Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие платежного баланса. 6
2. Структура платежного баланса. 11
3. Платежный баланс как отражение внешне экономических связей страны и факторы, влияющие на его состояние. 14
4. Методы государственного регулирования платежного баланса. 18
5. Оценка платежного баланса Российской Федерации за 1 полугодие 2010 года. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 31
Источник
данных Центральный
Банк России.
Финансовый счет
В I полугодии 2010 года операции финансового счета были незначительными по объему.
Сальдо финансового счета (без учета резервных активов) сложилось положительным в размере 3,7 млрд. долл. (в сопоставимом периоде 2009 года дефицит составлял 30,2 млрд. долларов). Профицит финансового счета стал результатом возобновившегося привлечения иностранных инвестиций государственным и частным секторами при снижении объемов вывоза капитала за рубеж.
Внешние обязательства российской экономики в январе-июне 2010 года выросли на 19,6 млрд. долл. в отличие от I полугодия 2009 года, когда наблюдалось их снижение на 8,6 млрд. долларов. Размещение Минфином России еврооблигаций на 5,5 млрд. долл. (их них – 5,1 млрд. долл. в пользу нерезидентов), осуществленное впервые с 1998 года, обусловило увеличение пассивов органов государственного управления на 4,3 млрд. долларов. В I полугодии 2010 года зафиксирован существенный рост обязательств субъектов Российской Федерации (на 0,9 млрд. долл.) в значительной степени за счет приобретения нерезидентами облигаций, номинированных в рублях.
Общий объем привлечения иностранных инвестиций компаниями и банками составил 17,3 млрд. долл. (в сопоставимом периоде 2009 года зафиксировано сокращение обязательств на 10,6 млрд. долларов). В отличие от предшествующих периодов основным источником притока иностранного капитала являлись не ссуды и займы, полученные непосредственно от нерезидентов, а межфирменные кредиты от предприятий специального назначения, созданных российскими корпорациями за рубежом. В отличие от корпораций, банки сократили иностранные обязательства на 2 млрд. долларов.
Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию в I полугодии 2010 года (чистый прирост обязательств перед нерезидентами без учета операций по прощению долга)
В I полугодии 2010 года внешний долг Российской Федерации уменьшился на 7,2 млрд. долл. и составил по состоянию на 1 июля 2010 года 464,4 млрд. долл. (на 1 июля 2009 года – 468,3 млрд. долларов).
Иностранные активы резидентов, за исключением резервных, увеличились в I полугодии 2010 года на 16 млрд. долл. (на 21,6 млрд. долл. в сопоставимом периоде 2009 года).
Требования органов государственного управления выросли на 0,6 млрд. долл. вследствие увеличения просроченной задолженности по процентам.
Инвестиции прочих секторов в объеме 23,8 млрд. долл. (34,6 млрд. долл. в сопоставимом периоде 2009 года) осуществлены в форме реинвестированных доходов и вложений в капитал зависимых компаний за рубежом. Банки и население, напротив, заметно сократили иностранные активы: требования к нерезидентам со стороны банков уменьшились на 8,6 млрд. долл., а сбережения населения в наличной иностранной валюте - на 10,1 млрд. долларов. Увеличение масштабов внешнеторговых операций обусловило рост объема сомнительных сделок с 11 млрд. долл. в январе-июне 2009 года до 13,7 млрд. долл. в январе-июне 2010 года.
Структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы в I полугодии 2010 года (чистый прирост иностранных активов без учета резервных активов)
По сравнению с I полугодием 2009 г. чистый отток частного капитала сократился втрое: с 31,9 млрд. долл. до 10,2 млрд. долларов.
Международные резервы Российской Федерации на 1 июля 2010 года достигли 461,2 млрд. долларов. За период с начала года их объем увеличился на 21,7 млрд. долл., в том числе за счет операций, учитываемых в платежном балансе, - на 42,7 млрд. долл., а в результате прочих изменений, включающих курсовую переоценку, напротив, уменьшился на 21 млрд. долларов.
В структуре показателя доля монетарного золота выросла с начала года с 5,2% до 6,1% как за счет положительной переоценки этого компонента, так и за счет продолжившегося приобретения металла на внутреннем рынке. Удельный вес валютной составляющей, соответственно, уменьшился до 93,9%. Объем международных резервов достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 20 месяцев (в сопоставимом периоде прошлого года - 16 месяцев). По этому показателю Российская Федерация занимает 3-е место в мире.
Внешнеэкономические связи
Внешнеторговый оборот, по оценке, в январе-июне 2010 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 г. на 40,7% и составил 292,4 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос в 1,5 раза, импорт – на 26,4 процента.
В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 64,4%, импорта – 35,6 процента.
Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.
Наиболее
существенным направлением использования
данных платежного баланса и сопутствующем
ему балансе иностранных
Можно сделать вывод, что платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.
В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять по «средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей.
На
основании изложенного
1.
Платежный баланс есть
2.
Платежный баланс имеет
3. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.
4.
Разрядка международной
5.
Платежный баланс - является объектом
государственного
Платежный баланс Российской Федерации за январь-июнь 2010 года | |||
(актуализированное аналитическое представление) | |||
(млн. долл. США) | |||
I квартал | II квартал | январь-июнь 2010 г. | |
Счет текущих операций | 33 538 | 18 710 | 52 248 |
Торговый баланс | 46 576 | 39 387 | 85 962 |
Экспорт | 92 266 | 97 578 | 189 844 |
сырая нефть | 31 394 | 34 064 | 65 458 |
нефтепродукты | 16 980 | 17 911 | 34 891 |
природный газ | 13 573 | 9 832 | 23 405 |
прочие | 30 318 | 35 773 | 66 091 |
Импорт | -45 690 | -58 192 | -103 881 |
Баланс услуг | -4 511 | -5 704 | -10 215 |
Экспорт | 9 189 | 11 121 | 20 310 |
транспортные услуги | 2 956 | 3 743 | 6 699 |
поездки | 1 618 | 2 309 | 3 927 |
прочие услуги | 4 616 | 5 069 | 9 685 |
Импорт | -13 701 | -16 825 | -30 526 |
транспортные услуги | -2 144 | -2 888 | -5 032 |
поездки | -4 482 | -6 285 | -10 767 |
прочие услуги | -7 075 | -7 653 | -14 727 |
Баланс оплаты труда | -1 784 | -2 307 | -4 091 |
Получено | 812 | 957 | 1 769 |
Выплачено | -2 596 | -3 264 | -5 860 |
Баланс инвестиционных доходов | -6 070 | -11 723 | -17 793 |
Доходы к получению | 8 876 | 7 947 | 16 823 |
Доходы к выплате | -14 946 | -19 671 | -34 616 |
Органы государственного управления | 131 | -338 | -207 |
Доходы к получению | 617 | 159 | 776 |
Доходы к выплате | -486 | -497 | -983 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 1 306 | 1 192 | 2 499 |
Доходы к получению | 1 311 | 1 198 | 2 509 |
Доходы к выплате | -5 | -5 | -10 |
Частный сектор | -7 507 | -12 578 | -20 085 |
Банки | -732 | -524 | -1 257 |
Доходы к получению | 1 887 | 1 922 | 3 809 |
Доходы к выплате | -2 619 | -2 447 | -5 066 |
Прочие секторы | -6 774 | -12 054 | -18 828 |
Доходы к получению | 5 061 | 4 668 | 9 729 |
Доходы к выплате | -11 835 | -16 722 | -28 557 |
Баланс текущих трансфертов | -672 | -943 | -1 615 |
Получено | 1 879 | 2 240 | 4 119 |
Выплачено | -2 551 | -3 183 | -5 733 |
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами | -16 940 | 7 405 | -9 535 |
Счет операций с капиталом | 177 | 42 | 219 |
Финансовый счет (кроме резервных активов) | -17 117 | 7 363 | -9 754 |
Органы государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования | -2 168 | 4 262 | 2 094 |
Органы государственного управления | 166 | 4 157 | 4 323 |
Активы | 419 | -546 | -128 |
Ссуды и займы | 164 | 314 | 478 |
Просроченная задолженность | -615 | -181 | -796 |
Прочие активы (включая задолженность по поставкам на основании межправительственных соглашений) | 869 | -679 | 190 |
Обязательства | -253 | 4 704 | 4 451 |
Портфельные инвестиции | 45 | 4 975 | 5 020 |
из них операции вторичного рынка | 931 | -436 | 496 |
Ссуды и займы | -288 | -669 | -957 |
Просроченная |
-10 | 410 | 400 |
Прочие обязательства | 0 | -12 | -12 |
Органы денежно-кредитного регулирования | -2 334 | 105 | -2 229 |
Активы (кроме резервных ) | -100 | -36 | -136 |
Обязательства | -2 234 | 141 | -2 093 |
Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) | -14 949 | 3 100 | -11 849 |
Банки | 835 | 6 758 | 7 592 |
Активы | -1 028 | 11 163 | 10 135 |
Прямые инвестиции | -203 | -342 | -545 |
Ссуды и депозиты | -2 071 | 8 250 | 6 179 |
Прочие активы | 1 246 | 3 254 | 4 500 |
Обязательства | 1 863 | -4 405 | -2 542 |
Прямые инвестиции | 1 402 | 297 | 1 700 |
Ссуды и депозиты | 996 | -1 848 | -853 |
Прочие обязательства | -535 | -2 854 | -3 389 |
Прочие секторы | -9 161 | -3 074 | -12 235 |
Активы | -12 545 | -12 865 | -25 410 |
Прямые инвестиции | -10 056 | -12 493 | -22 548 |
Портфельные инвестиции | 958 | 218 | 1 176 |
Ссуды и займы | 1 460 | -1 324 | 136 |
Наличная иностранная валюта | 3 612 | 6 687 | 10 299 |
Торговые кредиты и авансы | -852 | -252 | -1 104 |
Прочие активы (включая сомнительные сделки) | -7 666 | -5 702 | -13 368 |
Обязательства | 3 383 | 9 791 | 13 175 |
Прямые инвестиции | 6 888 | 10 545 | 17 433 |
Портфельные инвестиции | 531 | -158 | 373 |
Ссуды и займы | -3 955 | -2 397 | -6 352 |
Прочие обязательства | -80 | 1 801 | 1 721 |
Чистые ошибки и пропуски | -6 622 | -584 | -7 206 |
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) | -16 599 | -26 115 | -42 713 |
Информация о работе Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей