Потребительская кооперация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 19:00, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы. Целью работы является ознакомление с потребительской кооперацией как с системой потребительских обществ и их союзов, миссиями и задачами потребительских обществ, правовыми и организационными принципами их деятельности, особенностями собственности и источниками ее формирования, а также изучение пайщиков в системе отношений собственности потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3

1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ………………………………………………………...4

2. . Особенности собственности потребительской кооперации……………....17

3. Формирование имущества потребительского общества…………………...23

4. Пайщики в системе отношений собственности потребительской кооперации……………………………………………………………………….31

Заключение 37

Список использованных источников………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Потребительская кооперация – система потребительских обществ и союзов потребительских обществ………………………………………………………...4

2. . Особенности собственности потребительской кооперации……………....17

3. Формирование имущества потребительского общества…………………...23

4. Пайщики в системе отношений собственности потребительской кооперации……………………………………………………………………….31

Заключение 37

Список использованных источников………………………………………………………………39  

 

    Введение 

     Актуальность  темы исследования. Потребительская  кооперация –это совокупность труда и средств для совместной деятельности. Средства являются собственностью кооператива и его пайщиков. Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в т.ч. потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность – это отношения по присвоению материальных благ (имущества). На основе собственности строится внутренняя атмосфера пайщиков.

     Цели  и задачи работы. Целью работы является ознакомление с потребительской кооперацией как с системой потребительских обществ и их союзов, миссиями и задачами потребительских обществ, правовыми и организационными принципами их деятельности, особенностями собственности и источниками ее формирования, а также изучение пайщиков в системе отношений собственности потребительской кооперации.

     В работе использовались материалы Конституции  РФ,  Гражданского кодекса РФ, учебники Тепловой Лидии Евстаховны «Основы  потребительской кооперации» и  «Теория и история потребительской  кооперации».

     Структура работы. Работа состоит из введения, четырех  глав, двух таблиц,  заключения и списка использованных источников, приведенные на  странице 39.  
 
 
 

 

  1. Потребительская кооперация – система потребительских  обществ и союзов потребительских обществ
 

           В законе «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзов) в РФ» дано следующее  определение потребительской кооперации:

           Потребительская кооперация – система потребительских обществ  и их союзов разных уровней, созданных  в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

           Закон устанавливает, что система потребительской  кооперации состоит из двух видов: потребительских  обществ и союзов потребительских  обществ.

           В потребительской  организации могут создаваться  и другие организации, например хозяйственные  товарищества, образовательные учреждения, однако их единственными учредителями являются потребительские общества и потребительские союзы.

           Потребительские общества – добровольное объединение граждан  и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения  его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. 

     В этом определении отражены следующие  черты потребительского общества:

     -потребительское  общество – коллективная организация,  которая объединяет физических  и юридических лиц на основе  добровольного членства;

     - начальный капитал потребительского  общества создается путем объединения  его членами имущественных паевых  взносов, поэтому члены потребительского  общества называются пайщиками;

     - потребительское общество осуществляет совместную торговлю, заготовительную, производственную и иную деятельность;

     -цель  потребительского общества –  удовлетворение материальных и  иных потребностей своих членов.

           Следует подчеркнуть, что потребительские общества создаются  по территориальному признаку и являются местными организациями. Члены каждого  общества знают друг друга, знают  семьи и их социальные нужды. Это  в значительной степени способствует реализации социальной миссии потребительского общества на основе кооперативных ценностей  и принципов.

       XXXI конгресс принял Декларацию «О кооперативной идентичности», в которой были сформулированы современное определение понятия «кооператив», основные кооперативные ценности (взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равенство, справедливость и солидарность), содержание кооперативных принципов.

       Кооперативные принципы являются  основой любого кооператива.  Первый принцип: добровольное  и открытое членство.

       Этот принцип закрепляет положение  о том, что кооперативы –  это добровольные, открытые для  всех людей организации, способные  взять на себя ответственность  за оказание услуг без дискриминации  в области пола, социальной, расовой,  политической и религиозной принадлежности.

       Добровольное и открытое членство  также означает ответственность,  накладываемую членством в кооперативе.  Ответственность членов предусмотрена  Гражданским кодексом РФ, статьей  116.4: «Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива».

       Второй принцип: демократический  контроль со стороны членов  кооператива.

       Кооперативы являются демократическими  организациями контролируемые своими  членами, которые принимают активное  участие в разработке политики  и принятии решений. 

       Члены кооператива пользуются  одинаковым правом голоса (один  член - один голос). Все избранные  представители подотчетны членам  кооператива. Кооперативы принадлежат  своим членам, а избранные руководители  ответственны за свои действия  перед пайщиками во время выборов  и в течение всего периода  действия их мандата.

       Контроль над деятельностью кооператива  со стороны пайщиков является  основным гарантом уверенности  того, что кооператив работает  на их благо. Закон потребительской  кооперации и кооперативные уставы  должны гарантировать права собственности  только пайщикам. К сожалению,  Закон о кооперации в РФ  от 1992 г. этого не предусмотрел, и, как следствие этого, кооперативное имущество в результате его закрепления попало в руки работников, которые на это не имели права, равно как и права голоса и контроля.

       Третий принцип: участие членов  кооператива в экономической  деятельности.

       Он предусматривает финансирование  кооператива его членами в  виде вступительных и паевых  взносов. Кооператоры могут получать  дивиденды на взносы. Большую часть прибыли члены кооператива направляют на следующие цели: развитие своего кооператива, вознаграждение членов кооператива соответственно их экономическому участию в работе кооператива; развитие других видов деятельности. Учитывая, что вступительных и паевых взносов бывает недостаточно для финансирования развития материально-технической базы, различных сфер деятельности кооперативов, то они прибегают к помощи инвесторов и дополнительных вложений пайщиков.          

       Закон РФ предусматривает экономическое  участие, экономическую выгоду  для пайщиков. Под экономическим  участием, выгодой понимается приобретение  товаров преимущественно в магазинах  потребительского общества, поставки  сельхозпродуктов и сырья своему  потребительскому обществу, наем  транспорта у своего потребительского  общества и т.д. Смысл Закона  таков, что пайщик должен стать  постоянным деловым партнеров  потребительского общества, обеспечивая  ему рынок сырья и сбыта,  а, следовательно, доходы.

     Четвертый принцип: автономия и независимость. Кооперативы – это автономные организации взаимопомощи, контролируемые своими членами. Впервые этот принцип  был сформулирован в 1966 г.

       Сам по себе он не определяет  механизма автономного и независимого  от политической ситуации государства  функционирования кооператива. Правительство  определяет те законодательные  рамки, в которых могут функционировать  кооперативы. Политика правительства  в вопросах налогообложения, в  экономической и социальных сферах  может быть полезной или вредной  для кооперативов. Поэтому все  кооперативы должны быть очень  бдительны в развитии открытых  отношений с правительствами  своих стран

       В Российской Федерации отношения,  возникающие при создании и  деятельности потребительских обществ  и их союзов, регулируются Гражданским  кодексом РФ, Законом РФ «О  потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В связи с этим субъекты РФ неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребкооперации, не должны противоречить федеральным законам. Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе.

       Пятый принцип: образование, подготовка  кадров, повышение квалификации, информация.

       Этот принцип сформулирован так:  кооперативы дают образование  и обучают своих членов избранных  представителей, управляющих и работников  с тем, чтобы они смогли внести  эффективный вклад в развитие  своего кооператива. Они информируют  общественность, особенно молодежь  и общественных лидеров, о том,  что представляют собой кооперативы  и какую пользу они приносят.

       В последние годы благодаря  инициативе Центросоюза РФ значительно  улучшилась информированность пайщиков  о состоянии финансово-хозяйственной  деятельности потребительской кооперации, реализации ее социальной миссии. Большую роль в информированности  играет газета для пайщиков  «Российская кооперация». Много  внимания уделяется пропаганде  передового опыта, механизму безубыточной  деятельности, формам и методам  работы с пайщиками.

       Хуже ситуация с образованием. В данном случае не имеется  в виду система профессионального  кооперативного образования: она  – лучшая и мире и выстроена  как многоуровневая подготовка  специалистов в профессиональных  школах, училищах, техникумах (колледжах), университетах, включает и послевузовское обучение в аспирантуре, докторантуре, различные формы повышения квалификации. Но в принципе МКА «Образование, повышение квалификации, информация» под образованием понимается обучение своих членов, избранных представителей, менеджеров и работников основам истории и теории кооперации для того, чтобы они осознанно и эффективно содействовали развитию своего кооператива.

       Шестой принцип: сотрудничество  между кооперативами. Этот принцип рекомендует кооперативам более эффективно обслуживать своих членов и укреплять кооперативное движение, работая на местном, национальном, региональном и международном уровнях. Сама жизнь подтверждает тот факт, что согласованная деятельность кооперативных организаций разных видов и уровней существенно содействует успеху их деятельности, обеспечивает более быстрое развитие.

       В России в современных условиях  потребкооперация не утратила  своих международных связей. ЦС  постоянно выступает за развитие  международной кооперативной торговли, за единство действий кооператоров  и участников других демократических  организаций. Следуя российскому  законодательству, и прежде всего  Закону РФ «О потребительской  кооперации в Российской Федерации», потребительская кооперация развивает  как традиционные, так и новые  формы внешнеэкономических связей.

Информация о работе Потребительская кооперация