Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:50, реферат
Политика доходов, направленная на улучшение финансирование работников государственного сектора, повышение собираемости налогов с наиболее обеспеченных слоев населения, а также повышение деловой активности в частном секторе должны привести к постепенному снижению степени дифференциации населения по уровню доходов. Это приведет к формированию устойчивого массового спроса на товары конечного потребления, началу формирования прообраза среднего класса в России.
Введение 3
I. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования 4
1.1. Общая характеристика государственных доходов 4
1.2. Система государственных доходов 7
1.2. Состав доходов государственного бюджета 10
II. Политика доходов в условиях инфляции 15
2.1. Перераспределение национального дохода 15
2.2. Политика замораживания цен и заработной платы 16
2.3. Политика сдерживания роста цен и заработной платы 17
2.4. Политика индексации фиксированных доходов 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24
2.3. Политика сдерживания роста цен и заработной платы
После августовского кризиса 1998 г.
сложился ряд объективных предпосылок
для начала общеэкономического подъема.
Благодаря проведению осторожной денежно-кредитной
политики и сдерживанию роста
цен и тарифов на продукцию (услуги)
естественных монополий девальвация
рубля не привела к раскручиванию
инфляционной спирали. В этих условиях
отставание роста внутренних цен
от масштабов девальвации повысило
конкурентоспособность
2.4. Политика индексации
Государственная политика доходов
заключается в
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице.
Наиболее эффективным
Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации. В России с 1991 года также действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя система
В большинстве промышленно
В России индексация денежных доходов
распространяется на заработную плату
работников бюджетной сферы, а также
на пенсии, стипендии и пособия. Для
всех остальных категорий занятого
населения государство
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий
населения к числу имеющих
право на получение социальной помощи,
используются показатели, определяющие
уровень (порог) бедности. Сама бедность
в социальной практике измеряется с
помощью прожиточного минимума. Последний
выражается в двух видах: социальный
и физиологический минимум. Социальный
минимум помимо минимальных норм
удовлетворения физических потребностей,
включает затраты на минимальные
духовные и социальные запросы. Он представляет
собой совокупность товаров и
услуг, выраженных в стоимостной
форме и предназначенных для
удовлетворения потребностей, которые
общество признает необходимыми для
сохранения приемлемого уровня жизни
(при этом предполагается, что бедные
имеют более или менее
В зависимости от соответствия доходов прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.
Основным инструментом оценки, прогнозирования
и регулирования величины, структуры
и динамики уровня жизни являются
потребительские бюджеты
Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.
Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.
Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:
I группа – бедные семьи,
II группа – малообеспеченные
семьи, душевой доход в
III группа – обеспеченные семьи,
душевой доход в которых выше
стоимостной оценки МПБ и
IV группа – состоятельные семьи,
душевой доход в которых
V группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.
Таким образом, социальная политика –
это политика государства, направленная
на смягчение неравенства в
Заключение
Итак, политику доходов можно представить
в двух вариантах: либо добровольные
соглашения между предпринимателями,
рабочими (профсоюзами) и правительством
о замораживании цен и
С одной стороны, такая политика снижает инфляционные ожидания и, отчасти, компенсирует несовершенства рынка (в первую очередь - негибкость рынка труда).
С другой - политика доходов нарушает рыночный механизм перераспределения ресурсов, а следовательно, вопрос, чему она больше способствует -нейтрализации несовершенств рынка или, напротив, их еще большему усилению - остается открытым. Кроме того, такая политика порождает мощные стимулы обходить запреты (а тем более - «добровольные соглашения»), причем сила этих стимулов прямо пропорциональна уровню инфляции, для ограничения которой данная политика предназначена. Поэтому политика доходов предъявляет особенно высокие требования к качеству госаппарата, ибо в случае низкого его качества (а это и есть наш российский случай) резко возрастающие затраты на контроль сводят экономическую эффективность такой политики к нулю.
Инфляция - один из самых болезненных
и опасных процессов, негативно
воздействующих на финансы, денежную и
экономическую систему в целом.
Инфляция означает не только снижение
покупательной способности
К негативным последствиям инфляционных
процессов относятся: снижение реальных
доходов населения; обесценение
сбережений населения; потеря у производителей
заинтересованности в создании качественных
товаров; ограничение продажи
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).
Политика доходов - одно из направлений
адаптационных антиинфляционных мероприятий.
Среди них - стабилизация и стимулирование
производства, совершенствование налоговой
системы, создание рыночной инфраструктуры,
повышение ответственности
Нормализация денежного
Список использованной литературы
Кодекс Российской Федерации, принятый 12 декабря 1993 г. -М., 1999.
Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ (в ред. от 05.08.2000, с изм. от 27.12.2000 № 150-ФЗ).
Закон РФ «О введении в действие бюджетного кодекса РФ» № 159-ФЗ от 09.07.1999г.
Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 2002 год» Принят Государственной Думой 14 декабря 2001 года.
Вестник банка России 3 января 2002 года № 1.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России. Учебное пособие для ВУЗов. - М., 1997.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М., 1999. — 622с.
Камаев В.Д. Экономика и бизнес.- М., 1999.
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику.- М., 1998.
Ю.Овсиенко В.В. и др. принципы политики доходов и равновесие в экономической системе . // Проблемы прогнозирования. 1999, №3.
Ржаницина Л.С. Политика с человеческим лицом. // Политика доходов и социальная защита населения. - М., 1999.
Управление политики доходов и уровня жизни населения. - М., 1998.
Финансы. В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовен.- М.: Финансы и статистика, 1993.- 400 с.: ил.