Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью работы является ознакомление с потребительской кооперацией как с системой потребительских обществ и их союзов, миссиями и задачами потребительских обществ, правовыми и организационными принципами их деятельности, особенностями собственности и источниками ее формирования, а также изучение пайщиков в системе отношений собственности потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3

1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ………………………………………………………...4

2. . Особенности собственности потребительской кооперации……………....17

3. Формирование имущества потребительского общества…………………...23

4. Пайщики в системе отношений собственности потребительской кооперации……………………………………………………………………….31

Заключение 37

Список использованных источников………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

       Седьмой принцип: забота об  обществе. Этот принцип был впервые принят Конгрессом МКА в 1995 г. Он сформулирован так: уделяя основное внимание нуждам и потребностям членов кооперативных организаций, пайщики обязаны также заботиться и о постоянном развитии кооператива в целом.

       Кооперативы – это организации,  существующие в первую очередь  для того, чтобы приносить пользу  своим членам. Но они тесно  связаны с местным населением  определенного региона, поэтому  ответственны за экономическое,  социальное и культурное развитие данного региона, заботятся о защите окружающей среды. Эти проблемы решаются членами кооперативов на добровольных началах, без каких-либо принуждений.

       Потребительские общества классифицируются на виды:

     а) по территориальному признаку:

           - сельское потребительское  общество – сельпо;

           - городское потребительское  общество – горпо;

           - районное потребительское  общество – райпо;

     б) по социальному или профессиональному  составу членов:

           - рабочий кооператив  – рабкооп;

           - рыболовецкий кооператив – рыбкооп;

           - студенческое потребительское  общество – студпо;

           - ученическое потребительское  общество – учпо.

           Потребительские общества – первичные основы организации  системы потребительской кооперации. Они объединяют пайщиков и создают  союзы. Если не будут образованы потребительские  общества, то не будет и их союзов, значит, не будет системы потребительской  кооперации.

           Союз потребительских  обществ – это добровольное объединение  потребительских обществ разного  уровня: районного, областного, краевого, республиканского, центрального.

     Объединение потребительских союзов обеспечивает им более прочное правовое положение  в регионе и стране, а их социально-экономическая  деятельность  становится более  организованной и защищенной в условиях рыночных отношений.

     Система потребительской кооперации России представляет собой многоуровневую организационную структуру.

     В основу организационного построения системы  потребительской кооперации положен принцип административно-территориального деления страны. Каждая организация и группа организаций находится на определенном вертикальном уровне системы потребительской кооперации.

     Первый  уровень системы образуют потребительские  общества как добровольные объединения  граждан (реже юридических лиц) на территории одного или нескольких населенных пунктов (сельпо, горпо).

     Второй  уровень системы занимают районные (окружные) союзы потребительских обществ – добровольные объединения потребительских обществ на территории районов (социальных округов).

     Третий  уровень системы составляют областные, краевые, республиканские союзы  потребительских обществ – добровольные объединения потребительских  обществ  областей, краев, республик.

           Четвертый уровень  системы представлен Центральным  союзом потребительских обществ  РФ (Центросоюзом РФ), который является добровольным объединением потребительских обществ страны.

           Большинство районных союзов (райпотребсоюзов) и их потребительские  общества преобразованы в районные потребительские общества – райпо.

           Основные преимущества создания райпо в условиях рыночных отношений – это концентрация капитала, а значит, упрочение положения потребительских обществ. Районные потребительские общества – это крупные конкурентоспособные организации рыночной экономики.

           Райпо, как любое  потребительское общество, объединяет пайщиков, поэтому образует первый уровень системы потребительской  кооперации.

           Потребительская кооперация является крупной системой, объединяющей около 3000 потребительских обществ, свыше 200 районных и окружных потребсоюзов, 77 областных, краевых, республиканских  потребсоюзов и Центросоюз РФ.

           В Гражданском кодексе  РФ указано, что юридическое лицо приобретает гражданские права  и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы управления, иными правовыми актами и учредительными документами.

           Потребительские общества и потребительские союзы как  юридические лица имеют специфические  органы управления и контроля.

           В зависимости от количества пайщиков и территориального размещения различают: потребительские  общества без кооперативных участков (небольшие) и   потребительские  общества с кооперативными  участками. Их органы управления отличаются.

              Потребительские общества без кооперативных участков создаются в тех случаях, когда количество пайщиков невелико и можно всех пайщиков привлечь для участия в общем собрании. Потребительские общества с кооперативными  участками создаются тогда, когда пайщиками потребительского общества являются жители нескольких населенных пунктов и количество пайщиков велико.

           При чем максимальное количество пайщиков в потребительском  обществе не ограничено: на одно потребительское  общество может приходиться  и  несколько сотен, и несколько  тысяч пайщиков. В потребительской  кооперации преобладают крупные  потребительские общества. В таких  потребительских обществах созыв  общего собрания пайщиков невозможен. Поэтому в крупных потребительских  обществах для обеспечения участия  всех пайщиков в принятии решений  создаются кооперативные участки, высшим органом управления которых  является собрание пайщиков кооперативного участка.

           Кооперативным участком может быть одно село, один или два населенных пунктов, одна улица города ли другая территориальная структура, объединяющая определенную группу пайщиков (не более 300 человек)1.

           Органы управления потребительского общества без кооперативных  участков (небольшого потребительского общества) следующие:

           - высший орган  управления – общее собрание  пайщиков потребительского общества, которое созывается один раз  в год;

           - представительный  орган управления – совет потребительского  общества; совет потребительского  общества избирается общим собранием  пайщиков и осуществляет управление  в период между общими собраниями  пайщиков.

           - контрольный орган  управления – ревизионная комиссия  общества, которая избирается общим  собранием пайщиков и контролирует  соблюдение устава потребительского  общества, его финансовую и хозяйственную  сторону.

           В потребительском  обществе с кооперативными участками (крупные потребительские общества) органы управления следующие:

           - высший орган  управления – собрание пайщиков  кооперативного участка, которое  созывается не реже 1 раза в  год;

           - представительный  орган управления – совет потребительского  общества;

           - исполнительный  орган – правление потребительского  общества;

           - контрольный орган  управления – ревизионная комиссия  потребительского общества.

           В каждом потребительском  союзе создаются следующие органы управления:

           - высший орган  управления – общее собрание  и президиум совета союза;

           - представительный  орган управления – правление  союза;

           - контрольный орган  управления – ревизионная комиссия  союза.

           Управление в организациях потребительской кооперации осуществляют органы самоуправления (собрания, советы, ревизионные комиссии) и профессионального управления (правления). Таким образом, структура органов управления позволяет качественно, профессионально управлять организациями потребительской кооперации и реализовывать право пайщиков на управление и контроль.

        Высшим органом управления в потребительском обществе является общее собрание. Оно правомочно принимать наиболее важные управленческие решения, включающие образование, реорганизацию, ликвидацию кооперативных организаций; основные направления их деятельности; избрание председателя и членов совета; членов ревизионной комиссии; прекращение их полномочий; определение размера взносов пайщика; вступление в союзы и выход из них.

     Управление  в каждой организации потребительской  кооперации требует четкого разделения функций между правительственными и исполнительными органами управления – советами и правлениями.

     Совет – представительный орган управления пайщиков.

     В компетенцию совета входят органы организация  и проведение общих собраний, назначение и увольнение председателя правления  и его заместителя, определение  полномочий правления, и осуществлять контроль за его действиями. Особое значение имеет работа с пайщиками: привлечение пайщиков к активному  участию в собраниях, к подготовке вопросов, выносимых на собрание, привлечение  пайщиков в органы контроля и стимулирование их действий.

     Правление – орган профессионального управления, который назначается советом  из специалистов (менеджеров, экономистов, юристов, финансистов и др.). Правление должно организовывать работу трудовых коллективов и использование средств так, чтобы обеспечить получение прибыли от разных видов деятельности своего потребительского общества (союзов).

     Председатель  и члены правления осуществляют руководство хозяйственной деятельностью  организации и несут ответственность  за результаты работы.

     Задача  советов и правлений – обеспечить эффективную социально-экономическую  деятельность потребительских обществ  и их союзов, выполнение социальной миссии потребительской кооперации – удовлетворение материальных и  иных потребностей пайщиков.

     Ревизионная комиссия потребительского общества и потребительского союза. Ревизионная комиссия избирается  из пайщиков на общем собрании потребительского общества или  потребительского союза. Она осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, за сохранностью собственности, за соблюдением  устава и прав пайщиков.

     Взаимоотношения с местными органами самоуправления строятся на основе Постановления Правительства  Российской Федерации № 24 от 24.01.1994 г. «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации».

     Согласно  этому постановлению основной формой сотрудничества кооперативных организаций  с органами местного самоуправления являются ежегодно оформляемые соглашения

     Таким образом, потребительские общества и потребительские союзы – членская организация. Члены потребительского общества – пайщики образуют потребительское общество и составляют социальную основу потребительские общества. Потребительские общества являются членами потребительских союзов, причем коллективными членами, состоящими из пайщиков. Поэтому правомерно утверждать, что пайщики являются социальной основой и потребительских обществ,  и потребительских союзов, а значит, и всей системы потребительской кооперации. Законом устанавливается, что система потребительской кооперации состоит из организаций двух видов: потребительских обществ и союзов потребительских обществ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Потребительская кооперация