Политика доходов в условиях инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Политика доходов, направленная на улучшение финансирование работников государственного сектора, повышение собираемости налогов с наиболее обеспеченных слоев населения, а также повышение деловой активности в частном секторе должны привести к постепенному снижению степени дифференциации населения по уровню доходов. Это приведет к формированию устойчивого массового спроса на товары конечного потребления, началу формирования прообраза среднего класса в России.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования 4
1.1. Общая характеристика государственных доходов 4
1.2. Система государственных доходов 7
1.2. Состав доходов государственного бюджета 10
II. Политика доходов в условиях инфляции 15
2.1. Перераспределение национального дохода 15
2.2. Политика замораживания цен и заработной платы 16
2.3. Политика сдерживания роста цен и заработной платы 17
2.4. Политика индексации фиксированных доходов 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.17 Кб (Скачать)


Политика доходов в условиях инфляции

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение        3

 

I. Понятие и система государственных  доходов, основы их                         правового регулирования        4

 

1.1. Общая характеристика государственных  доходов        4

 

1.2. Система государственных доходов        7

 

1.2. Состав доходов государственного  бюджета        10

 

II. Политика доходов в условиях  инфляции        15

 

2.1. Перераспределение национального  дохода        15

 

2.2. Политика замораживания цен  и заработной платы        16

 

2.3. Политика сдерживания роста  цен и заработной платы        17

 

2.4. Политика индексации фиксированных  доходов        17

 

Заключение        22

 

Список использованной литературы        24

 

 

 

Введение

 

Политика доходов, направленная на улучшение финансирование работников государственного сектора, повышение  собираемости налогов с наиболее обеспеченных слоев населения, а  также повышение деловой активности в частном секторе должны привести к постепенному снижению степени  дифференциации населения по уровню доходов. Это приведет к формированию устойчивого массового спроса на товары конечного потребления, началу формирования прообраза среднего класса в России.

 

В последнее время заметно стабилизировалась  система государственных финансов, за счет экономического роста и политики строгой экономии государственных расходов. Впервые мы вышли на бюджет, где превышение доходов бюджета над его расходами составил 1,6 % к валовому внутреннему продукту. Но для смягчения денежной политики этого не достаточно, т.к. по-прежнему остается высоким уровень инфляции 12%.

 

Политика доходов в условиях инфляции является актуальной и играет важную роль, так как снижение инфляции создает благоприятный инвестиционный климат, повышает благосостояние населения  и обеспечивает наиболее благоприятные  условия для поддержания устойчивого  долговременного экономического роста.

 

Целью данной работы - раскрыть важность политики доходов в условиях инфляции, так как проводимые меры по снижению инфляции в первую очередь будут  поддерживать экономический рост и  способствовать созданию условий для  увеличения занятости и доходов  населения. Для достижения поставленной цели, мы должны решить следующие задачи:

 

- раскрыть понятие и дать  общую характеристику государственных  доходов;

 

- рассмотреть состав доходов  государственного бюджета;

 

- определить роль политики доходов  в условиях инфляции.

 

I. Понятие и система государственных  доходов, основы их                         правового регулирования

 

1.1. Общая характеристика государственных  доходов

 

Для осуществления различных функций  государству требуются соответствующие  финансовые ресурсы, поэтому в его  собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство  располагает своими доходами, то есть государственными доходами. Они находятся  в собственности Российской Федерации  и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей). Распоряжаются ими соответствующие  органы государственной власти. Помимо этого собственными доходами располагают  города и районы и входящие в них  административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления — местные Советы и местная  администрация.

 

В процессе формирования своих доходов  государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного  производства, действующего на основе разных форм собственности — государственной, муниципальной, общественной, частной. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

 

По своей структуре государственные  доходы представляют совокупность отдельных  видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

 

Итак, государственные доходы —  это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его  распределения и перераспределения  через различные виды денежных поступлений  в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его  задач по осуществлению социально-экономической  политики, обеспечению обороны и  безопасности страны, а также необходимой  для функционирования государственных  органов.

 

Муниципальные (местные) доходы, также  представляют часть национального  дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей  территории.

 

Государственные доходы зачисляются  в различные государственные  денежные фонды — в бюджеты  разных уровней, внебюджетные целевые  государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды —  местные бюджеты и внебюджетные фонды.

 

Все государственные доходы подразделяются:

 

- централизованные;

 

- децентрализованные.

 

К централизованным доходам относят  доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда. Фонда  социального страхования, Государственного фонда занятости населения, федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

 

К децентрализованным доходам относятся  доходы юридических лиц, имущество  которых находится в федеральной  собственности или в собственности  субъектов Российской Федерации. В  первую очередь, речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях. Итак, понятие «государственные доходы» более объемное, чем понятие «доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации», хотя последние и составляют основную часть государственных доходов.

 

Доходы местных бюджетов и иные доходы органов местного самоуправления не входят в понятие «государственные доходы», так как органы местного

 

самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в  систему органов государственной  власти.

 

Главным источником формирования государственных  доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления  чрезвычайных обстоятельств (война, крупное  стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника государственных доходов  может выступать ранее накопленное  национальное богатство; аккумуляция  государственных доходов в этом случае осуществляется через использование  переходящих остатков бюджетных  средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную  приватизацию государственного имущества  и т.п.

 

Все источники государственных  доходов можно разделить на две  группы - внутренние и внешние.

 

К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.

 

К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях - и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в  форме государственных займов или  в виде платежей.

 

Состав государственных доходов  в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство  аккумулирует необходимые ему денежные средства. В условиях рыночной экономики  основными методами мобилизации  государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы  и эмиссии. Соотношение между  этими методами неодинаково в  разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих  социальных противоречий и т.д.

 

 

1.2. Система государственных доходов

 

Совокупность всех видов государственных  доходов, формируемых разными методами, их взаимоувязанное применение составляет систему государственных доходов. Система государственных доходов  призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать  рост производства и повышение его  эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать  ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система  государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования -предприятий (объединений, организаций).

 

Центральное место в системе  государственных доходов занимают налоги. Они являются универсальной  и вместе с тем исходной категорией, выражающей основные свойства финансов, функционирующих в развитой экономической  системе рыночного типа. Именно в  условиях функционирования рыночной экономики  налоговая форма становится преобладающей  в общей системе финансовых взаимосвязей.

 

Налоги являются главным инструментом перераспределения национального  дохода и обеспечивают мобилизацию  преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в  законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

 

Налоги имеют фискальное, экономическое  и социальное значение. Обеспечивая  органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут  положительно влиять на развитие общественного  производства, совершенствование его  отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И наконец, с помощью налогов  решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения  лица, - находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической  политики и т.п.

 

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные  займы. Они используются не только для  покрытия бюджетного дефицита, но и  для обеспечения различных капитальных  затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается  финансовая напряженность разных звеньев  финансовой системы. Как правило, рост финансовой напряженности связан с  высоким уровнем военных расходов, крупными платежами по ранее взятым государственным займам, увеличением государственных расходов, обусловленных растущими социальными программами и необходимостью государственного вмешательства в экономику. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

 

Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов:

 

- федеральном, республиканских  и местных бюджетах;

 

- при формировании внебюджетных  фондов;

 

- в составе привлеченных средств  государственных предприятий. В  последние годы особенно возросла  доля займов в источниках бюджетных  поступлений. Они широко применяются  для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном  и республиканском уровнях, но  и на местном уровне. Вместе  с тем функционирование финансового  рынка позволяет использовать  займы и для покрытия расходов  государственных предприятий, финансирование  капитальных вложений, направляемых  на модернизацию предприятий,  обновление и расширение их  материально-технической базы может  осуществляться теперь за счет  привлечения дополнительных финансовых  ресурсов путем реализации облигаций  займов.

 

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги.

 

Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и  выплатой процентов по ним, обусловливают  необходимость повышения налогов. Последнее может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих  налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов  на займы. Например, рост налогов неизбежно  наталкивается на сопротивление  налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска  все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий  на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

 

Третьим методом мобилизации государственных  доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает  лишь в том случае, если налоговые  и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных  расходов, а на финансовом рынке  складывается ситуация, неблагоприятная  для выпуска новых займов. И бумажно-денежная, и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов; ведь владельцы облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

Информация о работе Политика доходов в условиях инфляции