Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.

Содержание

Введение
Глава I. Пенсионный фонд РФ, его состав и значение
1.1. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ
1.2.Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда РФ
Глава II. Механизм формирования и использования средств Пенсионного фонда России
2.1. Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ в 2007-2008 годах
2.2. Основное направление расходования средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2008 годах
Глава III. Совершенствование пенсионной системы РФ
3.1. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения
3.2. Внедрение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ
3.3.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на плановый период 2009 и 2010 годов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.45 Кб (Скачать)

   Сегодня общепризнано, что многоуровневая схема  может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. Именно этот путь выбрали многие страны своих пенсионных схем. Лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью отказались от распределительной системы, и перешли на накопительную.

   В большинстве стран смешанные, многоуровневые системы включают и накопительные, и распределительные элементы. Ряд  государств, совершенствуя свои распределительные  схемы, ввели в них систему  условно-накопительных счетов, обеспечив  тем самым более тесную связь  накопленных индивидом взносов  и его пенсии в рамках старой системы.

   Дополнительная  профессиональная пенсионная система  может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной  или использовать одновременно оба  эти принципа. Ее финансирование может  осуществляться как исключительно  за счет взносов работодателя, так  и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь  финансовое покрытие в форме накопленных  активов и будущих поступлений  взносов (актуарный баланс).

   При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.

   В частности, для организаций, имеющих  такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для  взимания взносов на государственное  пенсионное обеспечение.

   Кроме того, в качестве возможного решения  взносы, отчисляемые организациями  на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения  справедливой распределительной политики представляется необходимым установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении  налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное  пенсионное обеспечение.

   Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться  в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Вместе с тем следовало  бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам.

   Таким образом, предполагается, что в нынешнюю распределительную систему будут постепенно вживляться элементы накопительной системы с тем, чтобы в среднесрочной перспективе распределительный и накопительный элементы существовали в государственной пенсионной системе на паритетных началах. При этом длительность этапов формирования накопительной системы и последовательность перераспределения обязательств были определены с учетом того, чтобы не привести существующую пенсионную систему к финансовой дестабилизации. Факторами, обеспечивающими стабилизацию финансового положения пенсионной системы в переходный период, будут служить:

  • более жесткая привязка размера пенсионных выплат к величине поступлений в Пенсионный фонд;
  • учет ожидаемой продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулировании более позднего выхода на пенсию через систему условно-накопительных и именных накопительных счетов;
  • обеспечение более четкого разграничения обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом России и другими источниками, включая федеральный бюджет и социальные внебюджетные фонды;
  • увеличение сбора страховых взносов в результате внедрения системы условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов.

   Для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается провести ряд дополнительных мероприятий:

  • повысить собираемость пенсионных взносов, главным образом за счет расширения базы плательщиков и значительного повышения доли отчислений, уплачиваемой непосредственно работником;
  • оптимизировать технику доставки пенсий, используя современные технологии, что должно привести к ускорению оборачиваемости пенсионных средств, уменьшению задержек с выплатой пенсий, сокращению расходов на доставку. [9]

3.2.Внедрение  персонифицированного  учета в новой  пенсионной системе  РФ

   C вступлением в силу с 2002 года  федеральных законов "О трудовых  пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном  обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

   Пенсионная  реформа направлена на изменение  существующей распределительной системы  начисления пенсий, дополняя ее накопительной  частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином.

   Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника. Существовавшая ранее система  назначения пенсий не давала работнику  возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным  уровнем доходов и из одних  регионов в другие. Тогда как новая  пенсионная модель в значительно  большей мере является страховой  и учитывает пенсионные права  граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

   Для работающих пенсионеров предусмотрено  улучшение их благосостояния. Для  людей пред пенсионного возраста реформа эквивалентно учитывает  пенсионные права, которые граждане приобрели в старой и новой  пенсионной системах. Потому для этой категории населения будет произведен специальный перерасчет их условных накоплений с использованием сведений о совокупном трудовом стаже. Ряд  категорий пенсионеров этой группы также получит надбавки к пенсии за выслугу лет. Это относится  к работникам сферы образования, здравоохранения и культуры.

   Согласно  новой пенсионной модели взносы в  ПФР, которые составляют в совокупности 28%, до разделены на три части: 14% направляются в федеральный бюджет и используются для выплаты базовой государственной  пенсии (гарантированный минимум сейчас составляет 450 рублей); 8-12% от оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии и перечисляются в ПФР (вместе с базовой частью должна составлять не менее 600 рублей, но не превышать 50% средней зарплаты за все время трудовой деятельности); от 2 до 6% направляются в фонд для формирования «накопительной составляющей трудовой пенсии». Накопительная составляющая будет формироваться за счет части единого социального налога, уплачиваемого работодателем, а ее размер привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных на индивидуальном счете гражданина средств.

   В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали  мужчины 1952 года рождения и старше и  женщины 1956 года рождения и старше,–  то есть те, кто должен был выйти  на пенсию в течение десяти после  начала реформы. А граждане, родившееся раньше 1967 года, до 1 января 2005 года, как  предполагается, будут участвовать  в ней в ограниченном объеме –  их накопительные поступления составляют пока 2% от размера легальной заработной платы, а с января 2005 года этот платеж будет возвращен в страховую часть. Сами же средства, перечисленные на специальную (накопительную) часть их лицевых счетов останутся в их распоряжении до достижения ими пенсионного возраста.

   Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений в Пенсионный фонд, производимых работодателем. Это должно стимулировать работников, а следом за ними и работодателей, к отказу от разного рода «серых» зарплатных схем и вывести скрытые части зарплат из тени, тем самым увеличив поступления средств, для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

   Персонифицированный учет позволяет установить зависимость  размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов, создает заинтересованность у работодателя и у самих работающих в своевременной и полной уплате страховых взносов. Однако необходимо заметить, что персонифицированный учет, как показывает опыт зарубежных стран, эффективен в случаях, если работник уплачивает на пенсионное страхование сумму равную или приближенную к взносам работодателя.

   Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка  назначения и пересчета пенсий с  ориентацией на использование данных лицевых счетов.

   С точки зрения практической реализации программы пенсионной реформы наиболее сложными являются меры, связанные  с внедрением персонифицированного учета пенсионных страховых взносов. Дело в том, что для формирования пенсии на новых условиях, заложенных в программу, потребуется целый ряд новых информационных компонентов, не предусмотренных законом о персонифицированном учете. Изменения связаны в основном с введением условно-накопительных и именных пенсионных счетов.

   Условно-накопительные  счета представляют собой лицевые  счета, которые открываются гражданам  в Пенсионном фонде и служат для  отражения пенсионных страховых  взносов, уплаченных за работников их работодателями. Отражаясь на этих счетах, взносы, тем не менее, не накапливаются  на них физически, не являются живыми деньгами. Это просто условные записи на счетах. Сами же деньги будут использоваться Пенсионным фондом для выплаты текущих  пенсий.

   Другой  особенностью нового механизма определения  размера пенсии, является тот момент, что каждому человеку одновременно с открытием условно-накопительного счета будет начисляться на этот счет величина, так называемого первоначального  капитала. Все дело в том, что долгое время на пенсию будут выходить люди, у которых большая часть трудовой деятельности приходится на период, когда  персонифицированный учет страховых взносов еще отсутствовал. Размеры пенсионных взносов за этот период, конкретно выплаченных за них работодателями, неизвестны. Поэтому в законодательстве необходимо предусмотреть ещё и определенные переходные положения. Именно за это период трудовой деятельности и придется осуществить расчет условно-накопительного капитала.

   Также важной особенностью новой пенсионной программы является тот момент, что  не будет существовать ограничение  максимальной пенсии. Любая сумма  взносов, оказавшаяся у человека на момент выхода на пенсию на счете, деленная на ожидаемую продолжительность  жизни, исчисленную актуарно, дает размер его пенсии, который может быть достаточно большим.

   Одновременно  с введением условно-накопительных  принципов назначения страховых  пенсий программа предусматривает  и начало поэтапного внедрения накопительных  элементов финансирования пенсий. Однако в первые пять лет после начала этой части пенсионной реформы выход  на пенсию с использованием средств  накопительного элемента не предусматривается, так как за первые пять лет объем  накоплений на счетах у работников будет столь незначительным, что  вряд ли сможет серьёзно отразиться на величине назначаемой пенсии. Поэтому  принято решение для тех, кто  в 2000 году будет находиться в возрасте за пять и менее лет до достижения пенсионного возраста, эту систему  не вводить, освободить от этой методики. Для всех остальных работников обязательным будет введение в рамках персонифицированного учета ещё одной категории  счетов.

   Это именной накопительный пенсионный счет, фактически реальный типа банковского  депозита, на котором будут присутствовать реальные деньги. Эти взносы будут  инвестироваться по специальным  правилам Пенсионным фондом через систему  управляющих компаний. Тот инвестиционный доход и накопления, которые будут  формироваться за счет инвестирования этих средств, будут регистрироваться и распределяться между всеми  владельцами именных накопительных  пенсионных счетов.

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы