В связи с этим комитетом
Госдумы по труду и социальной
политике и правительством был достигнут
компромисс - прежние пороги стажа
для расчета больничных выплат были
сохранены, а в федеральном бюджете
предусмотрены почти 11,3 млрд рублей,
которые будут компенсировать дефицит
ФСС.
Бюджет Фонда также
предусматривает индексацию основных
выплат, которые осуществляет ФСС /пособия
по беременности и родам, по уходу
за ребенком и т.д./. Так, в 2011 году пособие
при рождении ребенка составит 11
703 руб, а в 2012 - 12 405 руб. Ежемесячные выплаты
по уходу за ребенком до достижения полутора
лет в 2011 году составят 2 195 руб, в 2012 году
- 2 327 руб.
Основные характеристики
бюджета Фонда социального страхования
Российской Федерации (далее - Фонд) на
2011 год:
1) прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда
в сумме 458 819 504,7 тыс. рублей, в
том числе по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством в
сумме 311 087 306,8 тыс. рублей, из них
5 370 000,0 тыс. рублей средства федерального
бюджета, передаваемые бюджету
Фонда на компенсацию выпадающих
доходов бюджета Фонда в связи
с установлением пониженных тарифов
страховых взносов на обязательное социальное
страхование на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в сумме 65 219 457,2 тыс. рублей,
межбюджетные трансферты из федерального
бюджета в сумме 64 512 740,7 тыс. рублей и из
бюджета Федерального фонда обязательного
медицинского страхования в сумме 18 000
000,0 тыс. рублей на исполнение государственных
функций, возложенных на Фонд;
2) общий объем расходов
бюджета Фонда в сумме 456 874
617,7 тыс. рублей, в том числе
по обязательному социальному
страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством в сумме 311 055
019,2 тыс. рублей, по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и
профессиональных заболеваний в
сумме 63 306 857,8 тыс. рублей, за счет
межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета и бюджета Федерального фонда
обязательного медицинского страхования
в сумме 82 512 740,7 тыс. рублей на исполнение
государственных функций, возложенных
на Фонд;
3) предельный объем профицита
бюджета Фонда в сумме 1 944 887,0
тыс. рублей, включая предельный
объем профицита бюджета Фонда
в части обязательного социального
страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством в сумме 32 287,6
тыс. рублей и предельный объем
профицита в части обязательного социального
страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
в сумме 1 912 599,4 тыс. рублей.
Фонд осуществляет в 2011 году:
1) финансовое обеспечение
выплаты пособий по обязательному
социальному страхованию на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством (за
исключением расходов на выплату
пособия, указанного в пункте
2 настоящей статьи) в размерах
сверх установленных законодательством
Российской Федерации об обязательном
социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и
в связи с материнством, финансируемых
за счет средств федерального
бюджета, гражданам в соответствии
с Законом Российской Федерации от 15 мая
1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее
- Закон Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС"), гражданам, подвергшимся воздействию
радиации вследствие аварии в 1957 году
на производственном объединении "Маяк"
и сбросов радиоактивных отходов в реку
Теча, на которых распространяется действие
Закона Российской Федерации "О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС", и гражданам в соответствии с Федеральным
законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О
социальных гарантиях гражданам, подвергшимся
радиационному воздействию вследствие
ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне" (далее - Федеральный закон
"О социальных гарантиях гражданам,
подвергшимся радиационному воздействию
вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском
полигоне") в пределах межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета,
предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи
1 и статьей 4 настоящего Федерального
закона;
2) финансовое обеспечение
выплаты ежемесячного пособия
по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора
лет, включая расходы на доставку
и пересылку пособия, в размерах
сверх установленных Федеральным
законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О
государственных пособиях гражданам,
имеющим детей" гражданам в
соответствии с Законом Российской
Федерации "О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном
объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных
отходов в реку Теча, на которых распространяется
действие Закона Российской Федерации
"О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС", в пределах межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета,
предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи
1 и статьей 4 настоящего Федерального
закона;
3) финансовое обеспечение
предоставления инвалидам технических
средств реабилитации и услуг
и отдельным категориям граждан
из числа ветеранов протезов (кроме
зубных протезов), протезно-ортопедических
изделий, включая административные
расходы, в пределах межбюджетных
трансфертов из федерального
бюджета, предусмотренных пунктом
1 части 1 статьи 1 и статьей 4 настоящего
Федерального закона;
4) финансовое обеспечение
оплаты стоимости путевок в
санаторно-курортные учреждения, расположенные
на территории Российской Федерации,
со сроком пребывания 18 дней, для
детей-инвалидов - 21 день, для инвалидов
с заболеваниями и последствиями
травм спинного и головного
мозга - от 24 до 42 дней, стоимости
проезда на междугородном транспорте
к месту осуществляемого за
счет средств федерального бюджета
лечения в санаторно-курортных
и федеральных специализированных
медицинских учреждениях и обратно
отдельным категориям граждан, имеющим
право на получение государственной социальной
помощи в виде соответствующей социальной
услуги, предусмотренным Федеральным
законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи" (далее - Федеральный
закон "О государственной социальной
помощи"), в пределах межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета на указанные
цели. Стоимость одного дня пребывания
в санаторно-курортном учреждении определяется
по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
В районах и местностях, в которых в установленном
порядке применяются районные коэффициенты
к заработной плате, стоимость одного
дня пребывания в санаторно-курортном
учреждении определяется с учетом этих
коэффициентов;
5) оплату учреждениям
государственной и муниципальной
систем здравоохранения, медицинским
организациям, участвующим в реализации
территориальных программ государственных
гарантий оказания гражданам
Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи, а также иным
организациям, в которых в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке размещен государственный
или муниципальный заказ, услуг
по медицинской помощи, оказанной
женщинам в период беременности,
в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской
помощи, оказанной женщинам и новорожденным
в период родов и в послеродовой период,
в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно
за каждую женщину, а также по диспансерному
(профилактическому) наблюдению ребенка,
поставленного в течение первого года
жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный
учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть
месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые
шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка
с момента постановки его на диспансерный
учет, а также организациям услуг по изготовлению
и доставке в территориальные органы Фонда
бланков родовых сертификатов за счет
межбюджетных трансфертов из бюджета
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования, предусмотренных пунктом
1 части 1 статьи 1 и статьей 4 настоящего
Федерального закона. Финансовое обеспечение
и установление порядка, условий оплаты
услуг и форм документов, на основании
которых производится оплата услуг, осуществляются
по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.7
Заключение
Социальное страхование
- важнейшее достояние цивилизованного
общества. 2 июня 1903 года считается официальной
датой рождения государственного социального
страхования.
В соответствии с Положением
о ФСС основными задачами ФСС
являются: обеспечение гарантированных
государством пособий; участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования; осуществление мер
для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда, в том числе создание резерва;
разработка предложений о размерах
тарифа страховых взносов на государственное
социальное страхование; организация
разъяснительной работы среди страхователей
и населения по вопросам социального страхования.
Действующая в России система
социального страхования до сих
пор сохраняет черты, в большей
степени характерные для социальной
помощи, чем страхования. При достаточно
высокой страховой нагрузке на работодателей
(почти 40% фонда оплаты труда) уровень
большинства социальных выплат явно
недостаточен и не увязан с объемом
вносимых страховых средств. Правовое
поле данного института социальной
защиты только формируется. Отсутствует
реальное разделение системы социального
страхования и системы социальной
помощи. Термины, принципы и инструментарий
организации финансовых институтов и
систем социальных гарантий, которые широко
используются во многих развитых странах
в практике различных видов социального
страхования - социальный и профессиональный
риски, эквивалентность страховых взносов
и выплат, увязка уровней социальных рисков
и страховых тарифов - эти и другие классические
элементы и механизмы данных систем все
еще представляются отвлеченными категориями,
а не жизненно важными регуляторами социальной
зашиты населения.
Это во многом объясняет
массовую незаинтересованность занятого
населения в своевременной уплате
в полном объеме страховых взносов
(работниками, и работодателями) в
государственные внебюджетные социальные
фонды.
Приходится констатировать
серьезные отставания в создании
экономических условий и институциональной
базы для формирования новых механизмов
социальной защиты в форме сбалансированных
между собой экономических отношений
и института социального страхования.
Так, существующее правовое положение
внебюджетных социальных фондов зауживает
их роль и функции, сводит их в основном
к финансовым учреждениям (“сборщиков
взносов” и “распределителей средств”).
Мировой опыт свидетельствует о том, что
основные виды социального страхования
(пенсионного, от несчастных случаев на
производстве, по безработице), кроме финансовых
задач по компенсации утраты заработков
(в связи с временной и постоянной утратой
трудоспособности или места работы), выполняют
целый ряд других функций: оздоровление
трудящихся и членов их семей, организацию
лечения, проведения крупномасштабных
национальных программ по реабилитации
инвалидов (медицинской, профессиональной
и социальной).
Следует понимать, что формирование
национальной системы социального
страхования - дело непростое. Такая
система органически связана
с системой заработной платы, налоговой
системой, политикой и состоянием
рынка труда, демографическим положением
в настоящем и его прогнозным
положением в будущем. Необходимо критично
признать, что пока формирование системы
социального страхования не увязано
с названными выше факторами, которые
во многом определяют качественные ее
характеристики (уровень пенсий и
других страховых выплат, качество
и объем услуг по лечению и
оздоровлению трудящихся), построить
эффективную систему социальной
защиты в стране не удастся.
Именно поэтому необходимо
разработать среднесрочную программу
мер (например, на 3 - 5 лет) с целью
завершения в ближайшие 5 - 8 лет формирования
системы социального страхования
в России в увязке ее с реформами
в системе заработной платы и
налоговой системе. Такая программа
мер позволит обеспечить преемственность
и последовательность в работе правительства,
министерств, ведомств, сообщества субъектов
социального страхования (представителей
работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросов
в этой связи предстоит решить
законодателям, и прежде всего Государственной
Думе. В их числе совершенствование
законов по социальному страхованию и
обеспечению, их гармонизация с другими
видами права – трудовым, гражданским,
финансовым и административным, снятие
существующих законодательных противоречий
между ними.
Список используемой
литературы
- Конституция Российской Федерации.
- Налоговый Кодекс РФ
- Федеральный закон «О бюджете ФСС РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 08.12. 2010 г. № 334-ФЗ
- Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ.
- Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
- Положение о Фонде социального страхования РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.07.2002 N 541.
- Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденное постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 11.19.1993 г. № 1018. (с изменениями от 19 июня 1998 г., 5 января 2000 г., 14 октября 2005 г.)
- Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: 2009 г.
- Барыкин, С. Е. Логистическая система управления финансами корпоративных структур ИНФРА-М, 2011 г.
- Бочаров В.В. Финансы. – СПб.: М , 2008 г.
- Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.
- Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов / Под ред. П. И. Вахрина. – М.: «Дашков и К», 2009 г.
- Бюджетная система России: учебник для студентов вузов / под ред. Г. Б Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
- Ивашутин, А. Л. Финансы и финансовый менеджмент: учебно-методическое пособие для выполнения итогового расчетного задания ТетраСистемс, 2011 г.
- Купцов, М. М.Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие РИОР Издательский Дом, 2011 г.
- Ковалева А., Баранникова Н., Богачева В. и др. Финансы. – М.: Финансы и статистика, 2010 г.
- Налоги и налогообложение. Конспект лекций. Зрелов А.П. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2010 г.
- Никулина, Н. Н. Актуарные расчеты в страховании: учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" Издательское объединение "ЮНИТИ", 2011 г.
- Финансы : Учебник для вузов / под ред. Г. Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 г.
- Финансы России. 2010 : статистический сборник Государственный комитет Российской Федерации по статистике, 2010 г.
- Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учебное пособие / под ред. В.В. Карчевского. – М. : Вузовский учебник, 2008 г.
- Российский статистический ежегодник. 2010. Стат. сб. / Росстат. – М., 2010 г.