Порядок проведения налоговых проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:48, контрольная работа

Описание работы

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в Налоговом кодексе Российской Федерации. К ним относятся: налоговая проверка, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территории, используемых для извлечения дохода (прибыли), и др.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1.Правовое регулирование государственного налогового контроля.Субъекты государственного налогового контроля…………………………………….4
2.Cтадии государственного налогового контроля.Порядок проведения камеральных и выездных проверок…………………………………………8
3. Финансовая,административная,уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Контр.по ГФК 2.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

   Таможенные  органы проводят камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Кроме того проводятся:

  • встречные проверки в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика;
  • повторные выездные проверки, осуществляемые уже после проведенной выездной проверки налогоплательщика.

   Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком (в  течение 3-х месяцев со дня их представления), а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

   На  суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы  налога и пени.

   Выездная  налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года более одной выездной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период. Выездная налоговая проверка, как правило, не может продолжаться более двух месяцев

В исключительных случаях вышестоящий налоговый  орган может увеличить продолжительность  выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.

     При необходимости в ходе выездной проверки могут проводиться:

  • инвентаризация имущества налогоплательщика;
  • осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения (ст. 92 НК РФ);
  • выемка необходимых документов в случае отказа налогоплательщика предоставить запрашиваемые документы, при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены (ст. 93, 94 НК РФ);
  • экспертиза, назначаемая в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле (ст. 95 НК РФ).

   Как правило, выездные проверки направлены в первую очередь на изучение документов налогоплательщика для сопоставления их с данными налоговой отчетности. Требование должностных лиц налогового органа о предоставлении документов может быть направлено не только проверяемым лицам, но и иным, у которых, по сведениям налоговых органов, находятся необходимые для осуществления налогового контроля документы (в рамках встречной проверки).

   Отказ налогоплательщика или иного  обязанного лица от представления запрашиваемых  при проведении налоговой проверки документов или непредставление  их в установленный срок признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную Налоговым кодексом (ст. 126 НК РФ).

   По  результатам выездной налоговой  проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой  проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем (их представителями) (ст. 100 НК РФ). В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

   Налогоплательщик  вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а  также с выводами и предложениями  проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить  в соответствующий налоговый  орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по отдельным положениям с приложением документов, подтверждающих обоснованность своих возражений, или с передачей их налоговому органу в согласованный срок.

   Камеральные проверки давно стали привычными для налогоплательщиков и не вызывают серьезных опасений. Они проводятся по месту нахождения налогового органа в порядке исполнения должностными лицами текущих обязанностей и фактически заключаются в проверке деклараций, представляемых по окончании налогового (отчетного) периода. В процессе их проведения, прежде всего, проверяется сам факт и сроки представления отчетности.

     При несоблюдении установленных законодательством  сроков нарушитель привлекается к ответственности  по статье 119 НК РФ, размер штрафа по которой с 02.09.2010 составил 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Иными словами, штраф за не представленную в срок «нулевую» декларацию или  декларацию с суммой налога к уменьшению (возмещению из бюджета) увеличился со 100 руб. до 1000 руб. При этом штраф за непредставленную в срок декларацию с суммой налога к уплате, начиная с 181-го дня просрочки, снизился с 10 до 5 процентов от начисленной суммы налога. 
Существует ошибочное мнение, что если у налогоплательщика налоговый орган не затребовал документы, значит, камеральная проверка не проводится. Однако это далеко не так.

При камеральной  проверке, в частности, осуществляется: 
- проверка правильности исчисления налоговой базы; 
- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации; 
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов; 
- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству; 
- сравнение показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также данных деклараций по различным видам налогов.

     При выявлении ошибок в налоговой  декларации, либо противоречий или  несоответствий предоставленных данных сведениям, имеющимся у налогового органа или полученным в ходе налогового контроля, налоговый орган может  потребовать у налогоплательщика в течение пяти дней дать необходимые пояснения и внести исправления в проверяемую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе их запросить (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ, то налоговики их требовать не вправе.

     Дополнительные  документы (выписки из регистров  налогового, бухгалтерского учета и  иные документы, которые подтверждают достоверность данных, указанных в налоговой декларации) предоставляются только по желанию налогоплательщика (п. 4 ст. 88 НК РФ). 
Следует отметить, что при проведении камеральной проверки налоговые органы вправе требовать представления дополнительных документов только в строго определенных случаях, описанных в статье 88 НК РФ, а именно:

Таблица 1.

Предоставление  дополнительных документов в налоговые органы

Ситуация, при которой налоговые органы вправе требовать документы Документы, которые вправе требовать налоговые органы
Использование налогоплательщиком налоговых льгот. Документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой  заявлено право на возмещение налога. Документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.
При проведении камеральной налоговой  проверки по налогам, связанным с  использованием природных ресурсов. Документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

     В большинстве случаев камеральные  проверки остаются незамеченными для  объекта контроля, однако в процессе их проведения налоговый орган формирует  мнение о налогоплательщике и  выбирает объект для более серьезной формы налогового контроля – выездной проверки. 
Выездные проверки осуществляются контролирующими органами по заранее утвержденному плану. Такие проверки, как правило, проводятся на территории налогоплательщика и одновременно по нескольким налогам.

     Вероятность проведения выездной налоговой проверки велика для организаций, использующих схемы минимизации или ухода от налогов, а также взаимодействующих с проблемными контрагентами. Информация об использовании подобных схем может быть получена налоговыми органами, как из внешних источников, так и в результате анализа хозяйственной деятельности организации на основании собственных данных (из представленной отчетности, при истребовании документов в процессе проведения камеральных и встречных проверок).

Сделки  классифицируются как сомнительные, а контрагенты проблемные, в частности, в следующих случаях: 
- при отсутствии контактов налогоплательщика с представителями контрагента, информации о фактическом его местонахождении; 
- непредставления контрагентом налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы; 
- отсутствие информации о контрагенте в ЕГРЮЛ.

     Признаками  участия в схемах уклонения от уплаты налогов для налоговых  органов могут быть: 
- налоговая нагрузка организации ниже средней величины по данной отрасли (виду деятельности); 
- доля вычетов по НДС превышает 89% от начисленного НДС за период 12 месяцев; 
- систематическое отражение в отчетности бухгалтерских и налоговых убытков; 
- среднемесячная зарплата работников в среднем ниже среднего уровня по отрасли в субъекте РФ; 
- неоднократное снятие и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения.

     Но  и добросовестные налогоплательщики  также могут попасть на плановые выездные проверки.

При проведении проверок у налогоплательщиков возникает множество вопросов, касающихся правомерности действия должностных лиц налоговых органов и других правовых аспектов налогового контроля.

Рассмотрим  основные принципы, регламентирующие порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок:

Таблица 2.

Принципы, регламентирующие порядок  проведения камеральных  и выездных налоговых  проверок

  Камеральная налоговая проверка Выездная налоговая проверка
Место проведения По местонахождению  налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). На территории налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Основание Налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Специального решения руководителя налогового органа не требуется (п. 1,2 ст.88 НК РФ). Решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Срок  проведения 3 месяца  со дня представления налогоплательщиком  налоговой декларации (расчета) (п. 2 ст. 88 НК РФ). Не более  двух месяцев. Возможно продление срока  до четырех, а в исключительных случаях  – до шести месяцев на основаниях, изложенных в Приказе ФНС от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@ (п. 6 ст. 89 НК РФ). Срок исчисляется  со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).
Предмет проверки Любой налог, декларация по которому представлена не ранее трех месяцев назад, считая от даты начала проверки. Одновременно  по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 89 НК РФ).
Проверяемый период Налоговый (отчетный) период, за который представлена декларация (расчет). Период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения  о проведении проверки. Кроме того, при представлении уточненной налоговой декларации в рамках проверки – период, за который представлена уточненная декларация (п. 4 ст. 89 НК РФ).
 
Продолжение таблицы 2
 
 
 
Приостановление проверки
При выявлении  ошибок в декларации, противоречий и несоответствий между сведениями, содержащимися в документах, налогоплательщику выставляется требование о предоставлении необходимых пояснений или внесения исправлений в пятидневный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).  
 
На  срок не более шести месяцев в  случаях, предусмотренных п. 9 ст. 89 НК РФ, с возможностью дополнительного увеличения на три месяца при необходимости получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ.
Документы, оформляемые по окончанию проверки Акт камеральной налоговой проверки по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется только в случае установления факта совершения нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ) в течение 10 дней после окончания проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ). Если нарушений законодательства не выявленной, то никаких документов по результатам проверки не составляется. Справка о  проведенной проверке. Вручается  налогоплательщику в последний  день проведения проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ). 
Акт выездной налоговой проверки в форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 г. N САЭ-3-06/892@. Составляется в течение двух месяцев после составления справки о проведенной проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ). К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушения законодательства, выявленные в ходе проверки (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Информация о работе Порядок проведения налоговых проверок