Правовая основа функционирования Федерального (регионального, местного) бюджета, ее значение и пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

Содержание

Введение. 3

1. Составление, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней. 3

1.1 Стадия составления проекта бюджета. 3

1.2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета. 3

1.3. Стадия исполнения бюджетов. 3

2. Правовая основа функционирования местных бюджетов. 3

Заключение. 3

Список литературы: 3

Работа содержит 1 файл

Кузьминых Полина Сергеевна.docx

— 37.66 Кб (Скачать)

     Действующие на территории РФ федеральный, региональный (субъектов Р) и местные бюджеты  представляют в своей совокупности определенную систему, а именно бюджетную  систему.  

     Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное  устройство, устанавливают виды бюджетов действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

     Следовательно, бюджетное устройство – это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.

     Бюджетное устройство страны определяется ее государственным  устройством. Для бюджетной системы  федеративного государства характерны три уровня – федеральный, бюджеты  субъектов (государственные бюджеты) и местные (муниципальные) бюджеты. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих  органов государственной власти или местного самоуправления.

     Построение  и развитие современной бюджетной  системы в РФ обеспечивалось принятием  ряда законодательных актов, предусматривающих  правовые основы ее построения на принципах  демократизации и усиления территориальных  подходов. Основными документами, регламентирующими  функционирование всей бюджетной системы  страны, являются: Конституция РФ, Бюджетный  кодекс РФ от 31.07.98 г. № 145-Ф3, Налоговый кодекс РФ (часть первая от 31.07.98 г. № 146-Ф3 и вторая от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ), закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 г. № 1734-1 (утратил силу), Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1 (утратил силу), принимаемый ежегодно Федеральный закон «О Федеральном бюджете на ... год», а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

     Важное  значение для развития бюджетов субъектов  Федерации имел ФЗ № 4607 «Об основах  бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, органов  местного самоуправления», принятый в 1993 году. Этот закон определял права  субъектов Федерации, а также  местных территориальных образований  в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие  бюджеты и расходование средств  этих бюджетов, взаимоотношения указанных  органов власти в бюджетном процессе. Закон также установил общие  принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования  внебюджетных фондов в целях финансового  обеспечения социально-экономического развития национально-государственных  и административно-территориальных  образований.

     Важным  этапом в реорганизации бюджетной  системы страны стал принятый в 1991 году Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР».

     В 1998 году был принят, а с 2000 г. вступил  в силу Бюджетный кодекс РФ, который  расширил бюджетную систему, включив  в нее бюджеты государственных  внебюджетных фондов.

     Бюджетный кодекс – это свод законодательства о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

     Необходимость его принятия в РФ была обусловлена:

  1. устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ;
  2. отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением;
  3. изменением принципов организации межбюджетных отношений;
  4. необходимостью установления ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.

   Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных  правоотношений определена БК РФ ст.7.

   Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения  к ответственности за нарушение  бюджетного законодательства.

   Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

   Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

   Если  международным договором РФ установлены  другие правила, чем предусмотренные  бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. Международные договоры РФ применяются к бюджетным отношениям непосредственно, кроме случаев, когда  из международных договоров следует, что для их применения требуется  принятие внутригосударственных актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1.Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.). -- М., 1993.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. -- М., 1998.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I -- М., 1998.

4. «О бюджетной классификации Российской Федерации»: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ.

5. «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999--2001 годах»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862.

6. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»: Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4807--1.

7. «О финансовых основах местного самоуправления»: Закон Российской Федерации от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ.

8. Финансы и  право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В. А. Мальцев. – М. : Издательский центр «Академия», 2008.

9. Финансовое  право: Учебник /А. А. Тедеев, В. А. Парыгина.  – М. :Изд-во Эксмо, 2004.

10. Финансовое  право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, 4-е изд., перераб. и доп.  – М. :Норма, 2008

11. Финансы: Учебник /Под ред. Б.М. Смитиенко -- М.: Финансы и статистика, 2006. 

Информация о работе Правовая основа функционирования Федерального (регионального, местного) бюджета, ее значение и пути совершенствования