Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа
Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие платежного баланса. 6
2. Структура платежного баланса. 11
3. Платежный баланс как отражение внешне экономических связей страны и факторы, влияющие на его состояние. 14
4. Методы государственного регулирования платежного баланса. 18
5. Оценка платежного баланса Российской Федерации за 1 полугодие 2010 года. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 31
7. Негативное влияние инфляции. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.
8. Торгово-политическая дискриминация определенных стран.
9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.
Рассмотрев множественность факторов, влияющих на платежный баланс, напрашивается вывод, что достичь ежегодной сбалансированности поступлений в страну или ее выплат другим странам - задача чрезвычайно сложная. Поэтому вряд ли какое-либо государство мира ставит её для беспрекословного решения, поскольку не существует непосредственной угрозы нарушения экономической стабильности при определенном невыполнение входных и исходящих потоков. Однако, как и везде, здесь также должна придерживаться определенная мера.
На практике все государства стараются регулировать свои платежные балансы. Его равновесное состояние означает, что в течение многих лет страна расходует и инвестирует за рубежом не больше и не меньше, нежели другие страны расходуют и инвестируют в данной стране. Следовательно, страна не увеличивает и не уменьшает свои международные валютные резервы. Современные представления в области теории платежного баланса не предполагают необходимости поддержания положительного сальдо торгового баланса. Они основываются на том, что структура баланса должна соответствовать главным целям стратегии экономического развития и быть наилучшей с точки зрения достижения этих целей. Поэтому если пассивное сальдо платежного баланса незначительно, то к неравновесному состоянию платежного баланса можно приспособиться. Однако совсем иное дело, когда неравновесие принимает хронический характер, т.е. когда дефицит платежного баланса превратился в кризис, — длительно существующий накопленный дефицит. Чтобы избежать подобных ситуаций, платежный баланс необходимо регулировать, цель данного регулирования - равновесие платежного баланса.
Государственное регулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Материальной
основой регулирования
Выделяют следующие основные методы регулирования:
1. Прямой контроль - включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др.
Если
прямой контроль в краткосрочном
периоде обладает положительным
эффектом, то в долгосрочном периоде
имеет противоречивый характер. С
одной стороны, для отечественных
экономических субъектов
2. Использование дефляционной политики преследует решение внутриэкономических проблем. Направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.
Дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса. Относительно этого метода регулирования платежного баланса существуют различные суждения. Одни экономисты утверждают, что дефляционная политика уменьшает импорт и создает условия для роста экспорта. Другие, наоборот, полагают, что она сокращает экспорт и наращивает импорт. В подтверждение своей позиции первая группа экономистов ссылается на то, что в результате дефляции наблюдается сокращение объема выпуска, инфляции и доходов, т.е. факторов, вызывающих уменьшение импорта и увеличение резервных мощностей для роста экспорта. Другая группа экономистов приводит свои аргументы. При дефляции, утверждают они, растет обменный курс национальной валюты, способствующий росту импорта и сокращению экспорта, поскольку возросший курс национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки экспортеры получают меньше национальной валюты, что снижает заинтересованность в увеличении экспорта.
3.
Изменение обменного курса,
Влияние изменений в обменном курсе на движение капиталов не одинаково. Так, импорт долгосрочного капитала в страну испытывает незначительное отражение на себе изменений обменного курса. В то время как ввоз краткосрочного капитала в страну испытывает существенное влияние со стороны изменений обменного курса.
4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.
5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:
- торгового баланса,
- «невидимых» операций,
- движения капитала.
Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены.
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:
В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.
Преимуществом
банковских кредитов по сравнению с
кредитами международных
К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты, полученные страной по линии иностранной помощи.
В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.
Таким образом, определенная гибкость, заложенная в структуре платежного баланса, позволяет получать сопоставительную информацию во временных разрезах с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности разных стран. Это особенно важно, когда в результате интеграционных процессов растет взаимозависимость стран и требуется проведение скоординированной макроэкономической политики между ними.
Платежный баланс Российской Федерации в I полугодии 2010 года формировался в условиях улучшения конъюнктуры основных товаров российского экспорта. Укрепление положительного сальдо счета текущих операций наряду с сокращением вывоза капитала обусловило дальнейшее наращивание золотовалютных резервов. Вместе с тем неустойчивость состояния мировой экономики и финансовых рынков при умеренном увеличении внутреннего спроса продолжали оказывать негативное воздействие на трансграничные потоки товаров и капитала.
Счет текущих операций
Профицит счета текущих операций по сравнению с I полугодием 2009 года вырос в 2,8 раза и составил 50,2 млрд. долл. США. Его динамика обусловлена расширением внешней торговли товарами: темп прироста экспорта составил 50,1%, импорта – 26,4 процента. Профицит торгового баланса (84 млрд. долл.) почти вдвое превысил показатель сопоставимого периода 2009 года.
Влияние отдельных факторов на изменение торгового баланса Российской Федерации в I полугодии 2010 года
Экспорт товаров вырос со 125,4 млрд. долл. до 188,2 млрд. долларов. Свыше половины прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты (в 1,6 и 1,7 раза соответственно). Физический объем поставок природного газа вырос в 1,4 раза при некотором снижении средних контрактных цен. Совокупный экспорт трех основных топливно-энергетических товаров составил 122,1 млрд. долл. против 76,9 млрд. долл. в I полугодии 2009 года. Их доля в структуре вывоза увеличилась с 61,3% в I полугодии 2009 года до 64,9% в соответствующем периоде 2010 года. Наращивание экспорта неэнергетических товаров (на 36,2%) происходило как за счет увеличения цен, так и роста физического объема их вывоза.
На
ускорение темпов роста импорта
товаров оказало влияние
Отрицательное
сальдо международной торговли услугами
увеличилось до 9,4 млрд. долл. (на 16,9%).
Объем предоставленных
Дефицит баланса оплаты труда при возросшей на 25-30% средней заработной плате иностранных работников, снивелировавшей падение их численности, практически не изменился и составил 3,9 млрд. долл. (в I полугодии 2009 года - 4 млрд. долларов).
Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 12,5 млрд. долл. до 19,4 млрд. долл. преимущественно из-за роста начисленных к выплате реинвестированных доходов и дивидендов.
Отрицательный баланс текущих трансфертов составил 1,1 млрд. долл., увеличившись по сравнению с I полугодием 2009 года на 0,7 млрд. долл. в основном в результате роста объема денежных переводов физических лиц за рубеж.
Информация о работе Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей