Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:01, курсовая работа
Прибыль – объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятий. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.
Глава 1 Прибыль в условиях рыночной экономики. 5
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли. 5
1.2 Виды прибыли организации и их состав 9
1.3 Прибыль как объект налогообложения 13
Глава 2. Система управления прибылью 16
2.1 Планирование прибыли 16
2.2 Регулирование массы и динамики прибыли 19
2.3 Рентабельность. Ее виды и экономическое содержание 22
Заключение 25
Список использованных источников 27
В
2009 году ставка налога на прибыль была
снижена с 24% до 20%
(18% - региональный бюджет, а 2% - федеральный
бюджет).
По мнению некоторых аналитиков, 4% — это заметное снижение налога, которое поможет многим компаниям выжить в современных условиях. Снижение налога на прибыль является одной из антикризисных мер, которая призвана снизить налоговую нагрузку на бизнес.
Налог на прибыль является третьим по значимости в России. По данным Федеральной налоговой службы, его доля в налоговых доходах бюджета по итогам 1-й половины 2008 г. составила 18% (НДПИ — 36%, НДС — 31%). Однако Министерству финансов пришлось смириться не только с его снижением, но и с другими антикризными мерами.
Существует большое количество льгот по налогу на прибыль. Как раз вопрос эффективности применения льгот является одним из наиболее спорных. Сторонники сохранения льгот по налогу на прибыль считают, что они носят не только стимулирующий, но и регулирующий характер. Отмена льгот, по их мнению, лишит предприятия большей части инвестиций и возможности содержания социальной сферы. В свою очередь это не сможет не отразиться на эффективности их деятельности, а значит и на собираемости налогов в целом. В такой ситуации решением проблемы может стать пересмотрение и усовершенствование льгот, а не их полная отмена.
Основным аргументом противников льгот по налогу на прибыль является существенное снижение поступлений в бюджет в связи с их применением.
Законодательством
о налогообложении прибыли
Основные причины отклонений сумм валового дохода, исчисленного для налогообложения прибыли от валового дохода, отраженного в финансовой отчетности предприятия, и сумм валовых расходов от себестоимости таковы:
Кроме
того, отклонения связаны также с
особенностями налогообложения
бартерных операций, особым порядком
урегулирования сомнительной и безнадежной
задолженности, особенностями расходов
двойного назначения, методом начисления
амортизации.
Глава
2. Система управления
прибылью
Одним
из самых важнейших условий
Планирование прибыли – составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие – облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно учесть не только факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и факторы, обеспечивающие максимальную прибыль.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности фирмы вместе с тем не означает его уникальности и универсальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива. Более того, выявлены факты получения «незаработанной» прибыли, т.е. образующейся не в результате эффективной хозяйственной деятельности, а путем изменения, например, структуры выпускаемой продукции. Вместо производства низкорентабельной, но имеющей большой спрос продукции предприятия увеличивают производство более выгодной для них и более дорогой высокорентабельной продукции. В ряде случаев рост прибыли обусловлен необоснованным повышением цен на продукцию.2
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Но сложившаяся в стране ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым.
Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета служит объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
Рассмотрим основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции:
Метод прямого счета - наиболее широко распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.
Расчет ведется по формуле:
П= (В×Ц)- (В×С),
где П — плановая прибыль; В— выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении; Ц — цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С — полная себестоимость единицы продукции.
Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой товарной продукции в плановом году по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планового года.
Аналитический метод - используется при большом ассортименте выпускаемой продукции и незначительных его изменениях, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля.
Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
а)
определение базовой
Ро = (По : ПСтп) × 100%,
где По - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен); ПСтп — полная себестоимость товарной продукции базисного года.
б) исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
в) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.
План по прибыли на следующий год разрабатывается в конце отчетного периода. Поэтому для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно за девять месяцев) и ожидаемое выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый квартал).
Прибыль в отчетном периоде принимается в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому если в течение истекшего года имели место изменения цен или ставок налога на добавленную стоимость и акцизов, повлиявшие на сумму прибыли, то они учитываются при определении ожидаемой прибыли за весь отчетный период, независимо от времени изменений. Если, например, цены были повышены с 1 октября отчетного года, то это повышение следует распространить на весь период и до 1 октября, так как иначе уровень рентабельности отчетного года не сможет служить базовым для планового.3
Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования. Однако при аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в предстоящем году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.
Кроме
изложенных выше способов планирования
прибыли — методом прямого
счета и аналитическим —
Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (CVP-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль.
Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческое предприятие способно покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка.
После
определения точки
Максимизация
прибыли путем определения
В
современных условиях на российских
предприятиях вопросы регулирования
массы и динамики прибыли выходят
на одно из первых мест в управлении
финансовыми ресурсами. Решение данных
вопросов входит в рамки операционного
(производственного) финансового менеджмента.
Известно, что предпринимательская деятельность
связана со многими факторами, влияющими
на ее результат. Все их можно разделить
на две группы. Первая группа факторов
связана с максимизацией прибыли за счет
спроса и предложения, ценовой политики,
рентабельности продукции, ее конкурентоспособности.
Другая группа факторов связана с выявлением
критических показателей по объему реализуемой
продукции, наилучшим сочетанием предельной
выручки и предельных затрат, с делением
затрат на переменные и постоянные. К переменным
затратам, которые изменяются от изменения
объема выпуска продукции, относятся сырье
и материалы, топливо и энергия для технологических
целей, покупные изделия и полуфабрикаты,
основная заработная плата основных производственных
рабочих, освоение новых видов продукции
и др. К постоянным (общефирменным) затратам
— амортизационные отчисления, арендная
плата, заработная плата административно-