Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью работы является ознакомление с потребительской кооперацией как с системой потребительских обществ и их союзов, миссиями и задачами потребительских обществ, правовыми и организационными принципами их деятельности, особенностями собственности и источниками ее формирования, а также изучение пайщиков в системе отношений собственности потребительской кооперации.
Введение 3
1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ………………………………………………………...4
2. . Особенности собственности потребительской кооперации……………....17
3. Формирование имущества потребительского общества…………………...23
4. Пайщики в системе отношений собственности потребительской кооперации……………………………………………………………………….31
Заключение 37
Список использованных источников………………………………………………………………39
Седьмой принцип: забота об обществе. Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.
Кооперативы – это организации,
Потребительские общества классифицируются на виды:
а) по территориальному признаку:
- сельское потребительское общество – сельпо;
- городское потребительское общество – горпо;
- районное потребительское общество – райпо;
б)
по социальному или
- рабочий кооператив – рабкооп;
- рыболовецкий кооператив – рыбкооп;
- студенческое потребительское общество – студпо;
- ученическое потребительское общество – учпо.
Потребительские общества
– первичные основы организации
системы потребительской
Союз
Объединение потребительских союзов обеспечивает им более прочное правовое положение в регионе и стране, а их социально-экономическая деятельность становится более организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.
Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.
В
основу организационного построения системы
потребительской кооперации положен
принцип административно-
Первый уровень системы образуют потребительские общества как добровольные объединения граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).
Второй уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (социальных округов).
Третий
уровень системы составляют областные,
краевые, республиканские союзы
потребительских обществ –
Четвертый уровень
системы представлен
Большинство районных союзов (райпотребсоюзов) и их потребительские общества преобразованы в районные потребительские общества – райпо.
Основные
Райпо, как любое
потребительское общество, объединяет
пайщиков, поэтому образует первый
уровень системы
Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских потребсоюзов и Центросоюз РФ.
В Гражданском кодексе РФ указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы управления, иными правовыми актами и учредительными документами.
Потребительские общества и потребительские союзы как юридические лица имеют специфические органы управления и контроля.
В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские общества без кооперативных участков (небольшие) и потребительские общества с кооперативными участками. Их органы управления отличаются.
Потребительские общества без кооперативных участков создаются в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительские общества с кооперативными участками создаются тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.
При чем максимальное
количество пайщиков в потребительском
обществе не ограничено: на одно потребительское
общество может приходиться и
несколько сотен, и несколько
тысяч пайщиков. В потребительской
кооперации преобладают крупные
потребительские общества. В таких
потребительских обществах
Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пунктов, одна улица города ли другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек)1.
Органы управления потребительского общества без кооперативных участков (небольшого потребительского общества) следующие:
- высший орган
управления – общее собрание
пайщиков потребительского
- представительный
орган управления – совет
- контрольный орган
управления – ревизионная
В потребительском обществе с кооперативными участками (крупные потребительские общества) органы управления следующие:
- высший орган
управления – собрание
- представительный
орган управления – совет
- исполнительный
орган – правление
- контрольный орган
управления – ревизионная
В каждом потребительском
союзе создаются следующие
- высший орган управления – общее собрание и президиум совета союза;
- представительный орган управления – правление союза;
- контрольный орган
управления – ревизионная
Управление в
Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание. Оно правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций; основные направления их деятельности; избрание председателя и членов совета; членов ревизионной комиссии; прекращение их полномочий; определение размера взносов пайщика; вступление в союзы и выход из них.
Управление
в каждой организации потребительской
кооперации требует четкого разделения
функций между
Совет – представительный орган управления пайщиков.
В компетенцию совета входят органы организация и проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления и его заместителя, определение полномочий правления, и осуществлять контроль за его действиями. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрание, привлечение пайщиков в органы контроля и стимулирование их действий.
Правление
– орган профессионального
Председатель
и члены правления осуществляют
руководство хозяйственной
Задача
советов и правлений –
Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается из пайщиков на общем собрании потребительского общества или потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, за сохранностью собственности, за соблюдением устава и прав пайщиков.
Взаимоотношения с местными органами самоуправления строятся на основе Постановления Правительства Российской Федерации № 24 от 24.01.1994 г. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».
Согласно этому постановлению основной формой сотрудничества кооперативных организаций с органами местного самоуправления являются ежегодно оформляемые соглашения
Таким
образом, потребительские общества и потребительские
союзы – членская организация. Члены потребительского
общества – пайщики образуют потребительское
общество и составляют социальную основу
потребительские общества. Потребительские
общества являются членами потребительских
союзов, причем коллективными членами,
состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно
утверждать, что пайщики являются социальной
основой и потребительских обществ,
и потребительских союзов, а значит, и
всей системы потребительской кооперации.
Законом устанавливается, что система
потребительской кооперации состоит из
организаций двух видов: потребительских
обществ и союзов потребительских обществ.