Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:15, контрольная работа
Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.
Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.
Введение
1. Доходы населения: определение и классификация………...……………………3
1.1. Классификация доходов населения……………………….……………………3
1.2. Показатели доходов населения…………………………..……….…………….5
1.3.Социальные нормативы…………………………………………………………9
2. Политика доходов и заработной платы: задачи, инструменты, виды …..…....12
2.1. Политика на макро и микроуровнях…………………………………………..12
2.2. Государственное регулирование доходов…………………………………….12
2.3. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы…………..14
2.4. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы…………17
Задачи ……………..…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………
По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного дохода, выявляют различия уровня доходов по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.
Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.
Денежные и совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).
В рамках системы национальных счетов с учетом международных стандартов в настоящее время вводятся новые макроэкономические показатели. Так, для анализа уровня жизни все большее распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.
Валовой располагаемый
доход включает сумму первичных
доходов, полученных домашними хозяйствами-
Скорректированный располагаемый
доход равен сумме
Особенностью измерения
доходов населения является то обстоятельство,
что процессы формирования доходов
и их использования не всегда поддаются прямому
наблюдению, а некоторые элементы могут
быть оценены лишь косвенно («теневая»
экономика, занятость в неформальном секторе
экономики).
По данным Росстата
Даты |
Средний размер назначенной месячной пенсии (с учетом компенсации, не включая единовременную компенсационную выплату), рублей |
Средний размер назначенных месячных пенсий в % к среднему размеру начисленной заработной платы, рублей |
Среднемесячная
номинальная начисленная |
2012 год |
|||
I кв. |
24 741,00 | ||
2011 год |
|||
I кв. |
8 011,00 |
37,50 |
21 354,00 |
II кв. |
8 254,00 |
35,60 |
23 154,00 |
III кв. |
8 263,00 |
35,40 |
23 352,00 |
IV кв. |
8 284,00 |
30,80 |
26 905,00 |
2010 год |
|||
I кв. |
7 125,80 |
36,60 |
19 485,00 |
II кв. |
7 579,80 |
36,40 |
20 809,00 |
III кв. |
7 596,00 |
36,10 |
21 031,00 |
IV кв. |
7 603,50 |
32,40 |
23 491,00 |
2009 год |
|||
I кв. |
4 613,50 |
26,50 |
17 441,00 |
II кв. |
5 151,30 |
28,00 |
18 419,00 |
III кв. |
5 330,10 |
28,50 |
18 673,00 |
IV кв. |
5 669,50 |
27,40 |
20 670,00 |
2008 год |
|||
I кв. |
3 823,10 |
24,80 |
15 424,00 |
II кв. |
4 044,00 |
23,80 |
16 962,00 |
III кв. |
4 382,60 |
25,00 |
17 556,00 |
IV кв. |
4 544,80 |
24,00 |
18 966,00 |
2. Политика доходов и заработной платы задачи, инструменты, виды
2.1 Политика на макро- и микроуровнях
В рыночной экономике политика доходов и заработной платы осуществляется на макро- и микроуровнях. На макроуровне она проводится государством, органами законодательной и исполнительной власти. Политика доходов и заработной платы представляет собой совокупность установленных государством норм и правил, воздействующих на уровень доходов, инфляцию и цены. Она включает законодательные и нормативные меры, направленные на сокращение разрыва в доходах высокообеспеченной и малообеспеченной групп населения, снижение инфляции, социальную защиту нетрудоспособных и безработных.
На этом уровне устанавливаются
общие институциональные нормы
для страны, отрасли, групп отраслей,
регионов, организационно-правовых форм
предприятий. Они закрепляются в
различных нормативных документ
На микроуровне происходит купля-продажа рабочей силы; субъекты хозяйствования устанавливают системы оплаты труда, социальных выплат и социальных услуг, отчисляют средства на благотворительные цели, оплачивают обучение своих сотрудников по контрактам, формируется предпринимательский доход. На том же уровне заключаются коллективные договоры между администрацией фирмы и профсоюзом.
2.2 Государственное регулирование доходов
Государство с помощью
налоговых, бюджетных, кредитных и
административных мер осуществляет
перераспределение доходов в
целях повышения
• размера внутреннего валового продукта (ВВП), его динамики и структуры;
• покупательной способности национальной валюты;
• демографических тенденций;
• традиционно сложившихся
функций государственного регулирования,
административно-
• доли теневой экономики в ВВП.
В рыночной экономике государство сочетает меры прямого и косвенного регулирования доходов и заработной платы. К мерам прямого регулирования относятся:
• установление ставок налогообложения физических лиц, минимальных социальных стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание и услуги транспорта для населения;
• единая тарифная сетка оплаты труда работников бюджетной сферы;
• утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;
• упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;
• индексация доходов и сбережений.
Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:
• эмиссию денег;
• контроль над инфляцией и валютным курсом;
• налоговые льготы благотворительным организациям, а также фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;
• налоговые льготы малому предпринимательству;
• тарифно-квалификационные
справочники рабочих и
В частном секторе государство косвенно регулирует доходы и заработную плату, поскольку его нормативные акты носят рекомендательный характер.
Важным условием эффективной политики доходов и заработной платы является определение оптимальных границ государственного и рыночного регулирования. В рыночной экономике граждане свободно выбирают источники доходов — от трудовой и предпринимательской деятельности, от собственности на факторы производства. Доходы населения формируют платежеспособный спрос и в то же время зависят от него. Рыночный механизм саморегулирования устанавливает цену факторов производства — труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. Государственное регулирование доходов и заработной платы создает условия для установления взаимосвязи доходов с факторами производства, корректирует рыночный механизм и не подрывает заинтересованности граждан в увеличении личных доходов.
Политика доходов и
заработной платы оказывает
политика доход
2.3 Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы
Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы в переходной экономике обусловлены целями и задачами построения демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
Взаимодействие
Трансформация функций государства предполагает разграничение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер.
К краткосрочным мерам государственного регулирования доходов и заработной платы относятся: совершенствование Налогового кодекса, разработка мер по реализации Закона «О прожиточном минимуме», правовых основ социального партнерства, обновление КЗоТа и Единой тарифной сетки, реформирование системы пенсионного обеспечения, разработка федеральных и региональных социальных программ.
Основными приоритетами политики доходов и заработной платы в текущий период являются обеспечение социально-политической стабильности и гарантий конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем, сокращение и ликвидация задолженностей по заработной плате, пенсиям и пособиям, формирование среднего класса, борьба с бедностью.
Расходы по заработной плате и социальным выплатам в бюджетах всех уровней включены в число приоритетных и защищенных, а средства, выделяемые на эти цели, используются строго по назначению. Осуществляются нормативное закрепление прав, полномочий и обязанностей каждого уровня власти, меры по сокращению дифференциации социальных пособий в регионах.
Актуальной задачей
является реформа социального
Формируется двухуровневая система социальных гарантий. Минимальный их уровень обеспечивается за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, а общий уровень — также за счет средств предприятий и граждан на основе страховых взносов. Для того чтобы граждане вкладывали свои средства в развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства и т.п., они должны знать, на какие цели и под какие гарантии отчисляют часть своих доходов, от каких рисков страхуются, какие пенсии или пособия получат при наступлении старости, в случае болезни или потери работы.
Выполнение краткосрочных программ является предпосылкой для среднесрочных. В среднесрочных прогнозах и программах развития российской экономики предполагается на основе стабилизации экономики замедление тенденции снижения реальных доходов населения.
В этот период взаимодействие государственного и рыночного регулирования будет осуществляться на основе дальнейшего совершенствования его нормативной базы. Повысится доля налогов с физических лиц в перераспределении доходов, в формировании доходной части бюджета. Возрастет роль государства в регулировании социальной нагрузки между различными социальными группами населения, произойдет сокращение дифференциации доходов.
На этом этапе усилится
воздействие рыночного
В долгосрочной перспективе возможно повышение реальных доходов населения до уровня дореформенного периода. Основой устойчивого развития в этот период станет возрастание роли реального сектора экономики. Поступление налогов от этого сектора в бюджет увеличится. В структуре доходов населения повысится доля заработной платы, она приблизится к уровню развитых стран.
Более активно будет
сокращаться дифференциация доходов,
изменятся
Однако в политике
доходов и заработной платы сохранится
определяющая роль государства в
обеспечении минимальных
2.4 Механизм осуществления политики доходов и заработной платы
Механизм осуществления политики доходов и заработной платы многообразен. Он включает взаимодействие государственных и рыночных, административных и правовых, экономических и социальных нормативов.
Рыночное регулирование доходов и заработной платы осуществляется с помощью соотношения спроса и предложения на рабочую силу и другие товары, конкуренции, инфляции.
Государственное регулирование
доходов и заработной платы проводится
посредством налогов и
Под налогами понимаются
нормативные, срочные и обязательные
отчисления государству со стороны
граждан как получателей
Социальный трансферт — это сумма средств, безвозмездно переданных от одних юридических и физических лиц другим. Социальные трансферты предоставляются населению из федеральных, региональных и местных бюджетов, государственных внебюджетных социальных фондов, а также средств общественных организаций. Они включают все виды пенсий, стипендий, пособий, компенсационные выплаты, льготы и благотворительную помощь.