Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие платежного баланса. 6
2. Структура платежного баланса. 11
3. Платежный баланс как отражение внешне экономических связей страны и факторы, влияющие на его состояние. 14
4. Методы государственного регулирования платежного баланса. 18
5. Оценка платежного баланса Российской Федерации за 1 полугодие 2010 года. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя (Платежный баланс) для neta.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

     

Источник  данных Центральный  Банк России. 

     Финансовый  счет

     В I полугодии 2010 года операции финансового  счета были незначительными по объему.

     Сальдо  финансового счета (без учета  резервных активов) сложилось положительным  в размере 3,7 млрд. долл. (в сопоставимом периоде 2009 года дефицит составлял 30,2 млрд. долларов). Профицит финансового  счета стал результатом возобновившегося привлечения иностранных инвестиций государственным и частным секторами при снижении объемов вывоза капитала за рубеж.

     Внешние обязательства российской экономики  в январе-июне 2010 года выросли на 19,6 млрд. долл. в отличие от I полугодия 2009 года, когда наблюдалось их снижение на 8,6 млрд. долларов. Размещение Минфином России еврооблигаций на 5,5 млрд. долл. (их них – 5,1 млрд. долл. в пользу нерезидентов), осуществленное впервые с 1998 года, обусловило увеличение пассивов органов государственного управления на 4,3 млрд. долларов. В I полугодии 2010 года зафиксирован существенный рост обязательств субъектов Российской Федерации (на 0,9 млрд. долл.) в значительной степени за счет приобретения нерезидентами облигаций, номинированных в рублях.

     Общий объем привлечения иностранных инвестиций компаниями и банками составил 17,3 млрд. долл. (в сопоставимом периоде 2009 года зафиксировано сокращение обязательств на 10,6 млрд. долларов). В отличие от предшествующих периодов основным источником притока иностранного капитала являлись не ссуды и займы, полученные непосредственно от нерезидентов, а межфирменные кредиты от предприятий специального назначения, созданных российскими корпорациями за рубежом. В отличие от корпораций, банки сократили иностранные обязательства на 2 млрд. долларов.

     Структура иностранных инвестиций в Российскую Федерацию  в I полугодии 2010 года (чистый прирост обязательств перед нерезидентами без учета операций по прощению долга)

        

     В I полугодии 2010 года внешний долг Российской Федерации уменьшился на 7,2 млрд. долл. и составил по состоянию на 1 июля 2010 года 464,4 млрд. долл. (на 1 июля 2009 года – 468,3 млрд. долларов).

     Иностранные активы резидентов, за исключением  резервных, увеличились в I полугодии 2010 года на 16 млрд. долл. (на 21,6 млрд. долл. в сопоставимом периоде 2009 года).

     Требования  органов государственного управления выросли на 0,6 млрд. долл. вследствие увеличения просроченной задолженности по процентам.

     Инвестиции  прочих секторов в объеме 23,8 млрд. долл. (34,6 млрд. долл. в сопоставимом периоде 2009 года) осуществлены в форме реинвестированных  доходов и вложений в капитал  зависимых компаний за рубежом. Банки и население, напротив, заметно сократили иностранные активы: требования к нерезидентам со стороны банков уменьшились на 8,6 млрд. долл., а сбережения населения в наличной иностранной валюте - на 10,1 млрд. долларов. Увеличение масштабов внешнеторговых операций обусловило рост объема сомнительных сделок с 11 млрд. долл. в январе-июне 2009 года до 13,7 млрд. долл. в январе-июне 2010 года.

      Структура инвестиций резидентов Российской Федерации в иностранные активы в I полугодии 2010 года (чистый прирост иностранных активов без учета резервных активов)

             

     По  сравнению с I полугодием 2009 г. чистый отток частного капитала сократился втрое: с 31,9 млрд. долл. до 10,2 млрд. долларов.

     Международные резервы Российской Федерации на 1 июля 2010 года достигли 461,2 млрд. долларов. За период с начала года их объем  увеличился на 21,7 млрд. долл., в том  числе за счет операций, учитываемых в платежном балансе, - на 42,7 млрд. долл., а в результате прочих изменений, включающих курсовую переоценку, напротив, уменьшился на 21 млрд. долларов.

     В структуре показателя доля монетарного  золота выросла с начала года с 5,2% до 6,1% как за счет положительной переоценки этого компонента, так и за счет продолжившегося приобретения металла на внутреннем рынке. Удельный вес валютной составляющей, соответственно, уменьшился до 93,9%. Объем международных резервов достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 20 месяцев (в сопоставимом периоде прошлого года - 16 месяцев). По этому показателю Российская Федерация занимает 3-е место в мире.

     Внешнеэкономические связи 

     Внешнеторговый  оборот, по оценке, в январе-июне  2010 г. увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 г. на 40,7% и составил 292,4 млрд. долларов США, при этом экспорт вырос в 1,5 раза, импорт – на 26,4 процента.

     В общем  объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 64,4%, импорта –  35,6 процента.

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Платежный баланс - это один из главных документов любой страны, поскольку в нем находят свое обобщающее выражение экономические связи данной страны с другими государствами; на основе платежного баланса проводится анализ внешнеэкономической деятельности, дается оценка валютно-финансовому состоянию отдельно взятой страны.

     Наиболее  существенным направлением использования  данных платежного баланса и сопутствующем  ему балансе иностранных инвестиций есть обоснования внешней и внутренней экономической политики страны. Данные платежного баланса применяются для аналитических исследований по изучению причин, которые предопределяют диспропорции в балансе и обоснование мероприятий по их корректированию.

     Можно сделать вывод, что платежный  баланс служит источником информации, раскрывающей особенности участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он нужен для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать объем и качество участия страны в мировых связях. Не случайно проблемы платежного баланса, активного или пассивного сальдо торгового баланса вызывают активный общественный интерес и сказываются на принятии политических решений.

     В платежном балансе государства  приводится систематизированный перечень всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. В нем отражаются не индивидуальные, а суммарные сделки между данной страной и другими государствами и подводятся итоги внешнеэкономической деятельности страны. На его основе можно проводить анализ этой деятельности, давать оценку валютно-финансовому положению страны, определять по «средствам» ли живет та или иная страна с точки зрения ее внешнеэкономических связей.

     На  основании изложенного материала  можно сделать следующие выводы:

     1. Платежный баланс есть отражение  внешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство;

     2. Платежный баланс имеет индивидуальные  особенности для каждой страны, что является следствием ее  экономической политики, экономического  развития и национальной самобытности;

     3. На платежный баланс оказывает сильное влияние международная обстановка.

     4. Разрядка международной напряженности  оказывает позитивное влияние  на платежные балансы.

     5. Платежный баланс - является объектом  государственного регулирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1.  Антипина В.И. Экономическая теория – М.: Проспект, 2008. – 239 с.
  2. Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с.
  3. Борисов С.М. Платежный баланс России.- Магистр, М.,2008
  4. Дорнбуш Р., Фишер С. “Макроэкономика”, ИНФРА-М, М., 2006
  5. Деньги. Кредит. Банки / под ред. ЛаврушинаО.И.,-М.,2007
  6. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфа-М, 2006.
  7. www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития РФ
  8. www.cbr.ru – сайт Центрального Банка России

     Приложение 1

Платежный баланс Российской Федерации  за январь-июнь 2010 года
(актуализированное  аналитическое представление)
(млн.  долл. США)
  I квартал II квартал январь-июнь 2010 г.
Счет  текущих операций 33 538 18 710 52 248
 Торговый  баланс 46 576 39 387 85 962
   Экспорт 92 266 97 578 189 844
     сырая нефть 31 394 34 064 65 458
     нефтепродукты 16 980 17 911 34 891
     природный газ 13 573 9 832 23 405
     прочие 30 318 35 773 66 091
   Импорт -45 690 -58 192 -103 881
 Баланс  услуг -4 511 -5 704 -10 215
   Экспорт 9 189 11 121 20 310
     транспортные услуги 2 956 3 743 6 699
     поездки 1 618 2 309 3 927
     прочие услуги 4 616 5 069 9 685
   Импорт -13 701 -16 825 -30 526
     транспортные услуги -2 144 -2 888 -5 032
     поездки -4 482 -6 285 -10 767
     прочие услуги -7 075 -7 653 -14 727
 Баланс  оплаты труда -1 784 -2 307 -4 091
   Получено 812 957 1 769
   Выплачено -2 596 -3 264 -5 860
 Баланс  инвестиционных доходов -6 070 -11 723 -17 793
   Доходы  к получению 8 876 7 947 16 823
   Доходы к выплате -14 946 -19 671 -34 616
     Органы  государственного управления 131 -338 -207
       Доходы к получению 617 159 776
       Доходы к выплате -486 -497 -983
     Органы  денежно-кредитного регулирования 1 306 1 192 2 499
       Доходы к получению 1 311 1 198 2 509
       Доходы к выплате -5 -5 -10
     Частный сектор -7 507 -12 578 -20 085
       Банки -732 -524 -1 257
         Доходы к получению 1 887 1 922 3 809
         Доходы к выплате -2 619 -2 447 -5 066
       Прочие  секторы -6 774 -12 054 -18 828
         Доходы к получению 5 061 4 668 9 729
         Доходы к выплате -11 835 -16 722 -28 557
 Баланс  текущих трансфертов -672 -943 -1 615
   Получено 1 879 2 240 4 119
   Выплачено -2 551 -3 183 -5 733
Счет  операций с капиталом  и финансовыми  инструментами -16 940 7 405 -9 535
 Счет  операций с капиталом 177 42 219
 Финансовый  счет (кроме резервных активов) -17 117 7 363 -9 754
   Органы  государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования -2 168 4 262 2 094
     Органы  государственного управления 166 4 157 4 323
       Активы 419 -546 -128
         Ссуды и займы 164 314 478
         Просроченная задолженность -615 -181 -796
         Прочие активы (включая  задолженность по поставкам на основании  межправительственных соглашений) 869 -679 190
       Обязательства -253 4 704 4 451
         Портфельные инвестиции 45 4 975 5 020
           из них операции вторичного рынка 931 -436 496
         Ссуды и займы -288 -669 -957
         Просроченная задолженность -10 410 400
         Прочие обязательства 0 -12 -12
     Органы  денежно-кредитного регулирования -2 334 105 -2 229
       Активы (кроме резервных ) -100 -36 -136
       Обязательства -2 234 141 -2 093
   Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) -14 949 3 100 -11 849
     Банки 835 6 758 7 592
       Активы -1 028 11 163 10 135
         Прямые инвестиции -203 -342 -545
         Ссуды и депозиты -2 071 8 250 6 179
         Прочие активы 1 246 3 254 4 500
       Обязательства 1 863 -4 405 -2 542
         Прямые инвестиции 1 402 297 1 700
         Ссуды и депозиты 996 -1 848 -853
         Прочие обязательства -535 -2 854 -3 389
     Прочие  секторы -9 161 -3 074 -12 235
       Активы -12 545 -12 865 -25 410
         Прямые инвестиции -10 056 -12 493 -22 548
         Портфельные инвестиции 958 218 1 176
         Ссуды и займы 1 460 -1 324 136
         Наличная иностранная  валюта 3 612 6 687 10 299
         Торговые кредиты и  авансы -852 -252 -1 104
         Прочие активы (включая  сомнительные сделки) -7 666 -5 702 -13 368
       Обязательства 3 383 9 791 13 175
         Прямые инвестиции 6 888 10 545 17 433
         Портфельные инвестиции 531 -158 373
         Ссуды и займы -3 955 -2 397 -6 352
         Прочие обязательства -80 1 801 1 721
     Чистые  ошибки и пропуски -6 622 -584 -7 206
Изменение валютных резервов ('+' -снижение, '-' -рост) -16 599 -26 115 -42 713

Информация о работе Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей