Пенсионный фонд Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца

Работа содержит 1 файл

Пенсионный фонд Российской Федерации.docx

— 40.04 Кб (Скачать)

организация и  осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей ПФР по объемам, структуре  и целевому назначению;

определение эффективности  и целесообразности расходов;

оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета  ПФР;

финансовая экспертиза проекта бюджета ПФР;

анализ соответствия плановых и фактических показателей, касающихся исполнения бюджета;

контроль за законностью и своевременностью движения средств ПФР.

Канал отвлечения ресурсов является накопительная часть  пенсионной системы, в которой участвуют  работающие граждане моложе 1967 года рождения. Таким образом, значительная часть  финансовых ресурсов (сейчас более  трети, а в ближайшие годы - более 40%) обслуживает механизмы базовой  и накопительной частей пенсионного  обеспечения.

1.3 Пенсионное обеспечение  в Японии 

Модель пенсионного  обеспечения, действующая в Японии, характерна также для Великобритании, Австралии и ряда стран Северной Европы. В ней доминирует государственное  социальное обеспечение, финансируемое  из бюджета. Другие институты социальной защиты хотя и достаточно развиты, но выполняют роль дополнительных систем.

По классификации  ООН, Япония к 1970 году превратилась в  «стареющее» государство, так как  пожилые люди старше 65 лет превышали 7% населения. К 1990 году число пенсионеров достигло уже 14,9 млн. человек, то есть около 12% населения. Согласно прогнозам, эта тенденция сохранится и к 2020 году лица старше 65 лет составят 25,5%.

Право на базовую  пенсию по старости определяется двумя  условиями: достижением установленного законом возраста и наличием страхового стажа.

Применяется механизм гибкого пенсионного возраста, в  соответствии с которым граждане 60-64 лет при уходе на пенсию получают ее в сокращенном размере. Размер базовой пенсии по старости устанавливается  ежегодно в твердой сумме, достаточной  для удовлетворения основных жизненных  потребностей. Увеличение ее производится ежегодно с 1 апреля в соответствии с индексом роста потребительских  цен за прошедший год.

Если на иждивении  пенсионера находится супруг старше 65 лет, то к базовой пенсии назначается  надбавка.

Источником финансирования базовых пенсий являются пенсионные взносы застрахованных граждан, работодателей  и дотации государства. Государство  покрывает около трети затрат на базовые пенсии.

Современный мировой  опыт свидетельствует о том, что  за рубежом функционируют различные  модели пенсионных систем. Причем модели, построенные по «распределительному» или «накопительному» принципу, в  чистом виде встречаются крайне редко. Опыт показывает, что накопительные  системы формируются и получают значительное распространение, уровень  жизни престарелых поддерживается за счет государственных распределительных  пенсионных программ, введенных в  более ранний период. В России созданы  лишь предпосылки к ее формированию. История государственного накопительного пенсионного страхования новейшей России начата лишь в 2003 г, причем только в форме инвестирования средств. 

2. Деятельность Пенсионного  фонда в РФ на  современном этапе 

2.1 Деятельность Пенсионного  фонда и его  финансовая устойчивость  за период 2006-2009 годы 

В соответствии с федеральным законом «О внесении изменений в ФЗ «О бюджете Пенсионного  фонда Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Доходы Пенсионного  фонда России (ПФР) в 2008 году выросли  по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и  составили 2,73 трлн. рублей.

Суммарный объем  расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные  расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

В настоящее  время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит  от результатов труда конкретного  человека) и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и  моложе. (Сведения о численности  пенсионеров и размерах их пенсии представлены в приложении 3).

Варианты механизмов достижения сбалансированности распределительной  составляющей бюджета Пенсионного  Фонда Российской Федерации несбалансированность распределительной составляющей бюджета  Пенсионного фонда РФ может проявляться  в следующем:

- превышении  расходов на выплату страховой  части трудовой пенсии над  поступлениями страховых взносов  и других закрепленных источников;

- несвоевременном  и неполном поступлении средств  федерального бюджета в виде  межбюджетных трансфертов в бюджет  Пенсионного фонда РФ для финансирования  базовой части трудовой пенсии  и обеспечения расходных обязательств  Российской Федерации, не связанных  с выплатой страховой части  трудовой пенсии. Наиболее остро  проблема несбалансированности  доходов и расходов по страховой  части трудовой пенсии проявляется  в результате:

- ухудшающейся  демографической ситуации;

- снижения эффективного  тарифа страховых взносов на  страховую часть трудовой пенсии  по мере роста средней заработной  платы;

- несимметричной  индексации расходной и доходной  частей бюджета Пенсионного фонда  РФ.

Основные характеристики бюджета Пенсионного фонда РФ на 2008 год:

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда в сумме 2 621 075 405,3 тыс.  рублей.

2) общий объем  расходов бюджета Фонда в сумме  2 378 681 283,4 тыс. рублей

3) предельный  объем профицита бюджета Фонда  в сумме 242 394 121,9 тыс. рублей.

2. Основные характеристики  бюджета Пенсионного фонда РФ  на плановый период 2009 и 2010 годов:

1) прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда на 2009 год в сумме 2 914 189 485,3 тыс. рублей.

2) общий объем  расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 2 481 441 976,7 тыс. рублей.

3) предельный  объем профицита бюджета Фонда  на 2009 год в сумме 432 747 508,6 тыс.  рублей.

Прогноз бюджета  Пенсионного фонда РФ на период до 2020 года в рамках системы обязательного  пенсионного страхования складывается с расчетом текущим дефицитом, который  в 2020 году составит 1458,2 млрд. руб.

Финансовая устойчивость ПФР в долгосрочной перспективе  во многом будет определяться резервом, предназначенным для финансирования выплаты накопительной части  трудовой пенсии. Учитывая данное обстоятельство, в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы эффективности  накопительной составляющей пенсионной системы в связи с обострением  проблемы размещения пенсионных накоплений, заключающейся в возрастающем объеме средств, подлежащих размещению государственной  управляющей компанией в государственные  ценные бумаги.

Анализ текущего финансового состояния исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и актуарный прогноз  на долгосрочную перспективу. Показывает резкое углубление негативных тенденций  в развитии пенсионной системы, обусловленных, прежде всего, угрозой потери ее самостоятельности (автономности) и финансовой устойчивости в связи с грядущим ухудшением демографической ситуации в стране, снижением ставки ЕСН и несовершенством  отдельных норм действующего пенсионного  законодательства.

Скорректированы в сторону увеличения основные параметры  бюджета ПФР на 2009 год. Это связано  с ростом базовой части трудовой пенсии в 2009 году (42.8 %, в отличие от запланированных ранее 37,1 %). Страховая  часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 26,3 % (вместо 15,6 %). В результате, к  концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую  в России получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб. Размер социальной пенсии, которую  получают 2,5 млн. россиян, в конце  года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля

На реализацию дополнительных мероприятий по повышению  пенсий и пособий ПФР в 2009 году получит дополнительные ассигнования из федерального бюджета: 315,6 млрд. рублей на финансирование увеличения страховой  части трудовой пенсии, 12,45 млрд. рублей на выплату базовой части и 11,52 млрд. рублей на дополнительную индексацию ЕДВ. Общий объем доходов бюджета  ПФР в 2009 году составит 3,3 трлн. рублей. Удельный вес средств федерального бюджета в общих дохода ПФР  достигнет 62,6 %.

С 01.08.2008 страховая  часть трудовых пенсий увеличена  на 8% на основании постановления  Правительства Российской Федерации  от 21.07.2008 № 548 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2008 г. страховой  части трудовой пенсии. Кроме того, с 01.08.2008 согласно статье 2 Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в целях  повышения уровня материального  обеспечения отдельных категорий  граждан увеличена базовая часть  трудовой пенсии.

При этом увеличению подлежит страховая и базовая  части трудовой пенсии любого вида (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

По состоянию  на 31.07.2008 трудовая пенсия по старости, составляла 3520,71 рублей, из них: базовая  часть трудовой пенсии - 1560,00 рублей, страховая часть трудовой пенсии - 1960,71 рублей. С 01.08.2008 размер трудовой пенсии по старости гражданина. Составит 3911,57 рублей, из них: базовая часть трудовой пенсии - 1794,00 рублей, страховая часть трудовой пенсии - 2117,57 рублей.

На основании  Федерального закона от 01.11.2007 № 244-ФЗ увеличению подлежат не только трудовые пенсии, но и пенсии, установленные отдельным  категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (например, вторая пенсия по инвалидности участникам Великой Отечественной  войны), размер которых определяется в процентном отношении от размера  базовой части трудовой пенсии по старости.

В условия финансового  экономического кризиса была разработана  антикризисная программа.

Все пособия  и социальные выплаты, финансируемые  из федерального бюджета, в 2009году будут  «доиндексированы» с учетом нового прогноза инфляции.

Обсуждая программу  на заседании правительства, премьер  Владимир Путин уточнил еще раз, что, как и планировалось ранее, средний размер социальной (минимальной) пенсии в конце года составит 4294 рубля и догонит прожиточный  минимум пенсионера. Средняя трудовая пенсия к концу года вырастет на 23,9%, на 8,7% опережая инфляцию.

Что касается детских  пособий, весь детский «пакет» был  увеличен с 1 января на 8,5%, но принято  решение пересчитать эти выплаты  еще раз—с учетом повышения опять  же с 1 января на 13%. В частности, единовременное пособие при рождении ребенка  составит 9989,86 руб. (по сравнению с  январем 2008 года—увеличение на 1,3 тыс. руб.). Минимальный порог ежемесячных  пособий работающим мамам по уходу  за первым ребенком до 1,5 лет вырастет до 1873,1 руб., за вторым и последующими детьми — до 3746,2 руб. Максимальный размер этого пособия, который зависит  от уровня зарплаты, будет равен 7492,4рубля.

Кроме того, будет  пересмотрен размер материнского капитала - он вырастет до 312 тыс. 162 руб., то есть на 12,431 тыс. руб. по сравнению с нынешним уровнем.

Государственная Дума утвердила в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений  в Федеральный закон «О бюджете  Пенсионного фонда Российской Федерации  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Скорректированы в сторону увеличения основные параметры  бюджета ПФР на 2009 год. Это связано  с ростом базовой части трудовой пенсии в 2009 году (42.8 %, в отличие от запланированных ранее 37,1 %). Страховая  часть трудовой пенсии будет проиндексирована на 26,3 % (вместо 15,6 %). В результате, к  концу 2009 года среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, которую  в России получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера на 33% и будет составлять 5 641 руб. Размер социальной пенсии, которую  получают 2,5 млн. россиян, в конце  года достигнет величины прожиточного минимума пенсионера – 4 294 рубля.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации