Политика доходов в условиях инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Политика доходов, направленная на улучшение финансирование работников государственного сектора, повышение собираемости налогов с наиболее обеспеченных слоев населения, а также повышение деловой активности в частном секторе должны привести к постепенному снижению степени дифференциации населения по уровню доходов. Это приведет к формированию устойчивого массового спроса на товары конечного потребления, началу формирования прообраза среднего класса в России.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования 4
1.1. Общая характеристика государственных доходов 4
1.2. Система государственных доходов 7
1.2. Состав доходов государственного бюджета 10
II. Политика доходов в условиях инфляции 15
2.1. Перераспределение национального дохода 15
2.2. Политика замораживания цен и заработной платы 16
2.3. Политика сдерживания роста цен и заработной платы 17
2.4. Политика индексации фиксированных доходов 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.17 Кб (Скачать)

 

2.3. Политика сдерживания роста  цен и заработной платы

 

После августовского кризиса 1998 г. сложился ряд объективных предпосылок  для начала общеэкономического подъема. Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной  политики и сдерживанию роста  цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий девальвация  рубля не привела к раскручиванию  инфляционной спирали. В этих условиях отставание роста внутренних цен  от масштабов девальвации повысило конкурентоспособность российской продукции как на внешнем, так  и на внутреннем рынке, что способствовало улучшению платежного баланса и  дало мощный импульс к подъему  отечественного производства и оживлению  деловой активности во всех сферах экономики.

 

2.4. Политика индексации фиксированных  доходов

 

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами.

 

Социальные трансферты – это  система мер денежной или натуральной  помощи малоимущим, не связанной с  их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в  прошлом. Целью социальных трансфертов  является гуманизация отношений  в обществе, предотвращение роста  преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.

 

Механизм социальных трансфертов  включает изъятие в форме налогов  части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся и  инвалидам, а также пособий по безработице.

 

Наиболее эффективным средством  государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (ставки оплаты труда за 1 час  работы).

 

Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и  профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также  оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости  от уровня квалификации. В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

 

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

 

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве  стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном  уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

 

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного  населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда  как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания  уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

 

В России индексация денежных доходов  распространяется на заработную плату  работников бюджетной сферы, а также  на пенсии, стипендии и пособия. Для  всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

 

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка  беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных  пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

 

Для отнесения определенных категорий  населения к числу имеющих  право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с  помощью прожиточного минимума. Последний  выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные  духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и  услуг, выраженных в стоимостной  форме и предназначенных для  удовлетворения потребностей, которые  общество признает необходимыми для  сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический  минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в  течение относительно короткого  периода (без приобретения одежды, обуви  и других непродовольственных товаров).

 

В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев  которых – уровень дохода, размеры  личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

 

Основным инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

 

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом  специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

 

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия  жизни, поддерживающие работоспособность  и здоровье людей.

 

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для  обеспечения нормальной жизнедеятельности  человека. В России МПБ составлен  на основе более 200 видов товаров  и услуг, в том числе 80 продуктов  питания. Затраты на непродовольственные  товары в МПБ включают расходы  на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

 

Всероссийский центр уровня жизни  выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

 

I группа – бедные семьи, душевой  доход в которых ниже или  соответствует стоимостной оценке  бюджета прожиточного минимума;

 

II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной  оценкой минимального потребительского  бюджета;

 

III группа – обеспеченные семьи,  душевой доход в которых выше  стоимостной оценки МПБ и колеблется  вокруг уровня среднедушевого  дохода и соответственно среднего  бюджета.

 

IV группа – состоятельные семьи,  душевой доход в которых находится  в интервале между уровнями  среднего душевого дохода, среднего  бюджета и рационального потребительского  бюджета;

 

V группа – богатые семьи,  уровень дохода в которых выше  рационального бюджета.

 

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать  доходы населения.

 

Таким образом, социальная политика –  это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

 

 

 

Заключение

 

Итак, политику доходов можно представить  в двух вариантах: либо добровольные соглашения между предпринимателями, рабочими (профсоюзами) и правительством о замораживании цен и заработной платы, либо прямой государственный запрет на их повышение. Дискуссии о ее эффективности продолжаются ровно столько, сколько и попытки ее реализации.

 

С одной стороны, такая политика снижает инфляционные ожидания и, отчасти, компенсирует несовершенства рынка (в  первую очередь - негибкость рынка труда).

 

С другой - политика доходов нарушает рыночный механизм перераспределения  ресурсов, а следовательно, вопрос, чему она больше способствует -нейтрализации  несовершенств рынка или, напротив, их еще большему усилению - остается открытым. Кроме того, такая политика порождает мощные стимулы обходить запреты (а тем более - «добровольные  соглашения»), причем сила этих стимулов прямо пропорциональна уровню инфляции, для ограничения которой данная политика предназначена. Поэтому политика доходов предъявляет особенно высокие  требования к качеству госаппарата, ибо в случае низкого его качества (а это и есть наш российский случай) резко возрастающие затраты  на контроль сводят экономическую эффективность  такой политики к нулю.

 

Инфляция - один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

 

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся: снижение реальных доходов населения; обесценение  сбережений населения; потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров; ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения  заинтересованности, в ожидании повышения  цен на продовольствие; ухудшение  условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются  за счет госбюджета).

 

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она  не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения  и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает  тенденция замедления темпов инфляции.

 

В отличие от Запада в России и  других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию  и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового  баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

 

Политика доходов - одно из направлений  адаптационных антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию  цен и доходов.

 

Нормализация денежного обращения  и противодействие инфляции требуют  выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в  жизнь.

 

Список использованной литературы

 

Кодекс Российской Федерации, принятый 12 декабря 1993 г. -М., 1999.

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (в  ред. от 05.08.2000, с изм. от 27.12.2000 № 150-ФЗ).

Закон РФ «О введении в действие бюджетного кодекса РФ» № 159-ФЗ от 09.07.1999г.

Федеральный закон «О Федеральном  бюджете на 2002 год» Принят Государственной  Думой 14 декабря 2001 года.

Вестник банка России 3 января 2002 года № 1.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие  для ВУЗов. - М., 1997.

Деньги. Кредит. Банки: Учебник для  вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова  и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. —  М., 1999. — 622с.

Камаев В.Д. Экономика и бизнес.- М., 1999.

Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М., 1998.

Ю.Овсиенко В.В. и др. принципы политики доходов и равновесие в экономической  системе . // Проблемы прогнозирования. 1999, №3.

Ржаницина Л.С. Политика с человеческим лицом. // Политика доходов и социальная защита населения. - М., 1999.

Управление политики доходов и  уровня жизни населения. - М., 1998.

Финансы. В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовен.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 400 с.: ил.

Информация о работе Политика доходов в условиях инфляции