущими экономистами всего мира. К примеру, профессор  Сиэтлского университета Пол Хейн (США) выдвинул следующее определение прибыли: “Прибыль - это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счёт доступных инвестиционных возможностей”.  За рубежом очень часто в определении прибыли используется термин “инвестиции”. Так появилось понятие будущей прибыли, т.е. такой прибыли, которая будет получена в будущем вследствие внесения своевременных инвестиций, связанных, к примеру, с закупкой нового оборудования, машин, транспортных средств, с капитальными вложениями и т.д., что позволяет увеличить размер основного капитала (основных средств). Источниками инвестирования могут служить как банковские кредиты, частные капиталы, так и средства одних предприятий, вкладываемые в развитие других. Такие средства могут быть представлены как в виде прямых ссуд, так и в виде приобретаемых акций, либо   в виде  вложения средств с целью получения прибыли и т.д.

    Другое  определение прибыли было высказано  П.Р. Рубинфельдом: “Под прибылью понимается конечный результат хозяйственной деятельности предприятия (фирмы, компании, корпорации и т.д.). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда предельный доход равен предельным издержкам”. Здесь определение прибыли дано через предельные издержки.

    Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долгосрочный период. Максимизация прибыли подразумевает под собой  задачу планирования прибыли на некоторый  срок вперёд, что является довольно сложной задачей на сегодняшний день10 

 

    1. Функции прибыли.
 

    Сущность  прибыли, как экономической категории, проявляется в ее функциях.

    В современной экономической науке  не сложилось единого мнения, что  относить к функциям прибыли. Как  правило, выделяют две основные функции  прибыли - измеритель (мера) эффективности  общественного производства и стимулирующая  функция.

    Функция прибыли как меры эффективности  производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход  фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.

    Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для  наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором  действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в  свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых  поступлений в бюджет11.

    Можно также рассматривать и другую классификацию функций прибыли:

    1. Прибыль выполняет функцию оценки  итогов работы предприятия, поскольку  в ней отражаются все стороны  его деятельности, как в сфере  производства, так и в сфере  обращения;

    2. Распределительная функция. Прибыль  используется в качестве орудия  распределения прибавочного продукта  и его денежной формы - чистого  дохода (в части соответствующей  прибыли) между предприятием и  государством, предприятием и его работниками, между сферой материального производства и непроизводственной сферой предприятия. Данная функция реализуется через образование фондов денежных средств предприятия (фондов накопления и фондов потребления).

    3. Третья функция связана с процессом  экономического стимулирования  предприятия и его работников. Прибыль используется как источник  и условие формирования поощрительных  фондов, а также в качестве  источника финансовых ресурсов  для осуществления процесса расширенного  воспроизводства. 

    Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Однако, при планировании и оценке финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, формировании и распределении прибыли используются конкретные показатели прибыли. Показатели прибыли весьма разнообразны. Обобщённо  эти показатели представлены в отчёте о финансовых результатах (форма  № 2), который входит в состав годового и квартального бухгалтерского отчёта предприятия. Форма № 2 представлена в приложениях на примере ОАО "Приморнефтепродукт".

    Прибыль, как финансовый результат, представляет собой выраженный в денежной форме  экономический итог хозяйственной  деятельности предприятия12.

    В данном качестве прибыль выступает  как один из основных обобщающих качественных показателей финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, как инструмент для измерения эффективности  производства, который наиболее полно  характеризует все стороны хозяйственной  деятельности предприятия. Однако, значение прибыли как обобщающего качественного показателя не следует преувеличивать, так как ее величина определяется во многом не зависящими от деятельности данного предприятия факторами (политика цен, изменение ставок налогов, структурные сдвиги в экономике и так далее).

    Прибыль как форма денежных накоплений предприятия  представляет собой источник финансовых ресурсов, направляемых на потребление  и накопление.

    Стремление  к получению прибыли ориентирует  предприятия на увеличение объема производства и снижение затрат. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей13. 

 

    Глава 2. Критерии оценки влияния  прибыли на хозяйственную  деятельность предприятия.

    2.1.Факторы, влияющие на прибыль.

 

    Выявление факторов, влияющих на прибыль, подразумевает  под собой изучение экономических  условий её формирования. Экономические  условия могу быть как внутренними, так и внешними. Под их действием  изменяется абсолютная величина и относительный  уровень прибыли.

    К внешним условиям можно отнести  такие как: инфляция, изменения в  законодательствах и нормативных  документах в области ценообразования, кредитования, налогооблажения предприятий, оплаты труда работников и др..

    К внутренним условиям, влияющим на величину прибыли, к примеру, можно отнести  количество работников на предприятии, сокращая количество которых, можно  тем самым увеличивать или  уменьшать затраты на заработную плату, что в свою очередь может  повлиять на величину валовой прибыли  и соответственно на величину чистой прибыли14.

    Факторы, влияющие на величину прибыли, можно  разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли торгового предприятия. К ним относятся:

    1. Прибыль (убыток) от реализации  товаров.

    2. Прибыль (убыток) от неторговой  деятельности предприятия.

    3. Сальдо доходов и расходов  по внереализационным операциям.

    4. Прибыль (убыток) от реализации  основных производственных средств15.

    Ко  второй группе относят так называемые взаимозависимые факторы:

    1. Объём продажи товаров.

    2. Розничные цены на реализуемые  товары.

    3. Издержки обращения.

    4. Фондовооружённость работников.

    5. Налогоёмкость предприятия.

    6. Численность работников предприятия.

    7. Оборачиваемость и состав капитала.

    8. Затраты, относимые на прибыль.

    Если  говорить насчёт основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что  на практике валовая (балансовая) прибыль  в основном создаётся за счёт прибыли  от реализации товаров, но она может  быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного  положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией.

    Если  выявлено превышение первоначальной стоимости  и понесённых затрат, связанных с  выбытием основных фондов и иного  имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая  прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу)16.

    Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти  факторы не случайно получили такое  название. Их особенность состоит  в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние  других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние.

    К примеру, издержки обращения в розничной  торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных  отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного  рода отчислений. Это в своём роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать  у работников стимул к работе и  очень сильно снизить производительность труда, что может привести к очень  большим затратам на восстановление работоспособности персонала.

    В зарубежной практике на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов  используется так называемое участие  работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право  на покупку акций предприятий  по льготным ценам, а затем могут  получать дивиденды по купленным  акциям.

    Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие  распределяет ту или иную часть прибыли  не в форме наличных выплат, а  в форме акций или переводит  её на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который  предприятие пускает в оборот, что в какой-то мере снижает потребность  в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату  процентов по банковским кредитам17.

    Величина  прибыли в торговле также зависит  от объёмов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации, так и к сокращению валовой прибыли.

    Регулятором соотношения спроса и предложения  на рынке выступают розничные  цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку  существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов  продаж норма прибыли растёт, затем  рост её замедляется и наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.

Информация о работе Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности