Политика доходов в условиях инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Политика доходов, направленная на улучшение финансирование работников государственного сектора, повышение собираемости налогов с наиболее обеспеченных слоев населения, а также повышение деловой активности в частном секторе должны привести к постепенному снижению степени дифференциации населения по уровню доходов. Это приведет к формированию устойчивого массового спроса на товары конечного потребления, началу формирования прообраза среднего класса в России.

Содержание

Введение 3
I. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования 4
1.1. Общая характеристика государственных доходов 4
1.2. Система государственных доходов 7
1.2. Состав доходов государственного бюджета 10
II. Политика доходов в условиях инфляции 15
2.1. Перераспределение национального дохода 15
2.2. Политика замораживания цен и заработной платы 16
2.3. Политика сдерживания роста цен и заработной платы 17
2.4. Политика индексации фиксированных доходов 17
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 38.17 Кб (Скачать)

 

Охарактеризованные выше методы мобилизации  государственных доходов позволяют  формировать бюджетные фонды  на разных уровнях государственного управления. Внебюджетные фонды создаются  посредством налогов и неналоговых  платежей; эмиссия здесь не применяется. В ходе образования децентрализованных денежных фондов широко используются другие методы: отчисления, различного рода взносы, добровольные поступления  и т.д. Особенно

 

широко эти методы применяются  на государственных предприятиях и  низовом уровне формирования внебюджетных фондов.

 

В последнее время в связи  с переходом на рыночные основы хозяйствования и начавшейся приватизацией несколько  увеличились поступления от неналоговых  источников. Сюда прежде всего относятся  доходы от эксплуатации государственной  собственности (дивиденды) и от продажи (сдачи в аренду) имущества, созданного за счет бюджетных инвестиций. Они  могут полностью или, частично включаться в доход бюджета или направляться на нужды развития соответствующего предприятия.

 

1.2. Состав доходов государственного  бюджета

 

В соответствии с законодательством  государственные и местные бюджеты  состоят из доходной и расходной  частей. Все доходы и расходы распределяются (или разграничиваются) между бюджетами.

 

Распределение (разграничение) доходов  и расходов бюджетов — это определение  видов и объемов доходов и  расходов, подлежащих включению в  каждый тип бюджетов.

 

Доходы. Все предусмотренные законодательством  доходы по социально-экономическому признаку подразделяются на несколько групп:

 

а) доходы от предприятий и других организаций разных форм собственности;

 

б) доходы от государственных имуществ и угодий;

 

в) доходы от государственной внешнеэкономической  и другой деятельности;

 

г) поступления от личных доходов  граждан, которые занимают в доходах  бюджета наименьший удельный вес  — около 10 процентов. Такая классификация  имеет значение для характеристики материального содержания бюджета. Каждая из групп доходов представляет совокупность отдельных видов платежей и поступлений. Среди них важнейшая  роль принадлежит налогам, взимаемым  с юридических и физических лиц.

 

Важное значение для характеристики правового статуса субъектов  бюджетного права имеет группировка  доходов бюджетной системы по организационно-правовым признакам.

 

В зависимости от порядка зачисления в бюджет различают:

 

- закрепленные доходы бюджетной  системы;

 

- регулирующие доходы бюджетной  системы.

 

Закрепленные доходы бюджетной  системы — это доходы, которые  в соответствии с законодательством  полностью или в твердо фиксированной  доле (в процентах) на постоянной или  долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий  бюджет.

 

Так, перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, перечисляет  разные виды доходных источников, закрепленных за бюджетами субъектов федерации  и местными бюджетами. Нормативные  акты, регулирующие порядок приватизации государственного и муниципального имущества, также содержат указания о закреплении доходов от этого  процесса за бюджетами разных уровней. Действуют и другие нормативные  акты РФ.

 

В свою очередь законодательство субъектов  РФ закрепляет доходные источники, находящиеся  в их распоряжении, за местными бюджетами, а представительные органы власти местного самоуправления — за нижестоящими местными бюджетами.

 

Доля закрепленных доходов в  бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современных условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом.

 

Регулирующие доходы бюджета —  это доходы, которые передаются в  бюджет в целях сбалансирования  его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год.

 

Нормативы отчислений утверждает ежегодно по бюджетам разных уровней соответственно вышестоящий орган представительной власти. Эти нормативы могут быть едиными для бюджетов определенного  уровня или дифференцированными  в зависимости от объема закрепленных доходов и предстоящие расходов.

 

Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов  бюджета в целях его сбалансирования) применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме  фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее  время она предоставляется в  виде дотации или субвенции.

 

Дотация в бюджетных отношениях — это определенная денежная сумма  выделяемая из вышестоящего бюджета  по решению соответствующего представительного  органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым  направлением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

 

Субвенция в бюджетных отношениях — это денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета в нижестоящие  бюджеты на определенный срок для  конкретных целей, для выравнивания социально-экономического развития субъектов  федерации и административно-территориальных  единиц.

 

Субвенции, как и дотации, предоставляются  на основе решений соответствующих  представительных органов власти, принимаемых  по заявкам получателей субвенций  — органов представительной власти субъектов федерации и административно-территориальных  единиц.

 

Закон подразделяет субвенции на два  вида:

 

а) текущие, к которым относятся  субвенции, направленные на финансирование текущих расходов,

 

б) инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной  деятельности и других затрат, связанных  с расширенным воспроизводством. При этом установлены особые условия  и порядок предоставления тех  и других.

 

Общие условия предоставления и  использования субвенций заключаются  в следующем:

 

- направление субвенции на финансирование  конкретных мероприятий;

 

- осуществление субвенционного  финансирования в форме долевого  участия в расходах соответствующих  бюджетов;

 

- орган, предоставляющий субвенцию,  устанавливает назначение, объем,  получателя, порядок и условия  предоставления субвенции в соответствии  с законодательством РФ;

 

- орган, предоставивший субвенции,  вправе контролировать их использование,  а получатель обязан отчитаться  об их использовании.

 

За нарушение условий предоставления и использования субвенций установлена  ответственность. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему  ее органу в бесспорном порядке в  трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции  принимает орган, предоставивший ее, не позднее трех месяцев после  получения отчетности об использовании  субвенций или по истечении срока  отчетности.

 

При нарушении других условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.

 

В средствах бюджета в зависимости  от права собственности на них  законодательство выделяет собственные  доходы и заемные средства. Эти  понятия применены в бюджетном  законодательстве 1990-х годов.

 

К собственным доходам бюджетов отнесены:

 

- закрепленные в установленном  порядке за бюджетом каждого  уровня источники доходов;

 

- отчисления, получаемые в бюджеты  по регулирующим доходным источникам;

 

- дополнительные источники, устанавливаемые  самостоятельно представительными  органами власти субъектов федерации  и местного самоуправления.

 

Заемные средства в доходной части  бюджета используются: при недостаточности  бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный  бюджет, или в случаях временных  финансовых затруднений в процессе исполнения бюджета.

 

Источниками заемных средств, используемых для пополнения бюджета, могут быть:

 

- получение органами исполнительной  власти процентных или беспроцентных  ссуд из иных бюджетов;

 

- выпуск государственных или  местных займов на инвестиционные  цели;

 

- получение кредита в банке.

 

Долговые обязательства могут  быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

 

 

 

II. Политика доходов в условиях  инфляции

 

Политика доходов в условиях инфляции играет важную роль, так как  она стимулирует экономический  рост и предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платой путем  полного их замораживания или  установления пределов их роста.

 

В результате проведения государственной  политики по улучшению социально-экономического положения в стране произошли  позитивные изменения в макроэкономических тенденциях, которые по итогам девяти месяцев текущего года характеризовались  замедлением темпов инфляции, реальным укреплением рубля, восстановительными процессами в производстве товаров  и услуг, позитивными изменениями  в сфере государственных финансов, прекращением инвестиционного спада, улучшением финансового состояния  предприятий.

 

Относительная стабилизация рубля  и успешная политика сдерживания  инфляции на уровне, значительно уступающем масштабу девальвации, привели к  росту конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, создав тем самым условия для его  возможного расширения.

 

С другой стороны, удорожание импортных  товаров в размерах, значительно  превышающих рост цен производителей промышленной продукции на внутреннем рынке, повысило ценовую конкуренцию, резко ограничило импорт, создав даже в условиях сокращения внутреннего  спроса предпосылки для роста  производства импортозамещающих видов  продукции.

 

2.1. Перераспределение национального  дохода

 

После распределения национального  дохода происходит его перераспределение. Оно осуществляется через механизм ценообразования в сфере обращения, уплату различных видов налогов  в государственный бюджет, социальные расходы государства, взносы граждан  в общественные, религиозные, благотворительные  фонды и организации. Например, через  государственные бюджеты в развитых странах мира перераспределяется от 40 до 55 % национального дохода.

 

На основе перераспределения национального  дохода формируются вторичные или  производные доходы, такие, как пенсии, стипендии, зарплата военнослужащим, работникам правоохранительных органов, помощь многодетным  семьям и т. д.

 

Основным источником вторичных  доходов являются налоги. Существовавшая в бывшем СССР эксплуатация, связанная  с делением национального дохода на необходимый и прибавочный, в  определенной мере ослаблялась в  процессе его перераспределения, поскольку  за счет государственного бюджета гражданам  предоставлялись бесплатно квартиры, медицинские услуги, образование  и т. д.

 

Перераспределение национального  дохода осуществляется по официальным (видимым) и неофициальным (невидимым) каналам. В первом случае это происходит через механизм налогообложения, добровольные взносы в различные фонды, а также  через механизм ценообразования, когда  государство или компании (как  правило, крупные) официально сообщают о том, что цены на определенную группу товаров и услуг будут повышены на столько-то процентов. Такая практика распространена в развитых странах  мира.

 

Во втором случае правительство  и компании об этом официально не сообщают, а осуществляют незначительное, но неоднократное повышение цен. Это  приводит к постепенному снижению жизненного уровня населения. Так поступала  в застойные времена административно-командная  система. Однако наиболее масштабное перераспределение  национального дохода осуществляется в условиях существования теневой  экономики.

 

2.2. Политика замораживания цен  и заработной платы

 

Следующей формой регулирования является так называемая политика доходов, т. е. регулирование цен, прибылей и  зарплаты. Например, заморозив уровень  заработной платы, правительство одновременно запрещает фирмам повышение цен  на их продукцию, тем самым ограничивая  рост прибылей. Возможен вариант, при  котором государство поддерживает определенное соотношение между  ростом цен и заработной платы  в народном хозяйстве.

 

Политика доходов применяется  как антиинфляционная мера. Пределы  ее использования ограничены не только во времени. Она оправдана в экономике, где недоиспользуются ресурсы. Регулируя  цены, прибыли и зарплату, государство  стимулирует более эффективное  использование производственных мощностей  и рабочей силы. Сложнее применять  политику доходов в дефицитной экономике. Ограничение цен в такой ситуации ведет к уменьшению объема производства и развитию спекуляции.

 

Наконец, регулирование зарплаты предполагает поддержание определенной пропорции  между зарплатой и доплатами. Доплаты должны стимулировать эффективный  труд.

Информация о работе Политика доходов в условиях инфляции