Политика доходов и заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:15, контрольная работа

Описание работы

Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.
Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.

Содержание

Введение
1. Доходы населения: определение и классификация………...……………………3
1.1. Классификация доходов населения……………………….……………………3
1.2. Показатели доходов населения…………………………..……….…………….5
1.3.Социальные нормативы…………………………………………………………9
2. Политика доходов и заработной платы: задачи, инструменты, виды …..…....12
2.1. Политика на макро и микроуровнях…………………………………………..12
2.2. Государственное регулирование доходов…………………………………….12
2.3. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы…………..14
2.4. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы…………17
Задачи ……………..…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

Копия Политика доходов и зп.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного  дохода, выявляют различия уровня доходов  по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.

Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает  по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Денежные и совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).

В рамках системы национальных счетов с учетом международных стандартов в настоящее время вводятся новые  макроэкономические показатели. Так, для  анализа уровня жизни все большее  распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.

Валовой располагаемый  доход включает сумму первичных  доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами  в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов.

Скорректированный располагаемый  доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов  в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).

Особенностью измерения  доходов населения является то обстоятельство, что процессы формирования доходов  и их использования не всегда поддаются прямому наблюдению, а некоторые элементы могут быть оценены лишь косвенно («теневая» экономика, занятость в неформальном секторе экономики). 
По данным Росстата

Даты

Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации, не включая единовременную компенсационную выплату), рублей

Средний размер назначенных месячных пенсий в % к  среднему размеру начисленной заработной платы, рублей

Среднемесячная  номинальная начисленная заработная плата одного работника, рублей

2012 год

     

I кв.

   

24 741,00

2011 год

     

I кв.

8 011,00

37,50

21 354,00

II кв.

8 254,00

35,60

23 154,00

III кв.

8 263,00

35,40

23 352,00

IV кв.

8 284,00

30,80

26 905,00

2010 год

     

I кв.

7 125,80

36,60

19 485,00

II кв.

7 579,80

36,40

20 809,00

III кв.

7 596,00

36,10

21 031,00

IV кв.

7 603,50

32,40

23 491,00

2009 год

     

I кв.

4 613,50

26,50

17 441,00

II кв.

5 151,30

28,00

18 419,00

III кв.

5 330,10

28,50

18 673,00

IV кв.

5 669,50

27,40

20 670,00

2008 год

     

I кв.

3 823,10

24,80

15 424,00

II кв.

4 044,00

23,80

16 962,00

III кв.

4 382,60

25,00

17 556,00

IV кв.

4 544,80

24,00

18 966,00


 

 

 

 

 

 

2. Политика доходов и заработной платы задачи, инструменты, виды

2.1 Политика на макро- и микроуровнях

 

В рыночной экономике  политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.

На этом уровне устанавливаются  общие институциональные нормы  для страны, отрасли, групп отраслей, регионов, организационно-правовых форм предприятий. Они закрепляются в  различных нормативных документах, генеральных, отраслевых и территориальных соглашениях. Разграничиваются федеральный, региональный и муниципальный уровни регулирования доходов.

На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы  оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.

2.2 Государственное регулирование доходов

 

Государство с помощью  налоговых, бюджетных, кредитных и  административных мер осуществляет перераспределение доходов в  целях повышения обороноспособности, охраны общественного порядка, развития науки, культуры, образования, обеспечения  эффективной занятости, содержания нетрудоспособной части населения. Реальные возможности государства в перераспределении доходов и финансировании общественного сектора зависят от ряда объективных социально-экономических условий:

• размера внутреннего  валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;

• покупательной способности  национальной валюты;

• демографических тенденций;

• традиционно сложившихся  функций государственного регулирования, административно-территориальной структуры  органов власти и полномочий каждого  уровня власти;

• доли теневой экономики  в ВВП.

В рыночной экономике  государство сочетает меры прямого  и косвенного регулирования доходов  и заработной платы. К мерам прямого  регулирования относятся:

• установление ставок налогообложения  физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;

• единая тарифная сетка  оплаты труда работников бюджетной  сферы;

• утверждение размера, порядка начисления и расчета  пенсий и пособий;

• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

• индексация доходов  и сбережений.

Меры косвенного регулирования  доходов и заработной платы включают:

• эмиссию денег;

• контроль над инфляцией  и валютным курсом;

• налоговые льготы благотворительным  организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

• налоговые льготы малому предпринимательству;

• тарифно-квалификационные справочники рабочих и служащих.

В частном секторе  государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.

Важным условием эффективной  политики доходов и заработной платы  является определение оптимальных  границ государственного и рыночного  регулирования. В рыночной экономике  граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.

Политика доходов и  заработной платы оказывает непосредственное воздействие на мотивации и ценностные ориентации, отношение к труду. Она  играет важную роль в развитии обратных связей государства, общества и индивидов. В России это имеет особое значение, поскольку в условиях продолжающегося снижения жизненного уровня доверие населения к государству во многом утрачено. Восстановление этого доверия — непременное условие выхода из кризиса — будет зависеть от роста доходов населения, соблюдения государством принципа социальной справедливости, защиты интересов и прав человека.

политика доход 

2.3 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы

 

Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.

Взаимодействие государственного и рыночного регулирования создает  условия для развития свободного человека. Институты государственного регулирования доходов и заработной платы должны действовать по принципу: государство существует для людей, а не люди для государства.

Трансформация функций  государства предполагает разграничение  краткосрочных, среднесрочных и  долгосрочных мер.

К краткосрочным мерам  государственного регулирования доходов  и заработной платы относятся: совершенствование  Налогового кодекса, разработка мер  по реализации Закона «О прожиточном  минимуме», правовых основ социального  партнерства, обновление КЗоТа и Единой тарифной сетки, реформирование системы пенсионного обеспечения, разработка федеральных и региональных социальных программ.

Основными приоритетами политики доходов и заработной платы  в текущий период являются обеспечение  социально-политической стабильности и гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, сокращение и ликвидация задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, формирование среднего класса, борьба с бедностью.

Расходы по заработной плате  и социальным выплатам в бюджетах всех уровней включены в число  приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, используются строго по назначению. Осуществляются нормативное закрепление прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти, меры по сокращению дифференциации социальных пособий в регионах.

Актуальной задачей  является реформа социального страхования, предполагающая распределение социальных выплат по целевому и адресному принципу. Обязательства государства устанавливаются в соответствии с его возможностями. Это позволит восстановить доверие граждан к государству.

Формируется двухуровневая  система социальных гарантий. Минимальный  их уровень обеспечивается за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а общий уровень — также за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов. Для того чтобы граждане вкладывали свои средства в развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.п., они должны знать, на какие цели и под какие гарантии отчисляют часть своих доходов, от каких рисков страхуются, какие пенсии или пособия получат при наступлении старости, в случае болезни или потери работы.

Выполнение краткосрочных  программ является предпосылкой для  среднесрочных. В среднесрочных прогнозах и программах развития российской экономики предполагается на основе стабилизации экономики замедление тенденции снижения реальных доходов населения.

В этот период взаимодействие государственного и рыночного регулирования  будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования его нормативной базы. Повысится доля налогов с физических лиц в перераспределении доходов, в формировании доходной части бюджета. Возрастет роль государства в регулировании социальной нагрузки между различными социальными группами населения, произойдет сокращение дифференциации доходов.

На этом этапе усилится воздействие рыночного саморегулирования  доходов и заработной платы. Завершатся реформа системы пенсионного  обеспечения и жилищно-коммунальная реформа. Сократятся дотации государства на содержание жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергию, газ и т.д. Одновременно в целях защиты малообеспеченных слоев населения будет совершенствоваться механизм субсидий, трансфертов, пособий, усилится деятельность благотворительных организаций.

В долгосрочной перспективе  возможно повышение реальных доходов  населения до уровня дореформенного периода. Основой устойчивого развития в этот период станет возрастание  роли реального сектора экономики. Поступление налогов от этого сектора в бюджет увеличится. В структуре доходов населения повысится доля заработной платы, она приблизится к уровню развитых стран.

Более активно будет  сокращаться дифференциация доходов, изменятся внутригосударственные  отношения по вертикали и горизонтали, повысится роль регионов в обеспечении доходов и заработной платы населения, сократится число дотационных регионов.

Однако в политике доходов и заработной платы сохранится определяющая роль государства в  обеспечении минимальных социальных стандартов. Будут осуществляться различные социальные льготы, например предоставляться кредиты на получение образования, возможно развитие потребительского кредита.

 

2.4 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы

 

Механизм осуществления  политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.

Рыночное регулирование  доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.

Государственное регулирование  доходов и заработной платы проводится посредством налогов и трансфертных платежей (социальных трансфертов). Они  составляют основной механизм перераспределения доходов.

Под налогами понимаются нормативные, срочные и обязательные отчисления государству со стороны  граждан как получателей доходов  и собственников имущества. Важнейшим  налогом с физических лиц является подоходный налог.

Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.

Информация о работе Политика доходов и заработной платы