Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 20:37, курсовая работа
Процесс экономической глобализации неизбежен, он является естественным этапом развития мировой экономики. Тем не менее существуют различные подходы к его оценке: как положительные так и отрицательные. Такой интерес к экономической глобализации еще раз подтверждает актуальность этой проблемы. Странам, идущим по пути интеграции в мировую экономику необходимо учитывать эти положительные и отрицательные стороны, чтобы извлечь максимум пользы для национальной экономики и внутренних хозяйствующих субъектов.
Введение
В настоящее время очевидна тенденция нарастающего развития глобализации. Глобализация является процессом, который охватывает буквально все сферы жизни человека. В частности экономическая глобализация, о которой в дальнейшем пойдет речь, есть процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и знаний; также можно сказать, что экономическая глобализация это дальнейшее развитие интернационализации, её более высокая стадия.
В связи с этим, стоит сказать, что и мировая экономика, и национальные экономики были естественным образом подготовлены к этому процессу: значительную роль сыграла НТР, развитие транспортной и логистической сферы, появление современных средств телекоммуникации.
Основным двигателем процессов экономической глобализации являются транснациональные компании, которые способны объединить финансовые ресурсы, современные технологии, торговлю, управление и процессы производства в одних руках. Активизация их деятельности на пороге XXI века привела не только к глобализации их хозяйственной деятельности, но и всего мирового хозяйства. Оценивая масштабы современных ТНК, нужно сказать, что цели и методы их предпринимательской деятельности значительно отличаются от целей и методов традиционных предприятий(фирм).
Процесс экономической глобализации неизбежен, он является естественным этапом развития мировой экономики. Тем не менее существуют различные подходы к его оценке: как положительные так и отрицательные. Такой интерес к экономической глобализации еще раз подтверждает актуальность этой проблемы. Странам, идущим по пути интеграции в мировую экономику необходимо учитывать эти положительные и отрицательные стороны, чтобы извлечь максимум пользы для национальной экономики и внутренних хозяйствующих субъектов.
1 Предпринимательство в условиях открытой экономики
1.1 Теоретические представления о предпринимательской деятельности и её целях
Историю исследования предпринимательства начинается с работ английского экономиста XIX века Р. Кантильона, который рассматривал предпринимательство как отношение субъектов рынка по поводу купли и продажи товаров, отмечая при этом важность таких способностей, как умение предвидеть события, принимать взвешенный риск и отвечать за последствия принимаемых решений. Но уже А. Смит связывал предпринимательство преимущественно с производственной деятельностью, рассматривая его как средство получения дохода. На необходимость умения соединять и комбинировать факторы производства для успешности предпринимательской деятельности впервые указал Ж. Б. Сей. Умение организовать участников производственного процесса и управлять ими в процессе достижения цели он выдвигал в качестве главного фактора извлечения предпринимательского дохода. Американский экономист Ф. Уокер указал на сочетание в предпринимательской деятельности двух различных функций — функции владельца предприятия, организующего производство с целью получения дохода, и функции собственника капитала, имеющего право на использование полученной прибыли, как процента на вложенный капитал.
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес австрийский экономист Й. Шумпетер, который связывал получение предпринимательского дохода с инновациями. Поэтому определяющей чертой предпринимателя он считал способность к новаторству. Эффективно используя новшества технического, технологического, организационно-управленческого и маркетингового характера, предприниматель добивается тех изменений в расширенном цикле производства плюс распределения, которые обеспечивают ему дополнительный доход. Характерно, что, по мнению Шумпетера, индивид остается предпринимателем только до тех пор, пока он остается новатором, и тотчас перестает быть предпринимателем, как только его деятельность приобретает рутинный характер. Он полагал, что предпринимателем может быть не только собственник, но и наемный управляющий; признаком является инновационный характер деятельности.
Вопрос об источнике дополнительного дохода всегда был центральным при выявлении сущности предпринимательства. А. Тюнен и Ф. Найт связывали его с умением прогнозировать перспективы развития производства и потребительского спроса, что и обеспечивает получение дохода. Согласно Ф. Хайеку, суть предпринимательства сводится к инициативной деятельности субъекта, поэтому каждый, кто способен изыскивать благоприятные возможности для начала предпринимательской деятельности, может быть предпринимателем. Авторы известного учебника «Экономикс» К. Макконнел и С. Брю главным качеством в личности предпринимателя считают предпринимательский талант как особый человеческий ресурс.1
Итак, предпринимательство можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. Существует множество других определений предпринимательства; следующее определение дают американские экономисты Роберт Хизрич и Майкл Питерс. Предпринимательство - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на это все силы, и берет на себя риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.
Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря нему приходят во взаимодействие экономические ресурсы – труд, земля, капитал и знания. Умения предпринимателей, инициатива и риск, в условиях рыночной экономики, позволяют с наибольшей эффективностью использовать ресурсы, что, в конечном счете, должно привести к экономическому росту. Опыт развитых стран с рыночной экономикой показывает, что многие экономические достижения, такие как темпы экономического роста, объемы инвестиции, использование нововведений, напрямую зависят от реализации предпринимательского потенциала. Как известно, предпринимательские способности наиболее эффективно реализуются в условиях либеральной экономической системы с устоявшимися предпринимательскими традициями, и соответствующим законодательством. При этом стоит отметить, что успешная реализация предпринимательской деятельности прежде всего зависит от самого предпринимателя: его квалификации, уровня образования, способности принимать решения, способности гибко реагировать на изменение ситуации, и брать на себя ответственность.2
Итак, основной целью предпринимательской деятельности является максимизация прибыли. Если рассматривать деятельность предприятия, то его целями являются – удовлетворение общественных потребностей и максимизация прибыли. Современные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Ведение предпринимательской деятельности способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, изменению структуры экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений. Конечной целью деятельности фирмы является упрочнение ее позиций на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Обратной стороной максимизации прибыли, и одной из целей является минимизация убытков. Следует отметить, что ориентируясь на высокий положительный результат, в краткосрочном плане фирма может нести убытки, связанные с рисками, которые являются неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. 3
1.2 Цели предпринимательской
Условно, национальные экономики можно разделить на открытые и закрытые. Закрытая экономика (в чистом виде) - экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвует в международном движении факторов производства, стоит вне международных финансовых отношений.4 Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осуществляются внутри страны, расчеты совершаются национальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэкономические связи страны либо отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко выраженный ограничительный характер. Можно сказать, что закрытая экономика - экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от мировых экономических тенденций. Подобную экономику еще называют автаркия. Автаркия - это экономическое обособление одной страны от других стран, создание самоудовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде она существовала в условиях натурального хозяйства. В настоящее время примером стран с закрытой экономикой являются Куба и Северная Корея. Подавляющее число стран мира это страны с открытой экономикой. Открытая экономика - экономика, в которой все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование происходит через валютные резервы и нормативы. Открытая экономика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют и импортируют факторы производства (труд, капитал, технологии).5
Однако это деление условно: в мире нет полностью открытых экономик, поэтому нередко говорят о более открытых и менее открытых экономиках. Так, российская экономика более открытая, чем китайская, если судить по уровню тарифных ставок на импортные товары, доле этих товаров на внутреннем рынке, и другим показателям. Но для простоты изложения в данном вопросе мы будем придерживаться именно этой классификации национальных экономик.
Вкратце рассмотрев
эти два типа экономики, стоит
отметить, что способы функционирования
предприятий в условиях
Международное предпринимательство - свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности на мировом рынке, которое осуществляется субъектами внешнеэкономических отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в целом в товарах, работах, услугах и получения прибыли. Международное предпринимательство в первую очередь связано с эффективным использованием всех факторов производства в целях экономического роста предприятия.
Выход на внешний рынок чаще всего связывается с ростом предпринимательской фирмы и является одной из самых многообещающих стратегий ее дальнейшего развития. Вместе с тем это еще одна возможность для инициализации нового дела, требующая особого «глобального мышления». Соответственно существуют два пути интернационализации предпринимательских структур: «интернационализация с создания» (international-at-founding) и «интернационализация как стадия» (international-by-stage).
Международное предпринимательство как явление отражает всю совокупность внешнеэкономических отношений, связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаром, выполнением работ или оказанием услуг и получением желаемого результата в виде прибыли. Международное предпринимательство объективно отражает всю систему отношений, возникающих на мировом рынке у предпринимателей друг с другом, с потребителями, с поставщиками, с банками и другими субъектами мирового рынка, с наемными работниками, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти. При этом международное предпринимательство отражает товарный характер таких отношений, которые реализуются на основе действия экономических законов мирового рынка (спроса, предложения, конкуренции), а также всех инструментов товарного производства и обращения.
В современной мировой экономике
международное
1.3 Основные характеристики экономической глобализации
Последние 30 лет в мировой экономике происходило бурное развитие интеграционных процессов, которые достигли наивысшей степени своего развития. Таким образом, в современном мире страны, в процессе своего развития обязаны учитывать приоритеты и нормы поведения других участников мирохозяйственных отношений. Данное явление в современной экономике принято называть глобализацией. Термин глобализация ввел американский социолог Р. Робертсон, который в 1985 году дал толкование понятия “глобализация”, а в 1992 году изложил основы своей концепции в книге. Этот процесс некоторые ученые считают одним из этапов развития капитализма. Глобализация является естественным процессом усиления мирохозяйственных связей, ему предшествовали процессы интернационализации и интеграции мирового хозяйства.
Информация о работе Предпринимательство в условиях глобализации хозяйственной жизни