Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 15:58, курсовая работа
Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения. Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм. В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.
Введение. 3
1. Составление, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней. 3
1.1 Стадия составления проекта бюджета. 3
1.2. Порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета. 3
1.3. Стадия исполнения бюджетов. 3
2. Правовая основа функционирования местных бюджетов. 3
Заключение. 3
Список литературы: 3
Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. Порядок составления и ведения кассового плана возложено на финансовый орган или уполномоченный орган исполнительной власти (местной администрации).
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ2 осуществляется Федеральным казначейством, которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения бюджета, кассовому обслуживанию бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета3.
В случае передачи органу Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (муниципального образования) в соответствии с соглашением об осуществлении этих функций особенности кассового обслуживания таких бюджетов устанавливает Федеральное казначейство. Исполнение бюджета производится отдельно по доходам и расходам.
Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются законодательные акты, изданные в 1991--1997 гг.
В Конституции РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.
В Законе «О местном самоуправлении в РСФСР» (от 6 июня 1991 г. №1550-1) вопросам местного самоуправления посвящен отдельный раздел. В нем определен состав финансовых ресурсов местного самоуправления, которые формируются за счет бюджетных и внебюджетных средств, кредитных ресурсов, валютных средств местных органов самоуправления.
В нем зафиксированы важные положения о том, что местные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается.
Впервые в Законе записано, что для определения общего объема финансовых ресурсов, органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс, так же впервые признано право местных органов на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также валютных фондов.
Новые
права даны местным органам власти
в распределении и
В Законе «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» конкретизированы и развиты права местных органов власти в области финансово-бюджетных отношений. В нем регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Он определяет права местных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов. В Законе регламентируется также исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав местных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, а также их право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.
Вопросы, касающиеся местных финансов, отражены в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В этом законе все налоги, входящие в налоговую систему Российской Федерации, разделены на три группы:
Установлена компетенция каждого органа власти, в том числе и местных органов власти, по отношению к соответствующим налогам, т. е. право этих органов вводить на подведомственной территории налоги, устанавливать ставки налогов, предоставлять плательщикам налоговые льготы, контролировать взимание налогов и т.д.
Дальнейшим шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления стал Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ). В Законе зафиксировано:
1) федеральные
органы государственной власти,
органы государственной власти
субъектов Российской
2) минимально
необходимые расходы местных
бюджетов устанавливаются
3) доходная
часть минимальных бюджетов
Закон
устанавливает, что финансовые средства,
необходимые для осуществления
органами местного самоуправления отдельных
государственных полномочий, ежегодно
предусматриваются
Важным этапом в формировании законодательных основ местных финансов стал вышедший 25 сентября 1997 г. Федеральный Закон «О финансовых основах местного самоуправления» (№126-ФЗ). Закон регламентирует порядок формирования и использования финансовых ресурсов местного самоуправления; финансовых взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и финансово-кредитными институтами; разграничения доходов и расходов между бюджетами.
В статье Закона «Местные финансы» впервые определены состав местных финансов и принципы их формирования. Местные финансы включают средства местных бюджетов, местные внебюджетные и валютные фонды, средства, мобилизуемые на финансовом рынке. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности этих финансов, государственной финансовой поддержки, гласности формирования и использования финансовых ресурсов.
Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.
В
нем определяется участие органов
государственной власти в развитии
местных финансов, выражающееся в
регулировании местных
Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и исполнения местных бюджетов как основной финансовой базы муниципальных образований. В разделе, посвященном местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов.
Исходя
из необходимости внесения существенных
изменений в распределение
Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, в которой к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:
Бюджетным кодексом РФ также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов.
Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами.
Большое
значение в бюджетных правоотношениях
имеет наличие прав у территориальных
представительных и исполнительных
органов власти при рассмотрении
разногласий по отдельным показателям
их бюджетов. В соответствии со статьей
20 Закона «Об основах бюджетных
прав...» 1993 г. они имеют право вносить
свои предложения по изменению и
уточнению проектируемых
Не
менее важными в бюджетном
процессе являются гарантии бюджетных
прав территориальных органов
Эти вопросы также зафиксированы в Законе «Об основах бюджетных прав...». В частности, в ст. 25 Закона определено, что если в ходе исполнения бюджета вышестоящий орган власти принимает решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета нижестоящего территориального уровня, то недостающие в связи с этим для сбалансирования минимального бюджета средства компенсируются вышестоящим органом власти, принявшим решение, за счет средств его бюджета.
Такая же ответственность вышестоящего органа власти наступает при нанесении ущерба нижестоящему бюджету от принятия им решения с нарушением своей компетенции.
В
случае непредставления вышестоящим
органам власти исходных данных, необходимых
для составления проекта
Ответственность
за нарушение бюджетного законодательства
установлена в Бюджетном