Понятие и значение государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля, и его значения, а также показать каким образом осуществляется Государственный финансовый контроль.
Задачами курсовой работы являются:
-Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля
-Определить виды финансового контроля, формы и методы
-Показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Теоритическое значение государственного финансового контроля 5
1.1 Понятие и принципы государственного финансового контроля 5
1.2 Виды государственного финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения государственного финансового контроля 14
2.Государственный финансовый контроль в российской федерации 24
2.1Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ 24
2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ 26
2.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Содержание 2.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

4)обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5)соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6)полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7)операции с основными средствами и нематериальными активами;

8)операции, связанные с инвестициями;

9)расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации  проведения и содержания ревизии  регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе  Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»1 , приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 42н «Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами». Ревизии имеют право проводить Счетная палата Российской Федерации, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные органы министерств и федеральных служб. Ревизии можно классифицировать по нескольким основаниям.

По своему содержанию ревизии бывают документальные и  фактические. Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По объему проверяемой  деятельности ревизии делятся на комплексные и тематические. Комплексные ревизии охватывают все направления финансовой деятельности субъекта, а тематические применяются для проверки какой-либо одной сферы (например, правильное использование фонда заработной платы, расходование целевых средств и т . п . ).

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии.

Сроки проведения ревизии  не могут превышать 45 дней и устанавливаются  руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии  составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем  и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта.

Новым для России методом  финансового контроля является аудит, который за последние десять лет  получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме. Следует также отметить, что обязательный аудит — это независимая финансовая проверка, касающаяся только ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Однако добровольный аудит может охватывать любые направления и сферы деятельности, которые определяются договором с хозяйствующим субъектом. Деление аудита на обязательный и добровольный предполагает его широкое применение. Обязательный аудит — это ежегодная обязательная (в силу требований закона) проверка.

В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в том случае, если:

1) организация имеет  организационно-правовую форму открытого  акционерного общества;

2) организация является  кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источника образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации  или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является  государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного  ведения, если финансовые показатели  его деятельности соответствуют  вышеуказанной норме. Для муниципальных  унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит  в отношении этих организаций  или индивидуальных предпринимателей  предусмотрен федеральным законом  (например, в случае объявления  организации банкротом или ее ликвидации).

При проведении обязательного  аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности  или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

По итогам аудиторской  проверки составляется аудиторское заключение. Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными стандартами аудиторской деятельности. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) эти убытки могут быть взысканы на основании решения суда.

Составление заведомо ложного  аудиторского заключения влечет ответственность  в виде аннулирования квалификационного аттестата аудитора и привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

 

2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации

2.1 Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ

Особое место в системе финансового контроля со стороны представительных органов принадлежит Счетной палате РФ. Счетная палата РФ - это не зависимый от Правительства РФ, постоянно действующий орган финансового контроля, наделенный широкими полномочиями и подотчетный Федеральному Собранию РФ. Его деятельность регулируется Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. [н-п № 3]

В соответствии с п. 5 ст. 101 Конституции РФ «для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату». [н-п № 1]

Счетная палата РФ - юридическое лицо, состоит из Председателя, назначаемого Государственной Думой РФ на шесть лет, заместителей председателя, назначаемых Советом Федерации РФ также на шесть лет, 12 аудиторов, шесть из которых назначает Государственная Дума РФ и шесть Совет Федерации РФ, а также из аппарата Счетной палаты - инспекторов. Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность.

К субъектам, на которых  распространяются контрольные полномочия Счетной палаты, относятся:

1) все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные  фонды;

2) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

3) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, над деятельностью которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. К основным задачам Счетной палаты РФ относятся:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также иных нормативно-правовых  актов органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных  отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Центральном банке  РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управления ею.

В рамках банковской системы  Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка  РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета, а также за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации.

Все органы государственной  власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия, учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные лица обязаны представлять по запросам Счетной палаты РФ информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.

Счетная палата, осуществляя  контрольную деятельность, вправе проводить  ревизии и тематические проверки, которые являются основной формой ее контроля.

Таким образом, Счетная  палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты направлена на проведение ряда мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов.

 

 

2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ

Контроль за финансами  со стороны президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, министра Федеральной налоговой службы РФ, представление Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность Председателя Центрального Банка. В соответствии с Конституцией РФ Президент страны обращается с ежегодным бюджетным посланием к Федеральному Собранию.

Определенные функции  финансового контроля выполняет  Главное контрольное управление Президента РФ, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 8 июня 2004г. Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций: контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. [ н-п № 7]

Главное контрольное  управление наделено правом требовать  от руководителей государственных  органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие - либо санкции к нарушителям финансовой дисциплины. Материалы об этом направляются в соответствующие контрольные или правоохранительные органы для принятия соответствующих мер.

Информация о работе Понятие и значение государственного финансового контроля