Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.

Содержание

Введение
Глава I. Пенсионный фонд РФ, его состав и значение
1.1. Сущность, роль и основные задачи Пенсионного фонда РФ
1.2.Порядок образования и расходования средств Пенсионного фонда РФ
Глава II. Механизм формирования и использования средств Пенсионного фонда России
2.1. Анализ формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ в 2007-2008 годах
2.2. Основное направление расходования средств Пенсионного фонда РФ в 2007-2008 годах
Глава III. Совершенствование пенсионной системы РФ
3.1. Создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения
3.2. Внедрение персонифицированного учета в новой пенсионной системе РФ
3.3.Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на плановый период 2009 и 2010 годов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.45 Кб (Скачать)

   Наибольший  объем увеличения бюджетных назначений имели следующие  статьи доходов бюджета  ПФР:

  1. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии, увеличены на 95100000,0 тыс. рублей, или на 12,6 %, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховых взносов на выплату страховой части трудовой пенсии увеличена с учетом фактического исполнения бюджета ПФР за 8 месяцев 2007 года и ожидаемой оценки поступлений в сентябре-декабре 2007 года.
  2. Средства, поступающие из федерального бюджета в бюджет ПФР на финансирование базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0 тыс. рублей, или на 5,4 %, и составили 590038509,4 тыс. рублей. Увеличение финансирования базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличивается размер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорционально данному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий, назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, и других выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой части трудовой пенсии по старости;
  3. Средства федерального бюджета, передаваемые ПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, увеличены на 9887419,1 тыс. рублей, или на 5 %, и составили в сумме 206053912,6 тыс. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджета ПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета на осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, увеличены на 8572258,1 тыс. рублей, или на 6,2 %, и составили 147066844,3 тыс. рублей.[3]

Рассмотрим  формирование доходной части бюджета  Пенсионного фонда  на 2008 год.

     Основным нормативно правовым  документом, регулирующим данную  сферу, является федеральный закон  "О бюджете Пенсионного фонда  Российской Федерации на 2008 год", принятый Государственной Думой 6 июля 2007 г и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г.

   Проект  бюджета Фонда на 2008 года по доходам сформирован в сумме 2330,6 млн. рублей. В том числе:

  • Поступление страховых взносов– 1029,3 млн. рублей;
  • Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Пенсионного фонда РФ – 1280,3 млрд. рублей

   В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, начиная с 2008 года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 % за счет соответствующего уменьшения отчислений на страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступлений страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около 100 млрд. рублей, или на 89,6 % по отношению к 2007 году.[4]

   Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации за 2007 и 2008 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов.

   Основными причинами увеличения доли средств  федерального бюджета в бюджете  ПФР являются:

  • возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета;
  • низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов;
  • снижение с 1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14 % до 6 %; изменение с 2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %;
  • несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

   Что касается структуры доходов, то большую  часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют  безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем  месте доходы от размещения пенсионных накоплений.

2.2. Основное направление  расходования средств  Пенсионного фонда  РФ в 2007-2008 годах

   Согласно  статье 147 Бюджетного Кодекса РФ –  расходование средств государственных  внебюджетных фондов осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных  фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

   Бюджет  Пенсионного фонда на 2007 год утвержден по расходам в сумме 1727,5 млрд. рублей. В том числе:

  • На выплату базовой части трудовой пенсии - 559,3 млрд. рублей;
  • На выплату страховой части трудовой пенсии – 796,4 млрд. рублей;
  • На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 100,1 млрд. рублей;
  • На осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и инвалидам – 186,7 млрд. рублей;
  • Денежные выплаты другим категориям граждан в соответствии с законодательством, расходы по накопительной составляющей бюджет ПФ – 33,5 млрд. рублей;
  • Аппарат органов управления ПФ – 42,2 млрд. рублей;
  • Прочие расходы – 9,6 млрд. рублей.

   Следует отметить, что параметры расходов бюджета ПФР на 2007 год скорректированы в целях приведения их в соответствие с объемами средств, предусмотренных на указанные цели в доходной части бюджета ПФР.

     Такой корректировке подверглись расходы на выплату базовой части трудовой пенсии, на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан и на другие социальные выплаты, финансирование которых осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств федерального бюджета, а также расходы на материальное обеспечение специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, выплату пенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и выплату доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации.[3]

Рассмотрим  расходную часть  бюджета Пенсионного  фонда на 2008 год.

     Законопроект бюджета Фонда на 2008 год сформирован по расходам в сумме 2113,7 млн. рублей.[4] В том числе:

  • На выплату базовой части трудовой пенсии – 708,3 млрд. рублей;
  • На выплату страховой части трудовой пенсии – 929,2 млрд. рублей;
  • На выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению – 117,7 млрд. рублей;
  • На осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам и инвалидам – 252,6 млрд. рублей;
  • Денежные выплаты другим категориям граждан в соответствии с законодательством, расходы по накопительной составляющей бюджет ПФ – 50,4 млрд. рублей;
  • Аппарат органов управления ПФ – 45,2 млрд. рублей;
  • Прочие расходы – 10,3 млрд. рублей.[приложение 2]

   Таким образом, можно сделать вывод, о  том, что в структуре расходов бюджета пенсионного фонда России преобладают расходы на выплату  трудовой пенсии (80%),  пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного Фонда, то складывается тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имеют тенденцию к увеличению. В структуре пенсии большую часть занимает страховая составляющая, далее базовая и накопительная части. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава III. Совершенствование пенсионной системы РФ

3.1. Создание многоуровневой  системы пенсионного  обеспечения

   При планировании пенсионной реформы возникает  необходимость учета российской специфики в организации пенсионного  обеспечения. Этот вопрос исключительно  важен в свете того факта, что  в мире нет абсолютно одинаковых пенсионных систем, даже пенсионные системы, в основе которых лежат одни и  те же принципы, характеризуются многообразием  национальных особенностей.

   В России отсутствуют какие-либо сверх  специфические цели, для достижения которых нужны из ряда вон выходящие  решения. Для правильного построения пенсионной системы необходимо правильно  подобрать имеющиеся в мировой  практике и в России подходы, которые  в наибольшей степени отвечали бы условиям российской действительности.

   Во  всем мире пенсионные системы, характеризуемые  многочисленными национальными  особенностями, которые обусловлены  процессами исторического развития и влиянием тех или иных идей, переживают в настоящее время  период осмысления и подвергаются постоянной трансформации, направленной на совершенствование  возложенных, на них функций. Поэтому  слепое заимствование опыта других стран при реформировании системы  пенсионного обеспечения в России является достаточно бесперспективным. Более продуктивным представляется анализ этого опыта с целью  выявления подходов, которые позволяют  наиболее эффективно решать возложенные  на пенсионную систему задачи не только в настоящее время, но и в перспективе.

   Кризис  пенсионной системы Росси – это  кризис формационного свойства: происшедшие  в стране формационные изменения  по времени значительно опередили  требуемые институциональные изменения  пенсионной системы. Продолжающая существовать в прежних формах пенсионная система  не соответствует изменившимся экономическим, правовым и социальным условиям, и  она обречена на воспроизводство  кризисных ситуаций, и сама является элементом, тормозившим социальное и экономическое развитие страны.

   В 1997г. как элемент развития Концепции 1995г., был предложен проект Программы  пенсионной реформы в Российской Федерации.[6] Суть новых предложений сводится к внедрению в практику пенсионного обеспечения страховых механизмов в различных формах: индивидуальных именных накопительных и условно-накопительных счетов, профессиональных пенсионных систем.

   Согласно  данной Программе предполагается создать  комбинированную (распределительную  и накопительную пенсионные системы) пенсионную систему, включающую три  уровня пенсионного обеспечения  граждан:

  1. Государственное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий обеспечивается в зависимости от страхового (трудового) стажа, уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования. Источник финансирования – за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд, средства, полученные от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;
  2. Государственное пенсионное обеспечение – для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, не имеющие достаточного трудового стажа, - за счет средств федерального бюджета;
  3. Дополнительного пенсионного страхования, формируемого по накопительным схемам за счет добровольных взносов работодателей и граждан, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - обязательных взносов на профессиональные пенсии, выплачиваемые по условиям труда.

   Негосударственное пенсионное обеспечение в пенсионной системе рассматривается как  дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в  форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Обе эти формы должны развиваться.

   Многоуровневая  система страхует от многих рисков - особенно от общего, обусловленного неопределенностью  в экономике и политике (правительственные  или рыночные кризисы, изменения  в относительных ценах труда  и капитала) - с помощью диверсификации типов управления (государственный  и частный), источников финансирования (капитал и труд) и инвестиционных стратегий (акции и облигации, международные  и внутренние инвестиции).

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в финансировании социальной сферы