Понятие и значение государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля, и его значения, а также показать каким образом осуществляется Государственный финансовый контроль.
Задачами курсовой работы являются:
-Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля
-Определить виды финансового контроля, формы и методы
-Показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
1.Теоритическое значение государственного финансового контроля 5
1.1 Понятие и принципы государственного финансового контроля 5
1.2 Виды государственного финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения государственного финансового контроля 14
2.Государственный финансовый контроль в российской федерации 24
2.1Финансовый контроль со стороны Счетной палаты РФ 24
2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ 26
2.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ 28
Заключение 32
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Содержание 2.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема: Понятие и значение государственного

финансового контроля

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

 

Студент группы:

 

                       Проверила:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск, 2011

 

Содержание:

    Введение           

 1.Теоритическое значение государственного финансового контроля           5

1.1 Понятие и принципы государственного финансового контроля           5

1.2 Виды государственного финансового контроля             9

1.3 Формы и методы проведения  государственного финансового контроля  14

 2.Государственный финансовый контроль в российской федерации             24

2.1Финансовый контроль  со стороны Счетной палаты  РФ                       24

2.2 Финансовый контроль со стороны Президента РФ                   26

2.3 Финансовый контроль со стороны Правительства РФ           28

    Заключение                   32

    Список литературы                  34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Финансовый контроль является контролем законодательных  и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений и организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово- хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово- хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

Финансовый  контроль является стоимостным контролем, поэтому в отличие от других видов  контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает весь процесс движения денежных фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля. Финансовый контроль является составной частью, или специальной отраслью, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля над ходом выполнения этих задач.

Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его  возрастающую роль в условиях формирования рынка как важнейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.

Актуальность  выбранной темы работы обусловлена  тем, что функциональное назначение финансового контроля заключается  в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Цель курсовой работы является рассмотрение понятия государственного финансового контроля, и его значения, а также показать каким образом осуществляется Государственный финансовый контроль.

Задачами курсовой работы являются:

-Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля

-Определить виды финансового контроля, формы и методы

-Показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Объектом исследования являются финансовые отношения. Предметом исследования выступает система финансового контроля, возникающая в процессе  реализации финансовых отношений.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава раскрывает понятие финансовый контроль. Вторая глава посвящена контролю со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретическое значение государственного финансового контроля

1.1 Понятие и принципы государственного финансового контроля

Наличие контрольной  функции финансов объективно обеспечивает не только планомерное социально-экономическое развитие, но и контроль формирования, распределения и использования денежных фондов. Историки полагают, что зарождение финансового контроля восходит к древним цивилизациям Ближнего Востока, когда правители занимались учетом доходов и расходов, сбором налогов, пошлин. Еще в V в. до н.э. в Древней Греции народное собрание контролировало доходы и расходы государства. В Римской республике государственные финансы находились под контролем сената, а государственный бюджет проверялся штатом контролеров под наблюдением казначея. Особое внимание финансовому контролю уделялось в англоязычных странах (Англии и Шотландии), а также во Франции и в Италии. В XII— XVIII вв. в этих странах встречаются упоминания об учетных документах, организации контроля управления государственным имуществом.

Вопросы финансового  контроля исследовались еще до возникновения  науки финансового права. Французский  правовед Ж. Борен (XVI в.), рассматривая в своем сочинении «Шесть книг о государстве» основные источники финансовых доходов государства, указывал и на необходимость постоянного контроля их поступления. Позже в работах Г. Еллинека (Австрия), М. Сперанского (Россия) исследовались принципы и формы контроля средств государственного бюджета. Все вышеперечисленное свидетельствует о значении финансового контроля в экономической и финансовой системе государства. «Социализм есть в первую очередь контроль и учет», — писал В.И.Ленин в первые годы становления советской власти в России.

В настоящее время  финансовый контроль распространяется на все сферы финансовой деятельности и является важным элементом государственного управления. Его роль заключается  в содействии реализации финансовой политики государства, решению социальных задач, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов, а также процесса расширенного воспроизводства. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, на сокращение непроизводительных расходов и потерь. Следует отметить, что финансовый контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов не исключает, а предполагает необходимость осуществления и других видов контроля (например, административного, экологического и др.).

Объектом финансового контроля являются денежные средства, распорядительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов государства. Непосредственным предметом контроля выступают различные финансовые (стоимостные, количественные) показатели, такие как прибыль, доходы, расходы, налоги и сборы, различные отчисления в фонды и др. Финансовым контролем охватываются практически все проводимые финансовые операции (сделки) как с использованием денежных средств, так и без них (бартерные сделки, безвозмездные услуги и т.п.). В то же время финансовый контроль содействует развитию отдельных направлений производного характера, таких как:

-сбалансированность  между потребностью и наличием  финансовых ресурсов;

- полнота и своевременность  выполнения финансовых обязательств перед государством;

- выявление внутренних  резервов производства и снижение  себестоимости; 

- рациональное использование  материальных и денежных средств; 

- правильное ведение  бухгалтерского учета и отчетности  и др. Финансовый контроль связан  с ответственностью субъектов финансово-хозяйственной деятельности за ненадлежащее выполнение законов и других нормативных правовых актов. Эта ответственность выражается как в административных, так и в финансовых мерах воздействия на нарушителей.

Таким образом, финансовый контроль является разновидностью общегосударственного контроля и осуществляется органами государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами в целях проверки законности и целесообразности действий государства и хозяйствующих субъектов в процессе образования, распределения и использования денежных фондов.

Финансовому контролю свойственны  те же принципы, что и финансовой деятельности, поскольку он является ее составной частью. Однако финансовому  контролю присущи и специфические принципы. Они изложены в Римской декларации ИНТОСАИ (Международной организации контрольных органов) 1977 г. Это связано с тем, что в настоящее время формируется единая международная система стандартизации финансового контроля, целью которой является разработка общих принципов и правил деятельности контрольных органов международного характера. А так как в деятельности этих органов участвуют государства и их контрольные органы, то разработанные принципы и правила становятся основными в системе внутригосударственного контроля.

Принципами финансового  контроля являются:

1) принцип независимости.  Данный принцип отражает требования, по которым органы финансового  контроля должны обладать организационной,  функциональной, материальной и  иного характера самостоятельностью, в особенности от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют. Статус контрольных органов должен быть закреплен в законодательстве. Особое значение для независимости контрольных органов имеет их финансовая самостоятельность, а также самостоятельный выбор форм и методов контроля;

2) принцип объективности.  Он подразумевает исключение  предвзятости и предрасположенности,  а также каких-либо особых мотивов  (политических, личных и др.) в  ходе осуществления контрольной  деятельности. Так, уже на стадии планирования контрольных мероприятий и их проведения должны быть исключены какие-либо предубеждения об изначальном наличии негативных аспектов или их полном отсутствии. Результаты и выводы по проверкам должны быть обоснованы и подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими объективную и качественную информацию. Существенной гарантией объективности финансового контроля является неукоснительное соблюдение контрольными органами действующего законодательства;

3) принцип компетентности. Этот принцип представляет собой наличие закрепленных прав и обязанностей контрольных органов. Финансово-контрольные органы должны действовать только в рамках своих полномочий, не превышать и не занижать их. Персонал органов должен обладать компетентностью в тех сферах, которые подлежат проверке. Знание законодательства, способность анализировать деятельность, безошибочно определять правильность ведения учета и отчетности, разбираться в сложных финансовых операциях и т. п. обеспечат эффективность и качество проводимых контрольных мероприятий. Компетентность тесно взаимосвязана с добросовестностью персонала органов финансового контроля, в противном случае даже идеально организованный контроль не принесет должных результатов;

4) принцип системности. Он предполагает наличие именно системы органов финансового контроля. При этом система как таковая не означает создание некой единой структуры, а допускает определенные самостоятельные звенья. Во взаимодействии с этими звеньями основные контрольные органы и формируют единую систему финансового контроля в государстве;

5) принцип гласности.  Результаты финансового контроля  должны быть общедоступны. Представление  отчетов о работе контрольных  органов в вышестоящие органы  и публикация результатов проверок  в открытой печати позволяют информировать общество о реальном положении дел в государстве. В то же время не все результаты финансовых проверок могут быть немедленно опубликованы, если предстоит дальнейшее разбирательство, выявление причин нарушений и наказание виновных. В практике финансового контроля наряду с вышеперечисленными сложились и другие принципы, такие как сбалансированность, экономическая эффективность, оптимизация. Но все принципы подчинены одной цели — обеспечению законности финансово-хозяйственной деятельности.

 

1.2 Виды государственного финансового контроля

Финансовый контроль можно классифицировать по различным  основаниям: в зависимости от осуществляющих его субъектов, по времени проведения, по сферам финансовой деятельности.

В зависимости от осуществляющих его субъектов различают следующие виды финансового контроля:

- государственный;

- муниципальный; 

- внутрихозяйственный  (внутрифирменный);

- независимый. 

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти, в том числе специально созданными органами. Он охватывает такие направления деятельности, как исполнение федерального бюджета, предоставление и использование бюджетных кредитов, государственных запасов и резервов, погашение государственного долга, предоставление налоговых льгот и др. В последнее время возросло значение парламентского контроля — контроля со стороны законодательных (представительных) органов, которым предоставляется право получать необходимую информацию от органов, исполняющих бюджет, и выносить оценку их деятельности, а также создавать собственные контрольные органы. Наиболее мощная система контрольных органов создана исполнительной властью (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.). В систему государственного финансового контроля входит и Центральный банк Российской Федерации, который контролирует всю банковскую деятельность и осуществляет контроль денежного обращения. Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Понятие и значение государственного финансового контроля