Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрытие структуры платежного баланса, факторов, влияющих на платежный баланс, основных методов его регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие платежного баланса. 6
2. Структура платежного баланса. 11
3. Платежный баланс как отражение внешне экономических связей страны и факторы, влияющие на его состояние. 14
4. Методы государственного регулирования платежного баланса. 18
5. Оценка платежного баланса Российской Федерации за 1 полугодие 2010 года. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая моя (Платежный баланс) для neta.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

     7. Негативное влияние инфляции. Это происходит в том случае, если повышение цен снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт товаров и способствует бегству капиталов за границу.

     8. Торгово-политическая дискриминация определенных стран.

     9. Чрезвычайные обстоятельства - неурожай, стихийные бедствия, катастрофы.

     Рассмотрев множественность факторов, влияющих на платежный баланс, напрашивается вывод, что достичь ежегодной сбалансированности поступлений в страну или ее выплат другим странам - задача чрезвычайно сложная. Поэтому вряд ли какое-либо государство мира ставит её для беспрекословного решения, поскольку не существует непосредственной угрозы нарушения экономической стабильности при определенном невыполнение входных и исходящих потоков. Однако, как и везде, здесь также должна придерживаться определенная мера.

  1. Методы государственного регулирования платежного баланса.
 

     На  практике все государства стараются  регулировать свои платежные балансы. Его равновесное состояние означает, что в течение многих лет страна расходует и инвестирует за рубежом не больше и не меньше, нежели другие страны расходуют и инвестируют в данной стране. Следовательно, страна не увеличивает и не уменьшает свои международные валютные резервы. Современные представления в области теории платежного баланса не предполагают необходимости поддержания положительного сальдо торгового баланса. Они основываются на том, что структура баланса должна соответствовать главным целям стратегии экономического развития и быть наилучшей с точки зрения достижения этих целей. Поэтому если пассивное сальдо платежного баланса незначительно, то к неравновесному состоянию платежного баланса можно приспособиться. Однако совсем иное дело, когда неравновесие принимает хронический характер, т.е. когда дефицит платежного баланса превратился в кризис, — длительно существующий накопленный дефицит. Чтобы избежать подобных ситуаций, платежный баланс необходимо регулировать, цель данного регулирования - равновесие платежного баланса.

     Государственное регулирование платежного баланса  – это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мер, направленных на формирование основных статей платежного баланса. Существуют различные методы регулирования платежного баланса, используемые в целях стимулирования, либо ограничения внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.

     Материальной  основой регулирования платежного баланса служат:

  • государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
  • возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
  • непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
  • регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

     Выделяют  следующие основные методы регулирования:

     1. Прямой контроль - включает регламентацию импорта посредством таможенных и других сборов, ограничения или запрета на перевод за границу доходов по иностранным капиталовложениям и денежным трансфертам частных лиц, сокращение безвозмездной помощи, экспорта краткосрочного и долгосрочного капитала и др.

     Если  прямой контроль в краткосрочном  периоде обладает положительным  эффектом, то в долгосрочном периоде  имеет противоречивый характер. С  одной стороны, для отечественных  экономических субъектов создаются  своего рода тепличные предпосылки, а с другой — у иностранных инвесторов падает заинтересованность в расширении экономических связей, поскольку, например, запрещается перевод прибылей за рубеж.

     2. Использование дефляционной политики преследует решение внутриэкономических проблем. Направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетных расходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработной платы. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитные меры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центрального банка, кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы.

     Дефляция в порядке побочного эффекта улучшает состояние платежного баланса. Относительно этого метода регулирования платежного баланса существуют различные суждения. Одни экономисты утверждают, что дефляционная политика уменьшает импорт и создает условия для роста экспорта. Другие, наоборот, полагают, что она сокращает экспорт и наращивает импорт. В подтверждение своей позиции первая группа экономистов ссылается на то, что в результате дефляции наблюдается сокращение объема выпуска, инфляции и доходов, т.е. факторов, вызывающих уменьшение импорта и увеличение резервных мощностей для роста экспорта. Другая группа экономистов приводит свои аргументы. При дефляции, утверждают они, растет обменный курс национальной валюты, способствующий росту импорта и сокращению экспорта, поскольку возросший курс национальной валюты означает, что при обмене экспортной выручки экспортеры получают меньше национальной валюты, что снижает заинтересованность в увеличении экспорта.

     3. Изменение обменного курса, которое  при любом режиме (фиксированный,  гибкий) валютного курса находится  под контролем и воздействием  государства. Поскольку эффект  от ревальвации / девальвации (повышение / понижение курса национальной валюты) уменьшается эластичностью экспорта и импорта, а также определенной инерцией внешнеторговых потоков, то влияние изменений в обменном курсе на платежный баланс подразделяют на кратко-, средне- и долгосрочное воздействие. Так, в средне- и долгосрочном периодах девальвация незначительно уменьшает импорт, а ревальвация, наоборот, его значительно увеличивает. Экспорт более эластичен к курсу национальной валюты, особенно в средне- и долгосрочном периодах. Например, заниженный курс немецкой марки и японской иены явился стимулом для западногерманского и японского экспорта в первые годы после Второй мировой войны.

     Влияние изменений в обменном курсе на движение капиталов не одинаково. Так, импорт долгосрочного капитала в страну испытывает незначительное отражение на себе изменений обменного курса. В то время как ввоз краткосрочного капитала в страну испытывает существенное влияние со стороны изменений обменного курса.

     4. Финансовая и денежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного баланса используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение импортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностранным держателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитная политика.

     5. Специальные меры государственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основных статей:

      - торгового баланса, 

     - «невидимых» операций,

     - движения капитала.

     Важным  объектом регулирования является торговый баланс.                               В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены.

     В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;
  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;
  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;
  • расширение государственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличения поступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями и т.д.;
  • регулирование миграции рабочей силы, в частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов иностранных рабочих;
  • регулирование движения капиталов направленное, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой - на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных капиталов.

     В поисках источников погашения дефицита платежного баланса промышленно  развитые страны мобилизуют средства на мировом рынке капиталов в  виде кредитов банковских консорциумов, облигационных займов. В этой связи  активно участвуют коммерческие банки в покрытии дефицита платежного баланса.

     Преимуществом банковских кредитов по сравнению с  кредитами международных валютно-кредитных  и финансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленность  стабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие и труднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.

     К временным методам покрытия дефицита платежного баланса относятся также  льготные кредиты, полученные страной  по линии иностранной помощи.

     В связи с активным привлечением иностранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженность стала глобальной проблемой. Окончательным методом балансирования платежного баланса служит использование официальных валютных резервов.

     Таким образом, определенная гибкость, заложенная в структуре платежного баланса, позволяет получать сопоставительную информацию во временных разрезах с учетом особенностей внешнеэкономической деятельности разных стран. Это особенно важно, когда в результате интеграционных процессов растет взаимозависимость стран и требуется проведение скоординированной макроэкономической политики между ними.

  1. Оценка платежного баланса Российской Федерации                               за 1 полугодие 2010 года.
 

     Платежный баланс Российской Федерации в I полугодии 2010 года формировался в условиях улучшения конъюнктуры основных товаров российского экспорта. Укрепление положительного сальдо счета текущих операций наряду с сокращением вывоза капитала обусловило дальнейшее наращивание золотовалютных резервов. Вместе с тем неустойчивость состояния мировой экономики и финансовых рынков при умеренном увеличении внутреннего спроса продолжали оказывать негативное воздействие на трансграничные потоки товаров и капитала.

     Счет  текущих операций

     Профицит счета текущих операций по сравнению с I полугодием 2009 года вырос в 2,8 раза и составил 50,2 млрд. долл. США. Его динамика обусловлена расширением внешней торговли товарами: темп прироста экспорта составил 50,1%, импорта – 26,4 процента. Профицит торгового баланса (84 млрд. долл.) почти вдвое превысил показатель сопоставимого периода 2009 года.

     Влияние отдельных факторов на изменение торгового  баланса Российской Федерации в I полугодии 2010 года

     Экспорт товаров вырос со 125,4 млрд. долл. до 188,2 млрд. долларов. Свыше половины прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты (в 1,6 и 1,7 раза соответственно). Физический объем поставок природного газа вырос в 1,4 раза при некотором снижении средних контрактных цен. Совокупный экспорт трех основных топливно-энергетических товаров составил 122,1 млрд. долл. против 76,9 млрд. долл.               в I полугодии 2009 года. Их доля в структуре вывоза увеличилась с 61,3%            в I полугодии 2009 года до 64,9% в соответствующем периоде 2010 года. Наращивание экспорта неэнергетических товаров (на 36,2%) происходило как за счет увеличения цен, так и роста физического объема их вывоза.

     На  ускорение темпов роста импорта  товаров оказало влияние некоторое  оживление внутреннего спроса и укрепление реального эффективного курса рубля. По итогам I полугодия 2010 года ввоз увеличился с 82,4 млрд. долл. до 104,2 млрд. долларов. Почти две трети величины прироста получено за счет расширения физического объема поставок. В товарной структуре импорта выросла доля продукции машиностроения при заметном уменьшении ввоза легковых автомобилей.

     Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 9,4 млрд. долл. (на 16,9%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 11% до 21,1 млрд. долл., а стоимость полученных - на 12,8% до 30,5 млрд. долларов. Профицит по транспортным услугам был на 0,4 млрд. долл. больше, а дефицит по прочим услугам – на 0,2 млрд. долл. меньше, чем в январе-июне 2009 года. Наряду с этим отрицательное сальдо по статье «поездки» возросло на 1,9 млрд. долл. вследствие увеличения количества выезжавших за рубеж российских граждан при одновременном сокращении числа нерезидентов, прибывающих для временного трудоустройства в России в рамках установленной пониженной квоты.

     Дефицит баланса оплаты труда при возросшей  на 25-30% средней заработной плате  иностранных работников, снивелировавшей  падение их численности, практически  не изменился и составил 3,9 млрд. долл. (в I полугодии 2009 года - 4 млрд. долларов).

     Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 12,5 млрд. долл. до 19,4 млрд. долл. преимущественно из-за роста начисленных к выплате реинвестированных доходов и дивидендов.

     Отрицательный баланс текущих трансфертов составил 1,1 млрд. долл., увеличившись по сравнению с I полугодием 2009 года на 0,7 млрд. долл. в основном в результате роста объема денежных переводов физических лиц за рубеж.

Информация о работе Платежный баланс: его роль в системе внешнеэкономических связей