Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 03:15, контрольная работа
Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.
Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.
Введение
1. Доходы населения: определение и классификация………...……………………3
1.1. Классификация доходов населения……………………….……………………3
1.2. Показатели доходов населения…………………………..……….…………….5
1.3.Социальные нормативы…………………………………………………………9
2. Политика доходов и заработной платы: задачи, инструменты, виды …..…....12
2.1. Политика на макро и микроуровнях…………………………………………..12
2.2. Государственное регулирование доходов…………………………………….12
2.3. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы…………..14
2.4. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы…………17
Задачи ……………..…………………………………………………………………20
Список используемой литературы………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре
государственный технический
Инженерно экономический факультет
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Политика доходов и заработной платы»
Вариант 4
Студент гр.
Преподаватель
г.Комсомольск-на-Амуре
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
1. Доходы населения: определение и классификация………...……………………3
1.1. Классификация доходов населения……………………….……………………3
1.2. Показатели доходов населения…………………………..……….……………
1.3.Социальные нормативы………………………………………………………
2. Политика доходов и заработной
платы: задачи, инструменты, виды …..…....12
2.1. Политика на макро и микроуровнях…………………………………………..
2.2. Государственное регулирование доходов…………………………………….12
2.3. Социальные приоритеты политики доходов и заработной платы…………..14
2.4. Механизм осуществления политики доходов и заработной платы…………17
Задачи ……………..…………………………………………
Список используемой
литературы…………………………………………………
Помимо отношений производства, в экономике существуют иные виды отношений, в частности распределительные. Они реализуются в системе доходов населения и других субъектов хозяйства. В самом общем виде категория «доход» трактуется как поток денежных поступлений в единицу времени.
Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.
Доходы поступают населению
в денежной и натуральной формах.
Натуральная форма доходов
Существует достаточно сложная система классификации доходов. Но изначально доходы выступают в виде факторных доходов. Cовременная рыночная экономическая теория оперирует тремя группами факторов производства, которые называются «труд», «капитал», «земля». За каждым фактором производства признается способность создавать одновременно продукцию и доходы:
Виды и источники факторных (первичных) доходов
Источники дохода |
Вид дохода |
Получатель дохода |
Труд |
Заработная плата |
Наемные работники |
Капитал в производительной форме |
Прибыль |
Собственник капитала |
Капитал в денежной форме |
Процент |
Собственник капитала |
Природные ресурсы и другие естественные факторы |
Рента |
Собственник природных факторов и недвижимости |
Такое распределение доходов между владельцами факторов производства называется функциональным (факторным) распределением доходов. Оно показывает, как распределяется общая сумма дохода между собственниками факторов производства.
Это распределение в чистой рыночной экономике зависит от вклада каждого фактора в конечный результат (так называемая продуктивность фактора) и совершается на рынках различных факторов производства, рынке труда, капитала и природных ресурсов.
Если анализировать другие источники доходов, то, помимо факторных, могут существовать следующие поступления:
В настоящее время, помимо функционального распределения, существует вертикальное (или индивидуальное) распределение доходов. Оно показывает, как распределяются конечные (располагаемые) доходы между различными индивидами и семьями (домохозяйствами) безотносительно к источнику и способу получения этих доходов.
В зависимости от стадии фактического формирования доходов по отдельным группам населения выделяют доходы:
Оптимальным инструментом для измерения благосостояния общества являются доходы населения.
В самом широком аспекте в задачи изучения доходов населения входят:
Многообразие задач статистики доходов реализуется различными показателями, отличающимися методологией построения и информационной базой.
По данным баланса денежных доходов и расходов населения определяются объем, состав, источники формирования и основные направления использования денежных доходов. На его основе устанавливается та часть национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных средств.
Доходная часть баланса отражает денежные доходы населения, включая выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (объем скрытой заработной платы).
Перечисленные показатели вычисляются в текущих ценах соответствующих лет и называются номинальными.
Уменьшив общие денежные доходы на суммы обязательных платежей и добровольных взносов, номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы, остающиеся в распоряжении населения.
Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.
Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.
При этом объем товаров и услуг, который население может приобрести на полученные им доходы, во многом определяется уровнем цен. Поэтому показатели доходов пересчитываются в реальное выражение путем корректировки на индекс потребительских цен (Iп.ц). Таким образом, реальные характеристики получают как результат деления соответствующих показателей доходов населения на ИПЦ.
В статистических публикациях реальные размеры денежных доходов населения (а также начисленной заработной платы, назначенных пособий) приводятся не в абсолютном, а в относительном выражении (в индексной форме), т. е. путем деления индексов соответствующих показателей доходов на индекс потребительских цен за конкретный временной период (или умножением на индекс покупательной способности денег (Iп.с, который является обратным по отношению к Iп.ц).
Например, индекс реальных денежных доходов (Iр.д) и реальных располагаемых денежных доходов (Iр.р.д) определяют делением индексов соответствующих показателей (номинальных денежных доходов — Iн.д и располагаемых денежных доходов — Iн.р.д) на индекс потребительских цен:
Iр.д = Iн.д : Iр (или Iр.д = Iн.д × Iп.с);
Iр.р.д = Iн.р.д : Iр (или Iр.р.д = Iн.р.д × Iп.с).
Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода. Это номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.
Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. они увеличились на 8,0%.
Основными источниками доходов населения являются:
В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов.
Обычно выделяют четыре основных принципа:
В реальной действительности
эти принципы сочетаются, обусловливая
характерную для данного
Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:
Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей. Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.
Различают:
- коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
- децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.
Децильный коэффициент свыше 10 считается социально опасным. В Японии и США он составляет 7-8 раз. В странах западной Европы — около 5-6. В России в 2004 г. децильный коэффициент составил 15,01 (в 1995 г. он составлял 13,5).
Кроме перечисленных в анализе уровня жизни применяются показатели доходов на душу населения. Ими широко пользуются для сравнительного анализа доходов населения по отдельным регионам, отраслям экономики, социальным группам.
Среднедушевые денежные доходы вычисляются делением общей суммы денежных доходов населения за год на наличное население.
Среднедушевые характеристики рассчитываются не только по всем номинальным и реальным показателям в целом, но и по их отдельным составляющим. Таковыми являются, например, показатели средней номинальной и реальной заработной платы, назначенной пенсии, пособий, имеющих особое значение для оценки уровня жизни населения. Таким образом, среднедушевые доходы определяются не только для всего населения в целом, но и для его отдельных контингентов — работающих в экономике, учащихся, пенсионеров и т. п.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев в периоде. При этом социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.
Средний размер назначенной
месячной пенсии получается в результате
деления общей суммы
Среднедушевые показатели доходов в реальном выражении обычно приводятся в процентах к предыдущему году, т. е. в индексной форме.
При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.