Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:04, курсовая работа
Анализ распределения и использования прибыли на предприятии. Разработка мер по улучшению финансового результата, направляемого на финансирование деятельности исследуемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БИЗНЕСА
1.1. Базовые подходы к пониманию прибыли
1.2. Распределение и использование прибыли на предприятии
1.3. Прибыль как источник финансирования бизнеса
2. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ СХПК «КОЛОС» КАК ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ финансовых результатов предприятия
2.3. Оценка запаса финансовой прочности СХПК «Колос»
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА СХПК «КОЛОС»
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство
сельского хозяйства и
Иркутская
Государственная
Кафедра
финансов и анализа
Курсовая работа
по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»
на тему: Прибыль как основной источник обеспечения бизнеса
на примере
СХПК «Колос» Иркутской области
Выполнил: студент экономического
факультета 5 курса 1 группы по специальности 080105.65
«Финансы и кредит» Елизова А.А.
Проверил:
к.э.н., доцент Сидорчукова Е.В..
Иркутск
2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка. С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционной деятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в коммерческом банке и в кассе предприятия. Предприятие, заботясь о своей финансовой устойчивости и стабильном месте в рыночном хозяйстве, распределяет свои финансовые ресурсы по видам деятельности и во времени.
Получение прибыли является обязательным условием функционирования предприятия.
Целью данной работы является разработка мероприятий по улучшению финансового результата для обеспечения развития предприятия. Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотрение базовых подходов к пониманию прибыли;
- изучение распределения и использования прибыли на предприятии;
- характеристика прибыли как источника финансирования бизнеса;
- анализ финансовых результатов предприятия;
- разработка мер по улучшению финансового результата, направляемого на финансирование деятельности предприятия.
Объектом проводимого исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Предмет исследования - СХПК «Колос» Иркутской области.
Источниками информации являются формы отчета исследуемого предприятия, учебная литература, периодические издания, интернет-ресурсы.
Прибыль, без сомнения, является одним из ключевых понятий в экономической науке. Именно показатель прибыли обычно идентифицируется в качестве основного целевого ориентира и критерия успешности работы предприятия (фирмы).
Различные авторы по-разному трактуют понятие прибыли.
А.М. Ковалева дает следующее определение прибыли: прибыль – денежное выражение накоплений, создаваемых предприятием любой формы собственности. Она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия [13, C.89].
С.В. Галицкая рассматривает понятие прибыли как часть чистого дохода, создаваемого в процессе производства и реализованного в процессе обращения [9, C.119].
Н.Ф. Самсонов трактует определение прибыли как выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности [11, C.73].
Мы считаем, что определение, данное Н.Ф. Самсоновым наиболее полное и точное.
В течение многих десятилетий в нашей стране расчет прибыли однозначно увязывался с бухгалтерским учетом: в любом предприятии значение прибыли рассчитывалось в бухгалтерии и в дальнейшем использовалось другими заинтересованными лицами и сторонами. С принятием концепции рынка и необходимостью в связи с этим учитывать ключевые положения западных экономистов в отношении эффективности функционирования экономики в целом и ее системообразующих элементов возникла необходимость в уточнении традиционного понимания прибыли [5, C.123].
В специальной литературе описано несколько подходов к трактовке категории «прибыль», из которых базовыми можно считать три: академический, предпринимательский и бухгалтерский.
Академический подход. Ключевой категорией академического подхода является так называемая экономическая прибыль, представляющая собой гипотетическую величину, определяемую как разница между доходами фирмы и ее экономическими издержками, предусматривающими возможность альтернативных затрат. Под альтернативными затратами понимается максимально возможный доход от альтернативного применения потраченных (использованных) ресурсов. На практике рассчитать альтернативные затраты весьма непросто, ведь любая возможная их оценка будет исключительно субъективной, а потому рассмотренный подход имеет лишь теоретическую значимость - категория «экономическая прибыль» является прежде всего объектом исследования в рамках экономической теории. Тем не менее, понятие «альтернативные затраты» весьма активно, хотя, вероятно, не вполне адекватно используется в повседневной практике, в частности в дискуссиях по поводу целесообразности и оправданности тех или иных расходов [8, C.39].
Предпринимательский подход. Носителями и апологетами идеи этого подхода являются предприниматели (инвесторы, участники фондового рынка). Они вкладывают в бизнес капитал и потому делают суждение об эффективности вложения, ориентируясь на его прирост. В рамках данного подхода прибыль (Pm) может быть оценена как прирост капитала собственников за отчетный период (год):
Pm=MCв
-MCь, где, (1)
МСв - капитал собственников
на начало года;
MCь - капитал собственников на конец
года.
Более строгое определение таково: предпринимательская прибыль есть прирост капитала собственников (за исключением операций по преднамеренному его изменению, имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении чистых активов фирмы (в рыночной оценке), исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за вычетом обязательств. Данная точка зрения была высказана еще шотландским экономистом А. Смитом, характеризовавшим прибыль как сумму, которая может быть израсходована без посягательства на капитал собственников. Прибыль может и должна рассматриваться не только с позиции предприятия, но прежде всего с позиции его собственников, которые в известном смысле отделены от предприятия, а потому ключевым элементом этого подхода является его ориентация на рыночные характеристики - оценка прибыли делается лицом, внешним по отношению к фирме, не имеющим доступа к внутрифирменной информационной базе, да и не нуждающимся в ней. Логика рассуждения такого лица понятна: то, что считается в самой фирме, весьма условно и субъективно; существует конфликт интересов, и топ-менеджеры фирмы не обязательно абсолютно искренни при декларировании информации о состоянии дел во вверенном им субъекте, а потому нужно полагаться на рынок: только он дает объективную картину фактической и потенциальной эффективности работы фирмы [8, C.42].
Несложно понять, что более или менее достоверная оценка изменения капитала может быть получена лишь для листинговых компаний, для которых в каждый момент времени, в том числе на начало и конец отчетного периода, существует объективная (в известном смысле) оценка рыночной капитализации. Что касается нелистинговых компаний, то оценка исходных факторов счетной модели (1) может быть получена лишь с помощью профессиональных оценщиков. Таким образом, этот подход также весьма ограничен в части практической реализации.
Бухгалтерский подход. Бухгалтеры имеют
свое, отличное от экономистов и менеджеров
суждение по поводу объективности рассмотренных
выше алгоритмов. В теории бухгалтерского
учета известны критерии Дж. Каннинга
(1884-1962), которым должен отвечать финансовый
результат, чтобы считаться прибылью:
-получение ожидаемой в течение года прибыли
имеет высокую вероятность:
-ожидаемая выручка может быть исчислена
с высокой степенью надежности:
-предполагаемые расходы рассчитываются
с высокой степенью вероятности.
Указанные требования носят чисто экономический
характер и в несколько измененном виде
нашли свое отражение в Международных
стандартах финансовой отчетности и отечественных
бухгалтерских регулятивах.
Согласно бухгалтерскому подходу прибыль
(убыток) трактуется как положительная
(отрицательная) разница между доходами
предприятия, понимаемыми как приращение
совокупной стоимостной оценки его активов,
сопровождающееся увеличением капитала
собственников предприятия, и его затратами
(расходами), понимаемыми как снижение
совокупной стоимостной оценки активов,
сопровождающееся уменьшением капитала
собственников предприятия, за исключением
результатов операций, связанных с преднамеренным
изменением этого капитала [8, C.53].
Бухгалтерская прибыль представляет собой
весьма общее определение со множеством
факторов, влияющих на ее формирование.
С точки зрения эффективности тех или
иных операций необходимо уточнять, о
какой прибыли идет речь; стало быть, можно
говорить о градации прибыли. Обособление
соответствующих видов бухгалтерской
прибыли следует производить исходя из
интересов разных групп лиц. имеющих отношение
к указанному предприятию.
В наиболее общем виде можно выделить
четыре обособленные группы лиц, интересы
которых при формировании финансового
результата различны. К первой группе
относятся собственники предприятия,
то есть лица, предоставившие собственные
финансовые ресурсы при создании предприятия.
Вторую группу может составить управленческий
персонал предприятия -лица, непосредственно
руководящие его деятельностью. Во многом
исключительно от усилий указанных лиц
зависит величина конечного финансового
результата. Третья группа представлена
в общем виде государством в лице налоговых
органов, рассматривающих финансовый
результат как базу для налогообложения.
Наконец, четвертая группа лиц включает
всевозможных контрагентов и партнеров,
которые предоставляют свои финансовые
ресурсы предприятию на срочной, возвратной
и платной основе [8, C.61].
Механизм
воздействия финансов на хозяйство,
на его экономическую
Распределение
прибыли является составной
Конкретные формы и методы распределения прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения [3, C.122].
Порядок
распределения брутто – прибыли
представлена на рисунке 1.
Рисунок
1 – Порядок распределения
Существенным в
российском законодательстве является
то, что налогом на прибыль облагается
не та прибыль, которая отражает результаты
финансово-хозяйственной