Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 18:23, курсовая работа
Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца
Пенсионный фонд Российской Федерации
Введение
Пенсионное обеспечение
является базовой и одной из самых
важных социальных гарантий стабильного
развития общества, поскольку непосредственно
затрагивает интересы нетрудоспособного
населения, а оно обычно составляет
свыше 25-30 % населения любой страны.
Также этот вопрос косвенно касается
и всего трудоспособного
Объектом моей курсовой работы является деятельность Пенсионного Фонда Российской Федерации и его финансовая устойчивость.
В силу масштабности
государственной программы
Основными задачами
моей курсовой работы является изучение
исторического аспекта развития
Пенсионного обеспечение в
Курсовая работа
состоит из трех глав. Первая глава
посвящается рассмотрению истории
развития Пенсионного фонда в
России. Здесь же описаны задачи,
функции и полномочия Пенсионного
фонда, теоретические основы организации
пенсионного обеспечения в
Во второй главе, исходя из общих теоретических положений, рассмотренных в первой главе будет проанализировано деятельность и анализ состояния пенсионного фонда по России и по Оренбургской области за 2006-2008гг. Также определена финансовая устойчивость Пенсионного фонда РФ.
В третьей главе я описала основные направления и перспективы пенсионной реформы и оценка состояния Пенсионного фонда РФ.
Информационную
и теоретическую базу исследования
для моей курсовой работы составили
следующие источники: Бюджетный
кодекс Российской Федерации, Законодательные
акты Российской Федерации, учебные пособия
под редакцией В.П. Климовича, Л.А. Дробозиной.,
Г.Б. Поляка, периодические издания: журналы
«Финансы», «Финансы и кредит», «Российская
газета», а так же материалы размещенные
с глобальной сети Интернет и электронные
ресурсы КонсультантПлюс, Гарант.
1.
Социально-экономическая
сущность Пенсионного
фонда РФ
1.1
Исторические аспекты
развития пенсионного
обеспечения
Пенсионный фонд
России образовался постановлением
Верховного совета РСФСР от 22 декабря
1990г. в целях государственного управления
финансами пенсионного
Еще в 1932 году для
отдельных категорий трудящихся
решением Совнаркома СССР было установлено
пенсионное обеспечение по старости
с понижением общеустановленного пенсионного
возраста и уменьшением для других
категорий необходимого трудового
стажа, для чего был утвержден
«Временный список вредных профессий,
дающих право на понижение стажа
и повышение пенсии». Согласно этому
нормативному акту пенсия по старости
на льготных условиях назначалась на
10 лет раньше как мужчинам, так
и женщинам при наличии 20-летнего
трудового стажа, из которых трудовая
деятельность, дающая право на пенсионные
льготы, должна была быть не менее 10 лет.
В течение десяти послевоенных лет
(после окончания Великой
Причинами быстрого развития пенсионного обеспечения на льготных условиях состояли в следующем.
1. Экономическое
развитие страны, которое в это
время уже позволило назначать
пенсии в более раннем
2. Общие размеры
пенсий явно отставали от
В соответствии с законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти: усилить контроль представленных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения:
передать исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
Создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
снять нагрузку
с центрального бюджета, из которого
раньше давались дотации на социальную
защиту населения.
1.2
Правовое регулирование
пенсионного обеспечения
в РФ
Согласно пункту
1 Положения о Пенсионном фонде
Российской Федерации (России), утвержденного
постановлением Верховного Совета Российской
Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный
фонд Российской Федерации является
самостоятельным финансово-
В соответствии
с положениями статьи 5 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном
пенсионом страховании в
При этом Пенсионный фонд имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входит в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, наделенным публично-властным полномочиями и имеющим специальную правоспособность.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионом фонде Российской Федерации (России), а так же Положением о Правление Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглашает Председатель Правительства (состав правления Пенсионного фонда России см. приложение 1).
С 01.01.2002 введены в действие два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплат пенсий.
Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» внес изменения в порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии. Так, в частности, согласно новому пенсионному законодательству размер трудовой пенсии состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. При этом базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета, страховая часть – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования.
Федеральный закон
от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании
средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии в РФ» установил
правовые основы отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений, определил особенности
правового положения, права, обязанности
и ответственность субъектов
и участников отношений по формированию
и инвестированию средств пенсионных
накоплений, а так же установил
основы государственного регулирования
контроля и надзора в сфере
формирования и инвестирования средств
пенсионных накоплений. Кроме того,
указанный Закон закрепил за пенсионным
фондом Российской Федерации новые
права и обязанности как
С целью создания
законодательных основ
Указом Президента
Российской Федерации от 09.03.2004 № 314
«О системе и структуре
В развитие вышеназванного Указа Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 321 было утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в котором уточнены функции и полномочия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в том числе в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного
фонда РФ (ПФР) - второй по величине после
федерального, поэтому эффективность
и целесообразность использования
бюджетных средств является существенной
задачей в его деятельности. В
связи с этим возникает вопрос
о контроле за осуществлением этой
деятельности. Структура контроля за
деятельностью Пенсионного
В соответствии с ФЗ РФ «О бюджете Пенсионного фонда России на 2009г. и плановый период 2010-2011гг» На 2009 год общий объем доходов бюджета спланирован в сумме 3 217 млрд. рублей. Расходная часть бюджета определена в размере 2 911 млрд. рублей. Таким образом, предусматривается, что предельный объем профицита бюджета 2009 года составит 306 млрд. рублей. На плановый период 2010 и 2011 годов предполагается увеличение поступлений в доходную часть бюджета до 4 102 млрд. рублей в 2010 году и 4 757 млрд. рублей в 2011 году. С учетом планируемых расходов в указанный период профицит бюджета 2010 и 2011 годов составит, соответственно, 380 млрд. рублей и 489 380 млрд. рублей. Следует отметить, что бюджет Фонда на 2009 и 2010 год спланирован с дефицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий. К 2011 году в указанной части профицит бюджета составит 9,87 млрд. рублей. Законом, в частности, утверждено распределение бюджетных ассигнований и межбюджетных трансфертов, установлены особенности исполнения бюджета Фонда в 2009 году.
Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также наблюдательным советом страховщика, создаваемым в порядке, определяемом Правительством РФ. Счетная Палата РФ проводит детальные проверки ПФР и его региональных отделений и осуществляет следующие задачи: